Перейти к основному содержанию

Львовщина: «профессионалы рекомендуют»

09 августа, 18:54
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня»

Очередная серия предложений будущему президенту Украины (в этот раз от жителей Львова) представляет собой ряд аргументированных и наверняка дельных советов профессионалов из разных отраслей. Напомним, что на вопрос «Что, по вашему мнению, должен сделать для Украины ее будущий президент?» на страницах газеты уже ответили представители Крыма, Хмельницкой, Житомирской, Ровенской и Харьковской областей. Предлагаем присоединиться к нашему обсуждению.

Марьян ДОЛИШНИЙ, председатель Западного научного центра НАН Украины и МОН Украины, академик НАН Украины, доктор экономических наук, профессор:

— Серьезные аналитики сегодня хорошо понимают, что одним из просчетов, мешающих движению Украины вперед, является ее излишняя централизация. Сосредоточение властных инструментов, так сказать, в одних руках, связывает инициативу на местах, заставляет все время оглядываться, сверяться, а это часто означает — топтаться на месте или, еще хуже, двигаться в сторону, далекую от решения поставленных перед обществом задач. Я хочу сразу подчеркнуть: речь идет ни в коем случае не о федеративности, а о необходимости внедрения инновационной модели регионального развития, когда начинают действовать мотивационные механизмы развития территории. Программно-целевой подход в управлении областями Украины уже имеет в нашей стране свои позитивные примеры. Например, Донецкая область, где полнее, чем в других областях, применялись организационно-экономические рычаги, достигла существенного повышения экономических и социальных показателей. Надо передать на места функции и обязанности, которые бы не сдерживали, а стимулировали продвижение. Доля отчислений, сосредоточенных в местных бюджетах, должна быть значительно больше, причем в бюджетах всех уровней управления территориями. При этом надо уменьшить налоговое давление, особенно на малые и средние предприятия, однако возможно расширить число показателей, по которым ведется налогообложение. Например, у нас есть около 40 тысяч новопостроенных домов, и их владельцы уже давно должны платить налог на недвижимость.

Анализ общественных проблем и тенденций развития говорит, что определяющим направлением усовершенствования территориально-административной системы Украины должно стать укрупнение существующих административных образований, при этом одним из принципов реорганизации должно стать как соблюдение принципов сохранения унитарности государства, учет общих экономических, социальных, политических задач, так и внимательное отношение к особенностям каждой из территорий. Все «ріжності», как говорил Липинский, надо учитывать каждому крупному руководителю. Проблема заключается не в изменении границ, а в ликвидации искусственных барьеров, существующих сегодня между областями, во внедрении нового социального районирования Украины, где единицей должна стать область, которая длительное время была единицей территориального управления и которую характеризует внутренняя организованность, общность интересов. Сегодня же области не имеют возможностей для самовозрождения и самофинансирования, а они в идеале должны иметь эти возможности. Как должны существовать межобластные связи, что может работать на создание конкурентоспособной среды, и именно тогда «ріжності» объединят и усилят государство — через специализацию, комбинирование и кооперирование.

Наиболее приемлемым является предложение по созданию шести социально-экономических районов (макрорегионов): Центральный, Западный, Донетчина, Приднепровье, Причерноморье, Харьковщина с соответствующими центрами: Киев, Львов, Донецк, Днепропетровск, Одесса, Харьков.

Стоит рассмотреть и опыт наших соседей-поляков, у которых было 48 воеводств, а теперь 16, можно привести в этом смысле пример Словакии, Венгрии. Кстати, во многих странах сформированы и соответствующие структуры в центральном правительстве, которые направленно занимаются проблемами регионального развития. По нашему мнению, Украине также стоит создать единый государственный орган по координации региональной политики. Распыление региональных проблем по многим министерствам и ведомствам, гиперцентрализация бюджетной системы, избыточные распределительные функции центра (а это и является составляющими админресурса) способстуют усилению кланово-отраслевых интересов и соответствующему игнорированию местных потребностей. Конечно, для всего этого нужна немалая политическая воля Президента и общая исполнительская дисциплина граждан, высокое национальное сознание, в конечном счете, понимание, что европейское государство должно строиться на европейских стандартах.

Важной в этом процессе, на мой взгляд, является роль территориальных общин, она в последнее время уменьшилась, а чтобы ее поднять до надлежащего уровня, нужно сделать много: например, передать в ее собственность многие объекты, в частности закрывающиеся шахты, обанкротившиеся предприятия, которые распродаются за бесценок или вообще уничтожаются, военные городки, освобождающиеся в связи с военной реформой. Местная община должна от этого богатеть, а не беднеть, чувствовать себя способной решить серьезные задачи, а каждый гражданин — не винтиком, а свободным человеком в демократическом государстве, к голосу которого прислушиваются. Вот что мне хотелось бы сказать новому Президенту, который, надеюсь, будет прислушиваться к голосу разума.

Зиновий БЕРМЕС, председатель ассоциации работодателей Львовщины:

— Процветающую страну знают не только по именам футболистов, боксеров и певцов. Хотя и это нужно. Страну признают тогда, когда товары, которые выпускаются на ее предприятиях, являются конкурентоспособными на мировом рынке. Что мешает украинским производителям выпускать конкурентоспособную продукцию? Ведь для этого нужны вроде бы только две простые и понятные вещи: хорошее качество и невысокая цена. Качество зависит от самых современных технологий. К сожалению, сейчас мы работаем не по таким технологиям. Даже зарубежные предприятия, которые работают в Украине и выпускают неплохие товары, все-таки больше заинтересованы в нашей дешевой рабочей силе, а технологии в лучшем случае используют уже немножко устаревшие на Западе… По моему мнению, государство должно заботиться и давать зеленый свет именно тем инвесторам, которые привозят новейшие технологии или используют наши ноу-хау. На последнее у меня — большие надежды.

Что касается цены, то ее очень сложно снизить. Сейчас существует практически единственный путь — низкая заработная оплата. Если учесть, что она у нас и так — ниже некуда, то снизить себестоимость проблематично. Хотя, если разложить себестоимость по пунктам, окажется (и это знает любой предприниматель), что 50% себестоимости составляет сегодня стоимость энергоносителей. Т.е. если государство и далее не будет стимулировать энергосбережение, не будет вкладывать средства в развитие энергетики, поиск и внедрение новых энерготехнологий, нам нечего и мечтать о низких ценах. А это означает забыть о конкурентоспособной продукции. К сожалению, нынешняя система не стимулирует уменьшения расходов. Наоборот, производитель стремится заложить в расходную часть как можно больше, чтобы как можно меньше заплатить налог с прибыли. Такая система не имеет будущего.

Украина по всем признакам находится в преддверии вступления в ВОТ, однако если мы не изменим своего отношения к конкурентоспособности украинской продукции, то окажемся на задворках, и вхождение в ВОТ утратит свой смысл. В мире существует жесткая конкуренция, выживают лучшие, те, кто дает хорошее качество по низким ценам. Сегодня же перед украинским производителем стоит проблема не стать конкурентоспособными на мировом рынке, а выжить на рынке собственном. Потому что приближение к границам Евросоюза, хотим мы того или нет, будет стимулировать еще более активный приход в Украину иностранных товаров. Наши предприниматели, таким образом, оказались в сложной ситуации, им нужна поддержка, и эта поддержка должна прийти со стороны государства, она должна стимулировать их деятельность законодательным путем.

К сожалению, в наследие от советских времен мы получили экономику с энергоемкими технологиями. Тогда мало кто считал, сколько платили за газ или электроэнергию, потому что они были очень дешевыми. Сегодня же мы должны все это тщательно подсчитывать и медленно избавляться от зависимости от России в сфере экономики, отходить от энергоемких технологий, искать альтернативные пути получения энергии, перестроить собственную промышленную базу для потребностей энергетики. Мы уже почувствовали, как любые катаклизмы в России бьют по нам, рынок моментально реагирует повышением цен. Этого не должно быть, если мы действительно хотим независимости, устойчивого развития и настоящего благосостояния для наших людей.

Михаил ЯВОРСКИЙ, директор Львовского центра научно-технической и экономической информации, кандидат технических наук, член-корреспондент Украинской академии информатики, президент Западноукраинской региональной ассоциации инновационных фирм «Львовтехнополис»:

— К сожалению, и мало кто со мной будет спорить, Украину если не причисляют к странам третьего мира, то мысленно приближают к этому уровню. И это при существующем количестве учебных заведений, научных учреждений, докторов наук и вообще мыслящих интеллигентых людей. Кажется, мы давно должны были бы с нашим интеллектуальным потенциалом сделать огромный прорыв вперед. Если этого не произошло, то в значительной степени из-за того, что творческие личности, люди, наделенные инновационным характером мышления, не имеют возможностей реализоваться. А эта реализация по принципу цепной реакции может вытянуть из безысходности и многих других людей.

Интересно, что с чисто формальной точки зрения все как будто есть, работают определенные структуры, что-то рассматривают, обсуждают, берут на заметку… А по большому счету, огромное количество людей, имеющих полезные обществу новые и очень перспективные разработки, никому не нужны. Это очень редкие случаи, когда они сталкиваются с инициативными, денежными и дальновидными личностями, которые могут воплотить их замыслы в жизнь. (Иногда эти идеи просто воруют, наживаются на них не причастные к этому люди, но это тема другого разговора). Я же веду к тому, что у нас на государственном уровне нет серьезной, раскрученной структуры, которая работала бы с интеллектуалами.

В последнее время политики и экономисты все чаще употребляют термин «инновационное предпринимательство». Это особый новаторский процесс создания нового, процесс ведения хозяйства, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновацию. Все это связано с готовностью предпринимателя добровольно взять на себя определенный финансовый и моральный риск. Часто осуществить все этапы инновационного предпринимательства одному предприятию или изобретателю невозможно. Именно поэтому огромное значение имеет инфраструктура инновационного предпринимательства. Она сочетает организации, ученых и бизнес-структуры, занимающиеся конкретным видом инновационного бизнеса. Мы на своем уровне пытаемся отбирать такие идеи и программы, пытаемся лоббировать их, однако обо всем этом должно серьезно, системно заботиться государство, вкладывая средства и заботясь о людях с новаторскими идеями.

Мне хотелось бы, чтобы будущий Президент нашел возможности привлечь в государственные структуры, особенно высшего уровня, как можно больше образованных, интеллигентных людей, ориентированных на развитие науки, технологических новаций, поддержку людей, способных своим научным трудом принести пользу государству. Деятельность государственных структур должна быть прозрачной, и каждый чиновник — не работать сам на себя, а публично отчитываться о работе ради пользы общества. Что стоящее он сделал и каков реальный коэффициент его деятельности? Сегодня, к сожалению, людей, хорошо информированных о том, которое делается в мировой науке, в сфере новейших технологий, в правительственных структурах всех уровней, очень мало. По большей части знания их поверхностны, а все разговоры имеют демагогический характер. Вспомните Френсиса Бэкона, он очень верно говорил: «Можем столько, сколько знаем».

Почему-то общество слишком легкомысленно относится к вопросам избрания, выдвижения или назначения на различного уровня государственные посты. А чиновницкий аппарат имеет очень большое влияние на нашу жизнь, ее качество и перспективы. Иногда один чиновник может легко разрушить то, что годами разрабатывал, над чем бился творческий коллектив…

Александр КАЧКОВСКИЙ, начальник главного управления труда и социальной защиты населения Львовской облгосадминистрации:

Мне по должностным обязанностям нужно каждый день отслеживать социальные сдвиги, следить за цифрами, свидетельствующими о переменах в ту или иную сторону, и могу с уверенностью сказать, что в последнее время четко определились положительные тенденции в социальной политике Украины. Свидетельством этому стала полная ликвидация задолженности по выплате пенсий, государственной социальной помощи семьям. Да, конечно, минимальная пенсия в нашей стране еще очень мала, однако она уже выплачивается стабильно. Финансирование территориальных центров социального обслуживания пенсионеров и одиноких граждан у нас в области увеличено в 2004 году по сравнению с прошлыми годами в два раза, финансирование домов-интернатов для людей пожилого возраста и инвалидов — на 43,4%. Зарплата растет, в мае по сравнению с соответствующим периодом прошлого года она увеличилась на 23,7%. Все это я перечисляю не потому, что пытаюсь отстаивать честь мундира, а говорю с серьезной обеспокоенностью — очень уж не хочется, чтобы после выборов Президента эти положительные тенденции изменились и мы опять вернулись ко временам, когда за политическими баталиями не видно было рядового пенсионера, многодетной матери, инвалида с его маленьким проблемами, бедами и хлопотами. Поэтому человек, поставивший себе целью стать у государственного руля, должен, обязан быть настроенным на конструктивизм. Слишком много еще надо осуществить в ближайшее время. Например, сделать все возможное, чтобы поднять уровень социальной помощи, минимальных пенсий и минимальной заработной платы до прожиточного минимума. Хотя, честно говоря, и сегодняшний прожиточный минимум вряд ли способен обеспечить человеку качественную, полноценную жизнь. Поэтому хочется взвешенности, стабильности, потому что все перечисленное возможно при условии дальнейшего экономического роста, настойчивого совершенствования действующего законодательства, продолжения начатого продвижения. Возможно, людям, далеким от административно-чиновнической среды, сложно в это поверить, однако все предыдущие правительства практически ничего не сделали, чтобы Украина жила лучше. Распределения менялись перераспределениями, реорганизации новыми реорганизациями, какое-то постоянное топтание на месте, шаг вперед — два назад… Только сейчас колесо закрутилось, и будет огромным преступлением его остановить, даже прикрываясь громкими лозунгами и новейшими политическими доктринами. Нужно закрепить достигнутое и продвигаться дальше. А двигаться с учетом того, как живут развитые страны, есть куда.

Годами на всю область для инвалидов приходило 25—30 машин, и только в этом году выделили сотню. Если учесть, что когда-то их выделялась на область тысяча, становится понятно, что нам еще работать и работать. Кстати, анализируя жалобы, приходящие в управление, могу сказать, что самые болезненные проблемы на сегодняшний день — это именно выделение спецавтотранспорта и санаторно-курортное лечение. На очереди за путевками стоит 17000 человек, а на год распределять между очередниками — инвалидами, ветеранами и пенсионерами приходится всего 1500…

Остро стоит вопрос обеспечения права льготников на получение ими по их желанию льгот как в безналичной, так и в наличной форме. Увеличение финансирования заведений и учреждений социальной защиты в соответствии с их потребностями. Установление стабильных источников финансирования центров профессиональной, трудовой, медицинской и социальной реабилитации инвалидов. И даже такой, почти совсем забытый, — создание условий для повышения уровня безопасности труда...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать