Логика подворотни
Теперь вся Украина обсуждает не выплаты сбережений вкладчикам Сбербанка, и не письмо «трех» Генсеку НАТО, а другую топ-новость — кто, кого и как побил в Секретариате Президента. Напомним, в пятницу после заседания СНБО, по одной версии, Юрий Луценко нанес Леониду Черновецкому один удар в лицо, по другой — ударил его дважды, в том числе — ниже пояса.
Сторонники Юрия Витальевича уверяют, что это была провокация со стороны Черновецкого, дабы отвлечь внимание общественности от дерибана киевской земли. Конечно, можно говорить, что Черновецкий публично оболгал и оскорбил Луценко. Но это, безусловно, не оправдание.
Не уж-то слов не хватило, чтобы достойно ответить? Вместо аргумента — удар в пах? Более того, министр внутренних дел этим еще и бравирует. Дескать, посмотрите, какой я мужик! «Это был мужской поступок. Так должен поступать каждый, кто хочет жить в честном государстве»,— сказал министр в Ивано-Франковске. Этими словами Юрий Луценко, можно сказать, дал своеобразную индульгенцию милиционерам, которые и так «беспредельничают» в участках...
Депутат Екатерина Самойлик считает, что оба должны сложить свои полномочия и не позорить государство. «Президент должен отреагировать, а он молчит. Значит, его устраивают хулиганские поступки и одного, и другого. Я считаю, что оба эти человека должны подать в отставку», — подытожила Самойлик. Впрочем, вчера Президент таки отреагировал. Выждав несколько дней и словно приглядевшись к первой реакции украинцев, Ющенко решил действовать по принципу объективности, дав указание Генпрокуратуре разобраться с обоими драчунами.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Виктор БАЛОГА, глава Секретариата Президента:
— Два чиновника действовали явным образом не достойно своих должностей, повели себя в высшей мере не взвешенно, по-мальчишески, бросили густую тень на собственный авторитет и реноме органов власти, которые они представляют. Это был первый и, пока я возглавляю Секретариат, последний случай, когда на Банковой, 11 будут раздавать направо и налево тумаки и пощечины. Выводы ГПУ должны быть полными, объективными и беспристрастными, без каких-либо политических или каких-то других примесей. Нет значения, кого будет касаться сила действия закона — лидера парламентской политической силы и члена правительства или градоначальника. Оба они пользуются доверием сотен тысяч людей, которые их делегировали во власть совсем не для отработки приемов рукопашного боя.
Вячеслав МИШИЕВ, главный психиатр Киева:
— На мой взгляд, поступок, который мы рассматриваем, — неприличный, это однозначно. Такого рода поступки не украшают самих участников инцидента и Украину в целом. Это может иметь последствия для подчиненных и ряда обывателей. Такой поступок может быть в какой-то мере фактором отпущения запрета, вседозволенности.
Когда такого ранга госслужащие позволяют себе такие поступки, они снимают запреты для определенных групп социума.
КОММЕНТАРИИ
Евгений ГОЛОВАХА, заместитель директора Института социологии:
— Рукоприкладство это, конечно, не метод решения политических вопросов. Хотя, должен сказать, в так называемых молодых демократиях рукоприкладство частенько использовалось.
В данном случае Луценко показал, что его легко вывести из равновесия личным обвинением. Это, конечно, для политика общеукраинского уровня абсолютно недопустимо.
Что касается Черновецкого, то он вообще человек эпатажный и все знают его странные высказывания. Хотя, возможно, в ту пятницу он нарушил ту круговую поруку, которая установилась в украинской политике: не затрагивать никаких реальных, личных злоупотреблений властью. Но думаю, что все это замнут. А вообще гражданам Украины надо задуматься, кого они выбирают на высшие государственные должности.
Мирослав ПОПОВИЧ, член-корреспондент НАН Украины, директор Института философии НАНУ, доктор философских наук:
— Конечно, министр, особенно внутренних дел, драться не имеет права и за это должен нести какое-то наказание. С другой стороны, я ставлю себя на место Луценко. И если бы я был ни в чем не виноват, и если бы при этом меня бы обвинили в том, что я вымогаю землю в столице, то я бы на его месте поступил точно таким же образом. Если бы, конечно, был помоложе и покрепче. Как сейчас должен действовать Юрий Луценко? Я не знаю. Это вопрос, с одной стороны, правовой (должна последовать какая-то санкция, не может быть без санкции), а с другой стороны — политический. Думаю, если Луценко подаст в отставку, то это будет потеря для украинского общества.
Семен ГЛУЗМАН, диссидент, Ассоциация психиатров Украины:
— Я думаю, что никаких последствий ни для кого не будет. Хотя с правовой позиции, все очевидно. Была публичная драка, все это было при людях. Если возбуждается уголовное дело, то появляется масса свидетелей, в том числе и Президент, которые обязаны дать показания согласно Уголовному Кодексу. Все очевидно, но мы же живем не в правом государстве. Думаю, Президент будет исходить из своих соображений, будет держать в подвешенном состоянии и того, и другого. Вообще, все это постыдно. И не потому, что произошла драка, а потому что были смешные аргументы. Хотя по сути они не смешные, а грустные. Потому что ложь очевидна и с той, и с другой стороны.
Выпуск газеты №:
№10, (2008)Section
Подробности