Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Квадрига»

Штрихи к портретам
14 ноября, 00:00

ПОДРОСШИЙ ПОЛИТИК

Сегодня Украина имеет довольно квалифицированного премьер-министра. Но уровень квалификации человека, занимающего должность главы правительства, не является решающим аргументом, если дискуссия касается политического торга наиболее влиятельных политических сил. Именно политические соображения вынудили парламент выразить недоверие прошлому Кабинету Министров, что позволило полтора года назад занять премьерский кабинет Анатолию Кинаху. Теперь уже ему приходится просить народных депутатов при оценке работы Кабмина руководствоваться прежде всего экономическими показателями. Но кому как не Анатолию Кирилловичу понимать, что эти просьбы услышаны не будут. Кстати, еще во время парламентских выборов второй номер Кинаха в списке партии власти четко показывал: премьером готовы жертвовать.

Впрочем, малые шансы на выигрыш никогда не означали для Кинаха, что нужно опустить руки. За последние годы он это прекрасно продемонстрировал на примере решения торговых проблем с Россией. Ранее украинское правительство не позволяло себе столь жестко отстаивать национальные экономические интересы в переговорах с Москвой. При чем чаще всего результатом такой жесткости становилось достижение компромисса с северным соседом, как это случилось в случае с недавним смягчением таможенного режима для экспорта в Россию украинских труб. И хотя далось это решение лишь после отмены ограничений на ввоз сразу 20 групп российских товаров, но стоит отметить, что ранее эти ограничения вводились лишь как ответные меры. Тактические жертвы ради итоговой победы являются излюбленным методом Анатолия Кинаха и во внутренней политике. Однако внутри страны всегда есть опасность увязнуть в обязательствах перед «политическими кредиторами». Впрочем, нынешнее шаткое положение вынуждает премьера к нехарактерным для него шагам .

На этой неделе Кинах довольно авантюрно отвлек внимание пропрезидентского большинства на поиск кандидатуры на пост главы Национального банка Украины. Во вторник именно Кинах неожиданно предложил Президенту подумать над увольнением с этой должности Владимира Стельмаха. Согласится ли Леонид Кучма с этим предложением — еще вопрос, ведь в период выхода Украины на внешние рынки для солидных заимствований кадровые перестановки в НБУ являются более чем нежелательными. Всплывашая кандидатура «сменщика» — Сергея Тигипко, только укрепила впечатление о том, что дело не в Стельмахе, а в кандидатуре премьера. Кроме того, Анатолий Кинах выиграл еще несколько драгоценных дней, сохранив неопределенность парламентского большинства в отношении единой кандидатуры на пост премьера. Если эта неопределенность будет нарастать и в дальнейшем, есть маленький шанс на то, что Президент хотя бы временно откажется от идеи менять главу Кабмина.

За период работы во главе правительства Анатолий Кинах не дал повод для крупных обид ни одной из влиятельных политико- финансовых групп. Задолженность по возмещению НДС экспортерам, из-за которой больше всего пострадали предприятия, близкие к Партии регионов, во многом возникла из-за неслаженности работы министра финансов Игоря Юшко и главы Налоговой администрации Николая Азарова, выходцев из Донбасса. Две наиболее влиятельные днепропетровские группы несколько раз вовлекались в различные приватизационные скандалы, но если дело доходило до вмешательства премьера, он был склонен отдавать симпатии интересам крупного бизнеса, а не государства. В последнее время существенно пострадали бизнес-структуры, близкие к блоку «Наша Украина». Но упрекать лично Кинаха в этом политическим оппонентам сложно. Анатолий Кинах во многом продолжает выполнять обязанности президента УСПП с расширенными полномочиями, всячески поддерживая интересы промышленного директората. К сожалению для главы правительства, не директорат сейчас определяет, оставаться ему на этой должности, или нет.

И еще одно любопытное внешнее наблюдение: за полтора года работы на посту премьера Анатолий Кинах не только укрепил свой аппаратный опыт, но и получил навыки общения с аудиторией. Еще в прошлом году глава Кабмина был очень зажат в поведении на публике, его заявления на пресс-конференциях выглядели малоестественно. В последнее время эта проблема стала уже не столь очевидной. Анатолий Кириллович умеет пошутить, смело раздает комплименты журналисткам, «подкалывает» авторов критических в адрес правительства статей. Из опытного, но внешне неброского хозяйственника, Анатолий Кинах превратился в публичного политика, любящего «работать» с публикой.

В случае сохранения за собой премьерского кресла Кинах безусловно и в дальнейшем будет наращивать политическую мускулатуру. Не исключено, что сформированное в конце года коалиционное правительство продержится до президентских выборов 2004 года — а там чем черт не шутит? В начале ноября на сайте правительства в Интернете несколько дней висела информация о том, что Анатолию Кинаху доверяют 40% граждан Украины. Вряд ли это заявка на участие в будущих выборах. Но политическое будущее нынешнего премьера в любом случае сомнению не подлежит — если он удержится на нынешней должности.

СПРОС НА АПОЛИТИЧНОСТЬ

Наметившаяся еще несколько лет назад тенденция к формированию украинского правительства по партийному принципу не уменьшила спрос на госчиновников высшего ранга, не склонных к работе в сфере публичной политики. В свое время именно эта характеристика открыла двери премьерского кабинета перед нынешним главой Кабмина. И вот теперь, когда в стране развернулась новая кампания по формированию правительства, имидж аполитичного хозяйственника, будто по наследству, перешел к Олегу Дубине.

Первый вице-премьер украинского правительства является одной из наиболее непубличных фигур киевского политикума. Олег Дубина не любит тратить время на общение с прессой, и поэтому большинство столичных журналистов пишет о нем слегка отстранено, не решаясь давать однозначных оценок. В кругах промышленного директората он известен как человек, знающий подноготную работы любой крупной компании. Не раз именно это помогало Дубине в течение однодневной командировки решать порой даже многолетние конфликты различных промышленно-финансовых групп. Резкости и прямоты для этого у первого вице-премьера достаточно. Возможно, именно поэтому большинство подобных совещаний он предпочитает проводить за закрытыми дверями.

В правительство Олег Дубина пришел с флером удачного менеджера, превратившим сначала Алчевский, а потом Криворожский металлургические комбинаты из затухающих промышленных монстров в динамично развивающиеся компании. Хотя злые языки отмечали льготный режим этих предприятий. Аполитичный хозяйственник отлично ложился в давно озвученную Президентом формулу идеального премьера («плуг с рулем»), и поэтому появление директора «Криворожстали» в Кабмине было вполне предсказуемым. Леонид Кучма до сих пор находится с Олегом Дубиной в дружеских отношениях и не скрывает, что первый вице-премьер находится под его патронатом.

И все же, несмотря на явные соблазны заняться большой политикой, первый вице-премьер пока предпочитает работу над экономическими проблемами. Возможно, это совпадение, но большинство из них являются откровенно неблагодарными в политическом смысле. Например, именно Олег Дубина неизменно занимается расследованием всех аварий на шахтах Донбасса. Но он при этом не только умудряется избегать острой критики политиков и СМИ, но и на сегодняшний день является одним из четырех кандидатов на пост премьер-министра.

В «премьерскую четверку» Олег Дубина вошел по инициативе депутатской группы «Народный выбор», половину членов которой составляет директорат Луганской области. С бизнес-элитой этого региона у первого вице-премьера сложились хорошие отношения еще со времен работы на Алчевском металлургическом комбинате. «Нелуганский» сопредседатель «Народного выбора» депутат Николай Баграев объясняет свои симпатии к Дубине прежде всего его профессиональными качествами: «Он умеет работать, не обращая внимания на политическую мишуру. Для премьера в ближайшее время это будет очень важно». В этом еще один парадокс Олега Дубины — его аполитичность очевидна, но при этом он имеет «свою» депутатскую группу в парламенте.

Отношения Олега Дубины с другими политическими силами складываются просто — как таковых, отношений нет. Он отказался от предложения Виктора Ющенко стать вторым номером в предвыборном списке «Нашей Украины», но сохранил с лидерами крупнейшей фракции парламента ровные отношения. В правительстве он сел в кресло, которое до него занимала Юлия Тимошенко, поэтому БЮТ не скрывает своей прохладности в отношении Дубины. По словам соратника Тимошенко Александра Турчинова, сам Олег Дубина питает определенные симпатии к Виктору Пинчуку, что имело отображение в структуре трейдеров, работающих с «Криворожсталью». Если вспомнить о близких отношениях с Президентом, то на этом связи Дубины с «политическим» миром, наверное, и завершаются.

Перспективы карьерного роста открывают перед Олегом Дубиной лишь одну вершину — пост премьер-министра. Создается впечатление, что рано или поздно это событие в жизни правительственного «трудяги» обязательно произойдет. Президентских амбиций у Олега Дубины нет (во всяком случае, его в этом не подозревают), и это, скорее всего, для многих еще один аргумент в пользу его премьерства, особенно в 2004 году, накануне выборов. Именно тогда политический спрос на аполитичность Олега Дубины наверняка будет максимальным. Что касается нынешней премьерской гонки, то создается впечатление, что первый вице-премьер не очень-то и желает стать в ней победителем. Метод, кстати, в украинском политикуме довольно действенный: выдвигают часто тех, кто производит впечатление персоны, ни на что не претендующей.

