Кубок мира возвещает появление «новой» Кореи
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020702/4115-4-2_0.jpg)
Для того, чтобы понять значение «связей» в Корее, необходимо рассматривать их как элемент целого ряда традиций и правил поведения, существующих в корейском обществе. Для корейцев знание своего места в обществе — нормальное явление, что кажется совершенно неприемлемым для американцев. В общественных, как, и в деловых отношениях корейцы соблюдают иерархию, в которой возраст, кажется, имеет больший вес, чем результаты деятельности человека.
Хотя поступление в престижные университеты также способствует завоеванию положения в обществе в Корее, как и на Западе, и зависит от способностей человека, результаты вступительных экзаменов в Корее имеют более значительное и долговременное влияние на место индивидуума в обществе. Не будет большим преувеличением заметить, что в Америке людям приходится постоянно подтверждать свои знания и способности, в то время как в традиционном корейском обществе достаточно один раз проявить себя, чтобы устроить всю дальнейшую жизнь, по большей части, благодаря знакомствам и связям, приобретенным в результате этого начального успеха.
Так какое же отношение имеют эти и другие традиции и черты корейского общества к чемпионату мира по футболу? В прошлом знакомства и связи, очевидно, играли такую же роль в отборе спортсменов, представлявших Корею на международных соревнованиях, как и в других аспектах жизни корейского общества. Однако два года назад, когда корейская футбольная ассоциация пригласила голландца Гууса Хиддинга тренировать сборную страны по футболу, Хиддинг дал ясно понять, что игроков в сборную он будет отбирать исключительно по их способностям.
Выступление корейской сборной на чемпионате мира по футболу 2002 года наглядно продемонстрировало всей стране, что система, при которой положение человека в обществе определяется его способностями, приносит лучшие плоды, чем система, при которой оно определяется наличием связей и знакомств. Немалую роль сыграло и то, что Хиддингу удалось использовать свои тренерские способности и задействовать при подготовке команды такие сильные стороны корейского национального характера, как сообразительность, дисциплина, настойчивость и твердость воли.
Конечно, корейские традиционалисты выступают против критики того, что поддавшиеся западному влиянию корейцы называют системой связей и знакомств. По их словам, эта критика на самом деле является критикой солидарности и ответственности, которые они считают положительными чертами корейского общества. Традиционалисты также полагают, что система оценки человека по заслугам и профессиональным качествам приводит к индивидуализму, в то время как высокий уровень индивидуализма и низкий уровень общественной солидарности и ответственности являются негативными чертами западного общества. Некоторые традиционалисты даже заявляют, что не хотят для Кореи и корейцев такого же благосостояния, как на Западе, если это означает принятие индивидуализма, характерного для западного общества.
Феномен Хиддинга не возник внезапно и сам по себе. Только изменения, произошедшие к тому времени в корейском обществе, позволили пригласить европейского тренера для тренировки национальной сборной Кореи по футболу и дать ему возможность устанавливать свои правила при отборе игроков. Хиддинг, однако, ускорил процесс изменений в обществе, а успех сборной может сделать их поистине революционными.
Остается наблюдать, как быстро, в каком направлении и с какими последствиями будут продолжаться эти изменения. Сами корейцы говорят о необходимости учиться на уроках, преподанных Хиддингом. Однако воссоздание западной модели общества, где человек оценивается по его достоинствам, — задача не из легких. Футбольная команда — относительно простая организация. Гораздо сложнее будет распространить рецепт Хиддинга на все общество. Однако каковы бы ни были результаты, кажется, что в случае чемпионата мира по футболу 2002 года последствия успеха команды в крупнейшем спортивном соревновании будут долговременнными.
Проект Синдикат для «Дня» Хершел И. ГРОССМАН
Хершел И. ГРОССМАН, профессор экономики в Университете Браун (США).
Выпуск газеты №:
№115, (2002)Section
Подробности