Левко ЛУКЬЯНЕНКО: КГБ следил за мной, а я — за Марчуком...
Первый посол независимой Украины в Канаде ознакомил аудиторию с историей написания своей последней книги «На землі кленового листу». Издание этой книги трудно не заметить в стране, где более двухсот лет полностью отсутствовала посольская культура. Черниговцы с благодарностью слушали рассказ о первых шагах посла в Канаде — рассказ человека, имеющего полное право говорить без околичностей в глаза: «Я всю жизнь хотел, чтобы Украина стала Украиной». Но потом посыпались вопросы: когда заживем, как в Канаде, о Рухе и Чорновиле, «Злагоде» и Лазаренко, о выборах, от результата которых зависит будущее Украины и которые, по мнению Лукьяненко, во многом зависят от нас. А больше всего, как члену комитета «В XXI век — с Евгением Марчуком» — о Марчуке. И действительно, что общего между Лукьяненко, имеющим 27-летний стаж политического заключения, и бывшим генералом КГБ?
Отвечая на вопросы, Л. Лукьяненко, в частности, объяснил, почему он лично является активистом комитета «В XXI век — с Евгением Марчуком»:
«Президентские выборы в этом году — возможность прекратить «предыдущее состояние» истории украинского независимого государства. Нужно пресечь эту власть, начавшуюся в 1991 году. Ее олицетворяют люди, руководившие еще в 1985 году, когда Горбачев приступил к перестройке. Эти люди, развалившие СССР, ибо «оказались плохими экономистами и руководителями, и теперь оказались такими же негодными». Лукьяненко уверен, что до сих пор мы не имели украинской власти, и Марчук является наиболее подходящей личностью», которая могла бы сотрудничать и с левыми, и с правыми.
А в аргументации Лукьяненко в пользу Марчука можно было выделить четыре пункта:
Первое. «КГБ за мной следил десятилетиями, а я за Марчуком слежу с 1990 года. И хочу поймать хотя бы на одном предложении против независимости Украины, но не уличил». Лукьяненко уверен, что за это время кто-либо мог бы «проболтаться». История их личного общения по этому случаю началась после принятия Верховной Радой Декларации о государственном суверенитете (16 июля 1990 года), большинством депутатов воспринятой как простая бумажка. «Я пошел к Марчуку, чтобы выяснить, как он относится к этому документу и был удовлетворен его ответом».
Второе. Сейчас в Украине имеем власть трех мафий: Днепропетровской, Киевской и Донецкой. Марчук не принадлежит ни к одной из них. В отличие от Кучмы, пошедшего в президенты под лозунгом борьбы с организованной преступностью, Марчук на самом деле может повести эту борьбу. С ее результатами Лукьяненко связывает единственную возможность приступить к возрождению Украины. «Я уверен, что Марчук морально более чист», нежели его альтернатива, и имеет глубоко продуманную программу действий.
Третье. Еще живя по путевке КГБ в Сибири, Лукьяненко изучал теории управления и пришел к выводу, что обновление любой управленческой структуры захлебывается, если кадровый состав заменяется меньше чем на 30%. Когда Верховная Рада утверждала Марчука премьером, Лукьяненко интересовался его отношением к указанной проблеме, и ответ Марчука совпадал с его видением. Но кадровая политика осталась в руках Президента, и желаемого обновления не произошло. Кстати, республиканец Лукьяненко уверен, что честные люди есть во всех властных структурах, но процент кадровой революции в Украине должен составлять не менее 75%. Хоть он и не смог назвать процент, который удовлетворит Марчука в случае победы на выборах, однако Лукьяненко уверен, что Марчук проведет кадровую революцию на надлежащем уровне.
Четвертое и для многих решающее: «Марчук несравненно более умный, чем Кучма и другие претенденты». Речь же шла прежде всего об экономической составляющей украинской независимости, налогах, внешней экономической деятельности.
Среди ответов на многочисленные вопросы отмечу такие темы и ответы:
«Генерал КГБ и узник с 27-летним стажем». — «Для меня важна не месть, а Украина».
«Марчук, его поддержка правыми и «красная» Черниговская область». — «Область «красная», но проблемы одинаковы и на Черниговщине, и на Ивано-Франковщине». Идея Марчука как раз в том, чтобы объединить левых и правых вокруг избрания в Украине настоящей украинской власти».
«Почему премьер-министр Марчук поехал на поля Белоцерковщины в день, когда произошло избиение процессии возле Софии Киевской на похоронах Патриарха?» — «Никто не мог знать заранее, что это произойдет. Наверное, если бы знал, не поехал бы». Лукьяненко уверил, что решение «идти на Софию» было принято на богослужении за несколько минут до начала процессии и по его собственной инициативе.
«О Лазаренко». — Лукьяненко покаялся, что голосовал за назначение Лазаренко премьер-министром, и отметил, что если бы власть действительно хотела наказания Лазаренко, она бы его не выпустила за границу.
«О возможности фальсификации выборов». — Лукьяненко заявил, что на парламентских выборах в прошлом году только в Тернопольской области результат голосования уменьшился для «Национального фронта» вдвое от реального. По мнению Лукьяненко, патриотические силы сами виноваты, что «их обманули», и призывал активнее участвовать в работе избирательных комиссий. «Дай Бог, чтобы на выборах президента процент фальсификации не превысил 2-3%...».
Валерия ПЕТРОВСКАЯ, Чернигов
P. S. Судя по тому, что в телесюжете ТРА «Новый Чернигов» о встрече Левка Лукьяненко с черниговцами полностью изъято даже упоминание о главной теме этой встречи, запрет на имя Марчука в электронных СМИ распространяется и на черниговский эфир.
Выпуск газеты №:
№52, (1999)Section
Подробности