«Квартирный вопрос»
Объединил «реабилитированную» КПУ с ее наследницей
Корреспондент «Дня» обратился к лидеру запрещенной, реабилитированной, и наконец самоликвидированной Компартии Станиславу ГУРЕНКО с просьбой прокомментировать произошедшее событие.
— Каким образом объединение компартий повлияет на дальнейшую политику украинских коммунистов?
— Изменения политического курса не будет, поскольку обе партии имеют одинаковые стратегические задачи, программные цели, одинаковые организационные основы и социальную базу. Объединение двух компартий — это вопрос обеспечения единства коммунистического движения. Кроме того, запрещенная 30 августа 1991 года компартия имеет богатый опыт, исторические традиции. Их должна продолжать КПУ. Поэтому сегодняшнее событие имеет и большой символический смысл. Я очень доволен, что, как показало решение Конституционного Суда, у нас в Украине все-таки возможно цивилизованное решение спорных вопросов.
— На съезде было немало разговоров относительно вступления в КПУ владельцев партбилетов советского образца, которые до сегодняшнего дня не проявляли желания присоединяться к официально действующей КПУ Петра Симоненко. В кулуарах делаются разные прогнозы — кто-то надеется на присоединение нескольких десятков тысяч «старых-новых» членов, кто-то считает, что в лучшем случае таких наберется человек триста. Каков ваш личный прогноз?
— Конечно, на приход миллионов надеяться не приходится. Однако я убежден, что людей, которые выжидали, принципиально не желая вступать в партию до реабилитации той, членами которой они были, довольно много. Именно теперь наступило время обновить билеты.
— В докладе вами было заявлено, что ответственность за развал и незаконное запрещение своей партии вы связываете с именами таких политиков, как Леонид Кравчук, Иван Плющ и Леонид Кучма. Вами была выражена надежда «дожить до того времени, когда виновные за все, что произошло с КПУ, понесут заслуженное наказание». О каком именно наказании речь идет?
— Подразумевалась уголовная ответственность. Ее меру должен установить суд в соответствии с размером нанесенного компартии материального ущерба.
— А сама КПУ как полноправная правонаследница компартии советских времен готова нести историческую, моральную и юридическую ответственность за свою политику? В первую очередь имеются в виду голодомор 1932 — 1933 годов, массовые репрессии, другие преступления сталинской эпохи?
— В 1989 — 1991 годах уже принимались решения нашего политбюро, где речь шла об ответственности партии. Мы четко определились, что осуждаем преступления сталинских времен и считаем, что любое лицо, лично причастное к их совершению, должно быть наказано по закону.
Среди вопросов, которые довольно активно обсуждались на объединительном съезде (во всяком случае в кулуарах) — судьба национализированного компартийного имущества. Коммунистов можно понять — когда в помещении райкома разместились офисы процветающих предприятий, а нынешнему райкому приходится тесниться на квартире первого секретаря, недалеко и до классовой ненависти. О том, что имущественные вопросы КПУ рассматривать будет, официально заявил ее лидер Петр Симоненко. Более подробно прокомментировать «Дню» позицию партии согласился член руководства КПУ, народный депутат Георгий КРЮЧКОВ :
— Исходя из решения Конституционного Суда, вопрос о возврате имущества вполне естественный. Партию произвольно объявили вне закона, над нею издевались, ее унизили и обворовали. Неужели было бы несправедливо возвратить украденное? Другое дело, когда речь идет об имуществе, которое компартия еще до запрещения добровольно передала в использование под медицинские, культурные, детские, просветительские учреждения. На эти здания мы не претендуем и не собираемся претендовать. Но если 50 млн. рублей из компартийной кассы в 1991 года власть взяла на выборы, почему бы их не возвратить?
— В какие сроки КПУ планирует начать имущественные дела?
— Имущественный вопрос для нас не главный, и мы не спешим этим заниматься. Сначала мы создадим хорошую юридическую службу, которая рассмотрит все нюансы, правовые решения Конституционного суда и только потом можно начинать дело. Хотя, при нашей власти и при таком шуме, который поднимают СМИ по этому случаю, надеяться на что-то очень трудно.
Не прошли незамеченными на съезде и вопросы, которые касаются дальнейших действий КПУ в парламенте. По словам лидера КПУ Петра Симоненко, в течение последних дней предложений от «Единой Украины» по согласованию кандидатур в руководство парламента не поступало. «Мы готовы на компромисс с четверкой. Как только Виктор Ющенко принесет извинения относительно своих заявлений в сторону Компартии (Виктор Ющенко обвинил фракцию КПУ в срыве договоренностей при голосовании — Авт. ) мы готовы продолжить диалог в формате КПУ — Наша Украина — Соцпартия — БЮТ». Итак, съезд засвидетельствовал новый ситуативный «треугольник интересов» коммунистов: дальнейшая эксплуатация оппозиционной ниши на политическом рынке, имущество КПУ УССР, распределение парламентских портфелей. Ни по одному из этих вопросов (кроме традиционной антирежимной риторики) прозрачной позиции коммунисты не заявили. Очевидно, предел уступок КПУ в рамках этого треугольника будет определяться в зависимости от предлагаемых властью компенсаций и политической конъюнктуры.
Выпуск газеты №:
№93, (2002)Section
Подробности