ХОРОШО ИНФОРМИРОВАННЫЙ ОПТИМИСТ

В стране, экономика которой на 60% находится в тени, должность председателя Налоговой администрации обречена быть одной из самых влиятельных. Украинские налоговики имеют возможность определять, каких неплательщиков призвать к ответу в первую очередь, а каких оставить на потом. Главный налоговик страны, Николай Азаров, делает все, чтобы у общества не возникало подозрений в его личных симпатиях или антипатиях к той или иной финансово-политической группе — должность обязывает. В отсутствии взвешенного подхода к формированию имиджа своего ведомства его никто упрекнуть не может. Политический же имидж Николая Азарова сейчас находится в процессе реконструкции в связи с участием в премьериаде. Кандидатом на пост главы правительства его выдвинула депутатская группа «Европейский выбор», негласным куратором которой Николай Янович считался с самого ее создания.

Николай Азаров считает себя коренным россиянином, и именно этим до последнего времени оправдывал отсутствие не только президентских, но и премьерских амбиций. «Руководить Украиной должен украинец», — любит говорить Николай Янович в ответ на провокационные вопросы журналистов. Стоит отметить, что брать налоги с украинцев у россиянина получается неплохо. Незнание в совершенстве украинского языка не помешало ему не только стать фигурой, с которой ищут дружбы все политические силы , но и вырастить на усыхающем властном грунте мощную структуру, имеющую собственные административные, силовые и даже научные ресурсы. Самым слабым местом Налоговой являются размеры официальных зарплат ее работников. Тем не менее престижность профессии налогового сотрудника именно при Николае Азарове достигла невиданных вершин.

Секрет успеха Азарова заключается в его умении не уходить от проблем, а искать их решение. Например, именно так он предпочел избавляться от репутации притеснителя свободы слова (такая репутация стала закрепляться за Налоговой во время прошлых президентских выборов). В ответ Азаров пригласил международную организацию «Репортеры без границ» официально сопровождать все налоговые проверки украинских СМИ, их не проверяли во время выборов, график проверок был обнародован. Возможно, саму проблему это и не сняло, но вряд ли кто-то усомнился в имиджевой эффективности этого шага.

Подобный прием демонстративной откровенности Николай Азаров предпочитает использовать и в публичной политике. Казалось бы, должность склоняет его к необходимости отстраниться от политических дискуссий, тем более если они касаются парламентских выборов. Но в конце прошлого года он смело бросается в предвыборную пучину, возглавив Партию регионов. Она была создана на основе пяти более мелких партий, причем, как признается Николай Янович, условием их объединения было именно главенство председателя Налоговой администрации. Странно, но за короткий период пребывания Азарова у руля ПР он так и не заслужил ни одного публичного нарекания в злоупотреблении служебным положением в партийных интересах. Металлурги Донбасса, являющиеся спонсорами Партии регионов, в 2001 и 2002 годах не получали от ГНАУ возмещения по НДС так же, как и другие экспортеры. Николай Азаров не скрывает, что занимается и будет в дальнейшем заниматься политикой в качестве, скажем так, консультанта, а не публичного ньюсмейкера, причем имеет в этом деле определенный опыт. По словам Николая Яновича, он имеет отношение к образованию почти всех центристских политических партий Донбасса, начиная с начала 90-х годов. Возможно, именно опыт позволил ему отказаться от статуса народного депутата, сделав выбор в пользу сохранения явно более весомой и интересной должности.

Нынешний политический статус главы Налоговой администрации во многом определяется прямым подчинением Президенту, минуя премьер-министра. По сути, этот факт часто делает главу правительства зависимым от Николая Азарова, а не наоборот. Попытки изменить эту субординацию во времена премьерствования Виктора Ющенко закончились неудачей. ГНАУ, например, используя свои информационно-аналитические возможности тогда быстро всем объяснила, насколько реформы в ТЭКе эффективны и опровергла правительственную статистику. Тогдашний вице-премьер Юлия Тимошенко получила от Николая Азарова солидную дозу публичной критики, что стало фундаментом их долгой и прочной неприязни. Но даже откровенные политические недруги Николая Яновича признают в нем не только специалиста, хорошо знающего реальную экономику, но и расчетливого политического тактика.

Дальнейшие карьерные перспективы Николая Азарова не производят впечатления безграничных. Должность премьер-министра его не очень прельщает, во всяком случае об этом он не раз заявлял в различных СМИ. Нынешняя должность председателя Налоговой администрации, похоже, является пиком его карьеры. Если Николай Янович все же станет премьер-министром, вряд ли это поспособствует привлечению в парламентское большинство представителей оппозиции. Впрочем, если окончательный выбор будет делать не парламент, а Президент, шансы Азарова возглавить правительство повысятся. Особенно, если учесть, что Азаров является персоной, так сказать, системообразующей — у него есть опыт решения задач разной сложности и направленности в нынешней системе политико-экономических координат.

