Леонид ГУБЕРСКИЙ: «Первейшее требование к дипломату — патриотизм»
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020711/4122-4-1_0.jpg)
— Могут ли все ваши выпускники сегодня найти себе работу по профессии?
— В течение последних 11 лет, прошедших с момента обретения Украиной независимости резко возросла потребность государства в специалистах-международниках. 15 — 20 лет назад среди студентов тогда еще факультета международных отношений Киевского университета 95% составляли иностранцы, только около 5% — наши соотечественники. Главным образом у нас учились студенты из Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока, остальные иностранцы, в первую очередь из социалистических стран Европы, учились в Москве. Там же готовили граждан СССР для дипломатической службы.
Мы ежегодно выпускали около 30 наших сограждан, и трудоустроить их по профессии было достаточно сложно. Украина имела собственное Министерство иностранных дел, дипломатические представительства в ООН, в ЮНЕСКО, еще в нескольких международных организациях. А все тогдашние посольства были посольствами СССР, и только небольшая часть наших выпускников работали в их аппарате. Очень редкими были случаи, когда выпускники факультета международных отношений Киевского университета занимали высшие дипломатические должности.
Сейчас ситуация изменилась в корне. Украина имеет дипломатические представительства в более чем 70-ти странах мира. Нужна огромная армия дипломатических работников. Существенно изменилась структура и количественный состав Министерства иностранных дел. Сейчас большинство аппарата МИД и зарубежных представительств Украины, в том числе и высшее руководство внешнеполитического ведомства — наши выпускники. Стоит упомянуть в этом контексте министров иностранных дел Украины В. Кравца, В. Мартыненко, Г. Удовенко, Б. Тарасюка, заместителей министров А. Бутейко, В. Липатова, М. Макаревича, В. Хандогия, государственного секретаря МИД Украины А. Чалого, заместителей госсекретаря В. Ельченко, А. Моцика, И. Харченко, послов Украины в зарубежных государствах В. Василенко, А. Бутейко, В. Кирика, Ю. Кочубея, Ю. Костенко, И. Литвина, И. Майдана, А. Майданника, М. Макаревича, В. Огрызко, В. Пащука, В. Примаченко, А. Рыбака, И. Турянского, А. Моцика, В. Хандогия, И. Харченко, генеральных консулов Украины С. Боровика, Р. Демченко, В. Корзаченко, М. Кириченко, А. Новоселова, Ю. Ярмилко, главу постоянного представительства Украины при ООН В. Ельченко и др. Сегодня мы готовим специалистов в первую очередь по заказу Министерства иностранных дел, который ежегодно зачисляет рекомендованных нами лучших выпускников в свой кадровый резерв. К тому же, сейчас в каждом министерстве и ведомстве есть управление по международным связям, где также трудоустраиваются наши выпускники. Определенная часть выпускников работает в различных структурах негосударственной формы собственности.
— Итак, вашим выпускникам работа обеспечена. А обеспечена ли Украина дипломатическими кадрами?
— Сошлюсь на госсекретаря МИД Украины Юрия Сергеева, который сказал на недавней церемонии выпуска в нашем институте, что специалистов-международников нам еще очень не хватает.
— Не могли бы вы назвать иностранцев — выпускников факультета (института) международных отношений, достигших значительного карьерного успеха?
— Киевский национальный университет закончили около 25 тысяч иностранных граждан из 90 стран мира, в том числе наш институт — более 6 тысяч иностранцев. Нет сейчас страны, особенно в Африке, Латинской Америке, на Ближнем и Среднем Востоке, где бы не было наших выпускников. Многие из них работают на ответственных должностях. Например, Эндрю Контех из Сьерра-Леоне был министром иностранных дел, представителем своей страны в Организации Объединенных Наций, Ролли Сикст — министром иностранных дел Бурунди, Домингуш Мануэл — министр промышленности Анголы, Конте Камара — заместитель министра иностранных дел Мали и др. Многие наши выпускники-иностранцы работали в прошлом и работают сегодня в ООН, ЮНЕСКО и других международных организациях. Наших выпускников много в Китае, Вьетнаме, Польше, Чехии, Словакии, на Кубе, во многих других государствах мира. Только подумать, какие большие возможности это создает для налаживания дипломатических, торгово-экономических, гуманитарных связей с огромным количеством государств, где на высоких должностях работают наши выпускники. Недаром в институте мы создали ассоциацию по работе с выпускниками. Возглавляет ее народный депутат Петр Порошенко — также наш выпускник.
— Как изменилась украинская школа подготовки дипломатов по сравнению с советскими временами?
— Сегодня требования к специалисту-международнику постоянно растут. В 1996 году мы разработали пятилетнюю концепцию подготовки специалистов-международников, где заложили принципиально новые подходы к содержанию и организации учебного процесса и научно-исследовательской работе. В целом выполнив эту программу, приняли новую концепцию на 2001 — 2006 годы. Это позволяет обеспечить плановость и целенаправленность изменений в нашей работе. Со следующего учебного года существенно меняем всю структуру учебного процесса, смещая больший акцент, как это принято во всем мире, на организацию самостоятельной работы студентов. А для этого, в свою очередь, необходимо добиться радикальных изменений в учебно-методическом обеспечении образовательной деятельности. Довольно уже студенту работать по старой системе — записывать за доцентами и профессорами лекции и по конспектам сдавать экзамены.
Еще лет десять назад на факультете международных отношений преподавали только пять иностранных языков (европейских). Сейчас мы преподаем более 20 языков, в том числе — ряд восточных. Тот, кто работал за границей, знает, что не владеть языком страны пребывания — большой минус в работе. У нас работают много профессоров — носителей иностранных языков. Так, арабский уже четвертый год преподает профессор из Каирского университета. Также у нас преподается корейский, китайский, фарси, ввели изучение хинди. Сейчас в Украине существует большая потребность в специалистах-международниках, которые бы владели восточными языками, языками стран Центральной и Восточной Европы, Скандинавии. В этом плане мы координируем наши действия с МИД, переходим на целевую подготовку специалистов. Студент должен быть уверен, что он будет нужен внешнеполитическому ведомству со своим знанием редкого языка. К тому же, языковую специализацию студента важно сочетать с соответствующей регионоведческой подготовкой (изучением истории, географии, политического и экономического развития, культуры страны). Хотя бы один раз за время обучения МИД должно гарантировать студенту стажировку в соответствующем посольстве Украины.
Еще один приоритет в нашей работе — обеспечение обстоятельной компьютерной подготовки студентов. В этом году в библиотеке мы открыли новый огромный зал — 50 машин с выходом в Интернет и доступом к электронной библиотечной информационной базе. Два месяца назад мы завершили создание локальной компьютерной сети в нашем общежитии — в каждой комнате есть два отвода, которые дают возможность пользоваться Интернетом. Без этого не обойтись, если мы смещаем акценты на организацию самостоятельной работы студента.
— Как бы вы описали образ современного украинского дипломата нового образца?
— Это очень ответственная работа, на которой человек должен находиться не по должности, а по призванию. Первейшее требование к дипломату — патриотизм. Дипломат должен на любой должности работать во имя интересов государства. Затем профессионализм, чрезвычайная требовательность к себе. Аккуратность, потому что дипломат, работающий, в частности, за рубежом, все время на виду, он представляет государство. Здесь важно все — и внешний вид, и поведение, и коммуникабельность. Разумеется, необходимо знание иностранных языков, серьезная политическая подготовка, компетентность в широком спектре вопросов, порядочность. Таким я вижу современного дипломата, человека, который с глубоким знанием дела, искренне и всюду отстаивает интересы своего государства.
— Мы можем говорить, что у нас сегодня уже есть определенный «брэнд» украинской дипломатии?
— Конечно. Украинская дипломатическая школа сформировалась давно, несмотря на ограниченное раньше количество наших дипломатов. И министры иностранных дел, люди, которые в те времена достойно представляли наше государство, и наши действующие дипломаты — все они достойно представляют Украину. Другое дело, что время не стоит на месте, меняются исторические реалии. Требования к дипломатам, в целом, к международникам, постоянно растут. Здесь нельзя раз и навсегда вооружить специалиста какими-то соответствующими теоретическими постулатами и быть впредь спокойным. Нет, каждый день нужно работать над собой, реагируя на изменения в окружающем мире. Дипломат — это профессия, которая требует ежедневной работы над собой, ни в коем случае не отставать от реалий жизни. Здесь должна быть и должная теоретическая подготовка, и умение ориентироваться в практической действительности.
— Вам, наверное, известны слухи о том, что для того, чтобы стать студентом-международником, нужно 20 тысяч долларов. Сколько на самом деле стоит обучение в Институте международных отношений?
— В первую очередь следует выяснить, о чем идет речь, когда говорится о стоимости обучения. Здесь можно упомянуть, например, репетиторство. Принимая во внимание то, что на некоторые специальности большой конкурс, у части абитуриентов возникает необходимость повысить полученный в школе уровень знаний, и они обращаются к репетиторам. Как свидетельствуют те же слухи, это иногда стоит немалых денег.
Другая сторона вопроса — в нашем университете, как и в других государственных высших учебных заведениях, кроме планового приема, существует и прием сверх плана, на условиях контракта, который могут оплачивать как юридические, так и физические лица. Это для тех абитуриентов, которые успешно сдали вступительные экзамены, но не набрали проходной балл. Эти деньги официально идут в казну университета и используются на развитие материально-технической базы, на те же компьютеры, на проведение научных исследований, на организацию стажировок и заграничных командировок преподавателей и студентов и тому подобное. Возможно, средства, расходуемые на оплату контракта за полный курс обучения плюс расходы на оплату репетиторов для кое- кого и составляют сумму, которую вы только что назвали.
Что касается «контрактников», то пользуясь случаем хотелось бы добавить, что студенты, зачисленные на обучение на условиях контракта, затем учатся вместе с «бюджетниками» в одних группах и по одним учебным планам. Тех, кто учится на «отлично», мы, когда возникает возможность, переводим на бюджет. В этом году мы при зачислении выпускников бакалаврата в магистратуру почти треть «контрактников» перевели на бюджетную форму обучения, а тем, кто хуже учился, предложили продолжить обучение на условиях контракта. Для нас главное здесь — уровень обучения студента.
И еще один существенный момент. В институт ежегодно поступают выходцы из разных регионов нашей страны и из разных семей — зажиточных и малоимущих. В том числе много сирот, полусирот, людей со сложными судьбами и тому подобное. Многие из них не только не имеют возможности для «оплаты» своего поступления в институт, но и, наоборот, нуждаются в нашей материальной помощи, чтобы иметь возможность учиться. И мы такие возможности пытаемся находить.
— Когда украинский дипломат станет Генеральным секретарем ООН?
— Среди ныне действующих наших дипломатов есть много достойных людей, которые, без сомнения, уже сегодня могли бы занять эту высокую должность.
Выпуск газеты №:
№122, (2002)Section
Подробности