Луганщина: край войны. Мост...
Как строить коммуникации между свободными и оккупированными территориями. Об этом — новый глава Луганской ВГА Виталий КомарницкийВ июле новым главой Луганской ВГА был назначен Виталий Комарницкий. Его назначение не все восприняли однозначно, с учетом его, так сказать, «регионального» прошлого. Тем не менее, именно Комарницкому уже пришлось столкнуться с большим спектром проблем в самом восточном регионе страны в контексте работы новой власти, а следовательно, возможно, и новой политики. Какие стоят задачи и как продвигается работа, в интервью с новым главой Луганской ВГА Виталием КОМАРНИЦКИМ.
«ПЕРВЫЙ НЕОТЛОЖНЫЙ ВОПРОС — ВОССТАНОВЛЕНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО МОСТА ЧЕРЕЗ РЕКУ СИВЕРСКИЙ ДОНЕЦ У СТАНИЦЫ ЛУГАНСКОЙ»
— Виталий Маркиянович, какие основные вопросы предстали перед вами, после того как вы заступили на должность Луганской ВГА?
— Первый неотложный вопрос, который нужно решить срочно, — это восстановление и строительство моста через реку Сиверский Донец у Станицы Луганской. На Луганщине единственным работающим КПВВ является именно Станица Луганская. Новый Президент прежде всего озвучил именно эту проблему и соответствующие задачи.
— Какие сложности появились в решении этого вопроса?
— С самого начала не было экспертно-проектной документации. Мы параллельно начали работы вместе с разработкой проекта. Все делается, так сказать, «с колес». Сейчас мы практически продолжаем так делать, но все уже настроено по другому принципу. Мы в процессе проектируем и корректируем план действий.
— Это будет капитальный мост или исключительно пешеходный?
— Объясню. Мы сейчас делаем временный обходной путь для того, чтобы не препятствовать передвижению людей. Потом будем делать основную часть. Основная часть все равно будет пешеходной, но с возможностью проезда скорой помощи. Ведь не будем забывать о горьком опыте летальных случаев на переходе. Поэтому доступ скорой помощи — это необходимая составляющая, которую нужно учитывать.
— То есть, прямо говоря, танк там не проедет?
— Ни в коем случае. Хочу сказать другое. Многие просто не знают, что еще в 2008 году этот мост был признан предаварийным. Учитывая то, что во время активных боевых действий в этот мост попали снаряды, мост, как говорят, «устал». То есть он нуждался в основательном ремонте. Его можно было использовать только в автомобильном режиме, но не для тяжелой техники. В доказательство этого есть соответствующая документация, датированная 2008 годом.
«ПОД ЛЮСТРАЦИЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОПАЛ БОЛЬШОЙ ПЛАСТ ЛЮДЕЙ ОПЫТНЫХ И ПАТРИОТИЧНЫХ»
— Одним из вопросов, которые стоят перед руководителем, особенно когда он только занял соответствующую должность, является вопрос кадров. Существует ли у нас на этом уровне кадровый резерв?
— Кадры — это извечный вопрос и извечная проблема. Поэтому не думаю, что здесь мы чем-то отличаемся. Мы сейчас присматриваемся к тем, кто младше, но при этом нужно отметить, что молодость — это креативность, но далеко не всегда опыт. Скажем так, если человек идет в первый класс, то он не может сразу перепрыгнуть в десятый. Нужно пройти определенный путь, получить соответствующий опыт. Кадры нужно воспитывать на базе их способностей и талантов. Должен сказать, что в таких сверхсложных условиях войны, в которых находимся мы, наши кадры получают неоценимый опыт.
ПЛАКАТ НИКИТЫ ТИТОВА
Отдельный вопрос — так называемая люстрация. Часто под люстрацию попадали те, кто не имел никакого отношения к преступлениям или злоупотреблению властью. Напротив, многие из них являются порядочными людьми и профессионалами. Таких людей нужно было беречь, а не отстранять от обязанностей, к которым они были готовы и в моральном, и в профессиональном плане. Я не хочу называть фамилии, но под люстрацию действительно попал большой пласт людей опытных и патриотичных. Они добросовестно исполняли свои обязанности и никакого отношения к преступлениям власти времен президентства Януковича не имели. Теперь мы, как следствие, имеем соответствующие проблемы в кадровом плане. Нужна школа, передача опыта, воспитание, формирование соответствующих профессионалов и личностей. Но, повторяю, кадровые вопросы всегда будут неотложными.
«МИНИМУМ 59% ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ЛУГАНСКОЙ ТЭЦ В ГОРОДЕ СЧАСТЬЕ»
— Луганщина — это также железнодорожные артерии. Что происходит в этом аспекте?
— С августа месяца имеем отсутствие поставок угля по железной дороге на Луганскую ТЭЦ в городе Счастье. Это очень большая проблема.
— Многие критиковали такую поставку угля с оккупированной территории в Счастье. Но без этого угля область оставалась обесточенной, причем касалось это как свободных, так и оккупированных территорий.
— Должен сказать, что и сейчас всего 41% мощностей мы можем получить из большой энергетической системы. Минимум 59% области обеспечивается Луганской ТЭЦ в городе Счастье. Если в 2020 году мы закончим строительство в Кременной линии электроснабжения с подстанциями, тогда мы завяжем нашу электросеть полностью с энергетической системой Украины. Тогда даже в случае полной остановки Щастинской ТЭЦ для области это пройдет безболезненно. Пока мы полностью зависимы от состояния работы нашей Луганской ТЭЦ, которая находится в городе Счастье. Для этого нам, как минимум, нужно построить железнодорожную перемычку и связать железнодорожную ветвь, которая проходит в Станице Луганской, Счастье, еще ряд районов и выходит на границу с РФ (дальше путь перекрыт), с ветвью Лисичанск — Сватово или Рубежное — Старобельск. В таком случае мы решим и углеснабжение Луганской ТЭЦ в городе Счастье, и логистическую составляющую, так как у нас пять аграрных районов полностью отрезаны от железной дороги, и также не нужно забывать об обороноспособности. Отдельный вопрос электрификации железной дороги. Если этот вопрос решить, то следующим шагом можно будет уже говорить о, например, использовании Hyundai и т.п.
— Отдельный вопрос — это автомобильные дороги. В прошлый раз проехать от Сватово на севере Луганской области до Купянска, который находится в Харьковской области, было почти нереально. Дороги были полностью разбиты.
— Дороги — это действительно отдельная и болезненная тема для нашего региона. Но вы не правы, когда вспоминаете о соответствующем маршруте. С нашей стороны дорога была полностью восстановлена. Правда, на участке, который относится к Харьковской области, дорога все равно находится в ужасном состоянии. Надеюсь, что скоро мы введем в эксплуатацию сватовский мост, который находится сейчас в состоянии капитального ремонта. Тем не менее около 4 тысяч километров дорог разного назначения на Луганщине находятся так же в непригодном для нормального передвижения состоянии. Опять же нужна программа развития.
«НЕОБХОДИМА БОЛЬШАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА, ЧТОБЫ ВОЗОБНОВИТЬ ВСЕ ВОЗМОЖНЫЕ МОЩНОСТИ»
— Луганщина всегда отождествлялась с промышленностью. К сожалению, львиная доля этого потенциала осталась на оккупированной территории, часть была вывезена в Россию или просто уничтожена во время боевых действий. Какие планы относительно возобновления промышленности на свободной территории?
— Действительно, этот вопрос является одним из стратегических. Мы многое потеряли в результате российской агрессии. Но обратим внимание, например, на Лисичанск, который имеет огромный потенциал, тот же завод «Пролетарий» или «Лиссода». Здесь необходима большая инвестиционная программа, чтобы возобновить все возможные мощности. С каждым шагом возникает больше вопросов, чем ответов, а потому нужны четкие программы развития того потенциала, который мы имеем.
«У НАС ЕСТЬ, НАПРИМЕР, ПЛАНЫ ПОСТАВИТЬ ТРАЕСЛЯЦИОННУЮ БАШНЮ В ПОПАСНОЙ»
— Как в настоящее время с вопросом информационной политики, в частности строительство трансляционных башен?
— Это важная составляющая, в частности, в плане безопасности. Но здесь есть проблемы. У нас есть, например, планы установить башню в Попасной. Однако когда я рассматривал этот вопрос относительно нашего подрядчика из Одессы, то убедился, что они сделали некачественную проектную документацию. В настоящий момент мы подготовили ряд замечаний. Если они их учтут, то мы готовы к тому, чтобы начать эти работы.
«КАЖДЫЙ ИЗ ГЛАВ ОБЛАСТИ РЕШАЛ ВОПРОС НА СВОЕМ ЭТАПЕ»
— За период войны сменилось несколько глав Луганской ОГА, а теперь ВЦА. Контактируете ли вы с ними? Передается ли соответствующая эстафета опыта проблем, заданий, их решения и реализации?
— Действительно проблемы и задания передаются по наследству от одного главы к другому. Здесь вопрос не в компетенции председателей ОГА и в настоящее время ВЦА, а в том, что спектр проблем достаточно большой и каждый из глав области решал эти вопросы на своем этапе. Шаги каждого из них были нужны именно в то время и в тот момент, начиная с Геннадия Москаля, который стал председателем Луганской ОГА в период начала российской агрессии. Периодически я контактирую с Юрием Гарбузом, который проживает в Марковском районе. Он местный. Другие главы неместные, потому контакт с ними затруднен по причине территориальных ограничений.
«Я ЗА ТО, ЧТОБЫ НАШЕ ГОСУДАРСТВО ПОЛУЧАЛО НАЛОГИ ЗА ТОРГОВЛЮ МЕЖДУ СВОБОДНОЙ И ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИЯМИ»
— Начиная с 2014 года российская пропаганда запустила на оккупированных территориях термин «блокада». Он должен был, во-первых, ассоциироваться с «блокадой Ленинграда», то есть ВСУ соответственно нарочито ассоциировались с «фашистами», а с другой стороны, Россия утверждала, что «каратели» душат жителей Донбасса, в то время как РФ помогает им и танками, и гуманитарной помощью. Впоследствии этот термин подхватили и некоторые политические силы в Верховной Раде. Но де-факто луганские супермаркеты забиты украинскими товарами. Поэтому о какой блокаде вообще может идти речь? Как вы относитесь к этому, и как Украина должна вести себя в данной ситуации?
— Все дело в том, что рынок и экономика — это очень тонкая и чувствительная сфера. Она работает по своим законам. Ее сложно регулировать. Насколько мне известно, кроме украинских товаров, там много белорусских товаров. Еженедельно я бываю на КПВВ Станицы Луганской, поэтому знаю, что жители подконтрольной Украине территории перевозят на оккупированную территорию свою сельскохозяйственную продукцию, но в пределах дозволенного до 85 кг одного вида товара. Другое дело, что я за то, чтобы наше государство получало налоги за торговлю между свободной и оккупированной территориями. Также мы должны не забывать и о социальной сфере, ведь нужно содержать своих граждан.
«ЗЕМЛИ И СУДЬБЫ НА ДОНБАССЕ БЫЛИ ПЕРЕРЕЗАНЫ ПО ЖИВОМУ...»
— Если взять В Счастье можно было бы давно сделать еще один КПВВ и таким образом разгрузить Станицу Луганскую. Почему это до сих пор не сделано?
— Я считаю, что это приоритеты и прерогативы Минского формата. Лично я для себя сделал такой вывод — нужен определенный порядок соответствующих шагов. Насколько мне известно, сначала нужно было открыть КПВВ в Станице Луганской, потом в Золотом, а затем дальше. Был выполнен первый этап. Относительно Золотого, с нашей стороны были выполнены все предусмотренные условия. Но с противоположной стороны вопрос открытия там КПВВ саботируется. Поэтому проблему должны решить именно группы коммуникаторов в Минске. Земли и судьбы на Донбассе были перерезаны по живому, семьи остались на разных берегах, под разной властью. Поэтому вопрос соединения свободных и оккупированных территорий на этом уровне должен быть определен административно. Но при этом опять же нужно учитывать безопасностную составляющую, то есть все возможные риски.
Выпуск газеты №:
№176-177, (2019)Section
Подробности