ПРЕМЬЕР-МИНИСТР ДОНБАССА

Должность губернатора Донецкой области по политическому весу немногим уступает премьер-министру Украины. Самая мощная на постсоветском пространстве концентрация промышленности дает руководителю этого региона контроль над огромными ресурсами. А лидерство по количеству населения делает область еще и политическим Сталинградом накануне каждой предвыборной кампании. Виктор Янукович работает в обладминистрации на протяжении последних пяти лет, и до сих пор демонстрировал полнейшее нежелание перебираться в Киев. «Поверьте, что у нас в области достаточно еще нерешенных проблем, так что я хочу работать здесь», — заявил Янукович в апреле этого года, когда появились первые слухи о возможной отставке нынешнего правительства. Новые политические бури вынесли Виктора Федоровича в фавориты ноябрьской премьериады, и на сей раз о своих планах он говорит прямо: я готов.

Инженер-механик из Енакиево стал олицетворением нового порядка на Донбассе. Именно с его приходом к власти в области окончательно прекратились разборки между различными криминально- бизнесовыми группами. Накопив солидный капитал, эти группы были заинтересованы в стабильности, страхующей их от очередного передела собственности. Виктор Янукович им эту стабильность дал, в обмен на, так сказать, региональную легализацию. Губернатор стал одним из инициаторов создания корпорации «Индустриальный союз Донбасса», которая на протяжении нескольких лет была главным поставщиком энергоносителей для промышленных предприятий области. Именно вокруг «ИСД» произошло цементирование общности интересов региональной бизнес- элиты. Декларируемая Виктором Януковичем идеология защиты интересов Донбасса пришлась по душе директорам металлургических и угольных предприятий.

В 2000—2001 годах цена металла на мировом рынке для предприятий Донбасса была более чем приемлемой, а налоговые льготы, предоставленные в этот период металлургам в качестве отраслевого эксперимента, поспособствовали наращиванию местной элитой невиданно мощных финансовых мускулов. Улучшение экономического состояния области дало Виктору Януковичу возможность добродушно, без агрессии, начать сначала регулярные встречи, а затем заручиться поддержкой губернаторов соседних областей, в том числе и ранее непримиримой Днепропетровской. Он всегда умел не обострять отношений с центром, действуя в целях местных администраций. В конце концов действующая под покровительством Януковича Партия регионов стала логическим завершением процесса превращения рассеянных политико-бизнесовых формирований в почти монолитную политико-финансовую группу.

«Своих» людей Виктор Федорович сейчас имеет практически во всех органах центральной власти, от Фонда госимущества и Министерства финансов до Администрации Президента. Сюда же следует добавить контроль над топливным министерством и тэковским комитетом парламента. Под надежным прикрытием из Киева в прошлом году донецкая промышленно-финансовая группа попыталась реализовать лоббируемый Януковичем проект создания регионального топливно-энергетического комплекса Донбасса. Попытка частично удалась, и после приватизации за долги (по очень «гуманным» ценам) в частные руки, а значит из-под контроля Киева, ушли три тепловых станции «Донбассэнерго» и компания «Донецкоблэнерго». Шумиха в прессе закончилась расследованием Генпрокуратуры, которое быстро сошло на нет. Но банкротить облгаз после скандальных газетных разоблачений уже не решились, к тому же защитные меры предпринял еще контролируемый Киевом «Нефтегаз Украины». Впрочем, проект «приватизации» донецкого облгаза вряд ли заморожен.

Президент довольно долго в отношении Донбасса занимался своеобразной политической благотворительностью, ожидая, что местные капиталисты во главе с самобытным губернатором смогут наконец-то перебороть гегемонию коммунистов на избирательных округах шахтерских городов. И с этой задачей Виктор Янукович справился блестяще. Новая задача, поставленная перед ним, сводится к формированию стабильного парламентского большинства с привлечением фракции «Наша Украина» или хотя бы ее части. Переговоры идут, и если они не завершатся удачно, вряд ли парламент сможет выдвинуть единую кандидатуру на пост премьера. В любом случае, шансы Януковича стать премьер-министром оцениваются более чем высоко.

За годы пребывания у руля Донецкой области Виктор Янукович настолько сросся с образом регионала, что его даже как-то трудно представить во главе правительства в Киеве. Ведь в таком случае ему наверняка придется отказаться от многих ранее провозглашенных идей насчет децентрализации политической власти, предоставления регионам большей бюджетной свободы. Но возможен и другой вариант: измениться может не Янукович, а вся страна. И тогда парадоксальная способность Виктора Федоровича жесткими методами добиваться компромиссных решений может быть прочувствована многими.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать