Маленькие фанаты большой политики

Жители нашей страны больше интересуются политикой, чем граждане стран-членов Европейского Союза. Об этом намедни сообщил заместитель директора Института социологии НАН Украины Евгений Головаха, представляя исследовательский проект «Украина—Европа». «В Украине «очень интересуются» политикой почти 20% населения, в соседней Польше — всего 6%. Ближе всего к украинцам — граждане Германии, Дании и Ирландии — 16%. Меньше всего интересует политика чехов, португальцев и испанцев.
Между тем, украинцы не только идут впереди в Европе по уровню интереса к политике, они также являются одними из первых среди тех, кто не считает политику настолько сложной, чтобы совсем не понимать, что же в ней происходит в действительности», — отметил господин Головаха. По его словам, лучше украинцев в политике разбираются только граждане Австрии, Дании, Исландии и Ирландии, в то же время британцы и французы, чехи и поляки понимают в политике куда меньше граждан нашей страны.
«Оценивая эти данные, нельзя не отметить, что в 2004 году лишь 11% граждан Украины очень интересовались политикой. Так было и в предыдущие годы. Наверное, решающую роль в повышении интереса к политике в Украине сыграли последние президентские выборы. Именно после этого украинцы от практически полного недоверия к государственно-политическим институтам перешли к позиции большего доверия», — резюмирует социолог.
Исходя из этих статистических данных, выходит, что украинцев «подсадила на политическую иглу» именно оранжевая революция. Не будем совершать экскурс в недалекое политическое прошлое осени—зимы 2004 года, однако попробуем разобраться: почему уже два с половиной года «маленькие» украинцы болеют большой политикой?
Ответ на этот вопрос, между тем, лежит на поверхности: вероятно, потому что политика без стука и разрешения прокралaсь во все сферы общественной жизни. Например: едешь на работу в метро — страшно. Метрополитен, хоть и не поезд дальнего сообщения, но министр транспорта ведь говорит, что и там могут быть террористы, которые ночами переводят стрелки, с целью... создать почву для Президента, дабы тот ввел чрезвычайное положение, резко отмахнувшись тем самым от несговорчивых коалиционеров. Вы передумали ехать в метро и предпочитаете пешую прогулку? Это тоже опасно, как считает сотрудник президентского Секретариата, курирующий силовые вопросы Валерий Гелетей. Он говорит, что в одной из центральных гостиниц Киева поселились некие криминальные авторитеты, которые планируют совершить покушение на жизнь видных оппозиционных деятелей страны. Безусловно, мы с вами не Тимошенко или Луценко, являющиеся, по убеждению г на Гелетеямишенями иностранных киллеров, но, тем не менее, вдруг окажемся в ненужное время в ненужном месте...
Даже непосредственно у людей в мантиях сердце не выдерживает. Как вот у председателя Каменобродского районного суда Александра Сараева, которого под занавес прошлой недели прямо из рабочего кабинета госпитализировали с инфарктом. Именно Каменобродский суд, напомним, принял решение — возобновить на должностях толкователей Конституции, отстраненных за нарушение присяги Президентом — Валерия Пшеничного, Сюзанну Станик и Владимира Иващенко.
Словом, политика по-украински — гораздо интереснее для нас с вами любого кинофильма, тем более, что это «кино» происходит в режиме он-лайн, что создает эффект присутствия и непосредственного причастия к «съемкам». Но вышеописанные кульбиты высокопоставленных чиновников — это лишь маленький эпизод нескольких политических дней. А если вспомнить, все «серии», отмотав пленку вплоть до оранжевой революции, можно констатировать, что они были аналогичными: не менее захватывающими своей игрой и, что главное, не прогнозированным острым сюжетом. Так что, по большому счету, страстное увлечение рядовых жителей страны политикой вполне объяснимо: при таком зрелище и о хлебе, собственно, некогда думать. Все бы ничего, но есть, по меньшей мере, одно «но». Результаты исследования, проведенного тем же Институтом социологии НАН, свидетельствуют о том, что в Украине, среди всех стран Европы наиболее низкий уровень удовлетворенности граждан своей жизнью. Сравнивая индекс жизненной удовлетворенности в Украине и странах ЕС, социологи констатировали, что по шкале от нуля до десяти оценка удовлетворенности жизнью в Украине самая низкая в Европе — 4,4 балла. Так что задумайтесь, режиссеры — у зрителей, считающих себя несчастными, может лопнуть терпение...
МЫ СПРОСИЛИ:
Чем объясняется столь активный интерес рядовых украинцев к политическим процессам, и хорошо это, собственно, или плохо?
Сергей КРЫМСКИЙ, профессор, доктор философских наук:
— То, что украинцы чрезмерно увлекаются политикой — очень плохо. Дело в том, что в нормальном, демократически обустроенном обществе, политика ведется на автопилоте. То есть специалисты решают вопросы без каких-либо радикальных коллизий и большая часть населения, поэтому не интересуется политикой. Политика — это дело специалистов. Иногда бывают кризисы, это другое дело. Но в нормальных условиях, в нормальном обществе политикой интересуются мало. Интересуются в крайнем случае лозунгами и программами, а не личностями, которые на самом деле являются очень далекими от простого человека.
То, что жители нашей страны активно интересуются внутренними политическими процессами — это признак не оформленного демократического общества. Люди должны заниматься своими делами, своими семьями, культурой и развитием, так сказать, производства и воспитания нового поколения, а не политикой. Политика — это, в общем- то, игра ресурсами, это борьба за власть — это вещи, которые не должны быть достоянием всех. Только в период избирательных кампаний вовлекают широкие слои населения в политику, а в период между выборами, политикой в нормальных странах никто не интересуется.
Чем объясняется чрезмерный интерес украинцев к политике? Наверное, тем, что все время ставится на кон предмет обсуждения будущего Украины: быть Украине культурной европейской независимой страной или оказаться позади цивилизационного процесса. Понимаете, в чем дело, мы ведь строим сейчас не капитализм и не социализм. Мы просто пытаемся войти в мировую цивилизацию, поскольку в период Советской власти мы из нее выпали. И сейчас вопрос стоит о нашем месте в истории — сумеем ли мы удержать свое место в истории или же окажемся на обочине мировой цивилизации. То есть вопрос стоит очень радикальный, хотя, может быть, не все это понимают. Сам интерес к политике объясняется тем, что речь идет о будущем.
Игорь ЛОСЕВ, доцент кафедры культурологии Национального университета «Киево-Могилянская академия»:
— Интерес украинцев к политике объясняется тем, что наша политика есть не устоявшейся, в ней фактически отсутствуют правила игры. И даже то, что появляется в виде этих правил, очень быстро меняется. Все это создает очень тревожный фон на Украине, и люди понимают, что это каждого из них непосредственно касается. Политика у нас не вошла в цивилизованные и прогнозированные рамки, этим, собственно говоря, и объясняется чрезмерная политизированость наших сограждан. Именно поэтому люди, которые могли бы спокойно прожить и без политики, вынуждены ею интересоваться, поскольку она постоянно, простите, лезет в жизнь граждан. Если бы наша политика была бы цивилизованной, очень много людей могли бы себе позволить спокойно от нее абстрагироваться.
Там, где действуют высококвалифицированные политики, которые придерживаются каких-то общих для себя и своих политических оппонентов, правил игры, там люди могут и не интересоваться политикой. Мы ведь не очень обеспокоены, скажем, научной сферой, медициной, мы это отдаем в руки врачам, экспертам по науке и так далее. А имеем настолько примитивных и опасных политиков, что мы никак не можем им позволить заниматься политикой отдельно от нас.
Когда у нас прекратиться политический фанатизм? Тогда, когда наши политики будут играть по установленным правилам, тогда, когда наши политики перестанут быть политическими, простите, проститутками и не будут на глазах граждан продаваться за деньги. Тогда многие люди смогут спокойно заниматься своими делами. Я думаю, что у нас также есть десятки писателей или журналистов, которые спокойно отстранились бы от политики, зная, что она находится в руках профессионалов. Сейчас же наши политики все равно, что обезьяна с гранатой, и что эта обезьяна сделает с этой гранатой сегодня, никто не знает.
Семен ГЛУЗМАН, исполнительный секретарь Ассоциации психиатров Украины:
— То, что украинцы столь активно интересуются политикой, плохо, потому, что люди должны думать не о политике, а о себе, семье, карьере, о своем будущем. Но, я думаю, это все же не патология. Наши политики абсолютно не думают о социальной политике. Ну, посмотрите, 17 лет независимости, медицинской реформы не было, правовой реформы не было, кроме неких косметических изменений. То есть на самом деле власть хоть и меняется, но не думает о нас, о тех людях, которые ходят по улицам, ездят в автобусах, метро. Я надеюсь, что когда успокоится политическая ситуация, это уйдет. Когда политики будут бояться нас, тогда мы сможем не думать о них. То есть мы думаем, не о политике, мы думаем о них, об этих, мягко говоря, не очень умных и глубоко не моральных людях, которые забыли, что, кроме них, в этой стране живет простой народ.
Станислав КУЛЬЧИЦКИЙ, заместитель директора Института истории Украины:
— Чрезмерный интерес жителей страны к политике — это однозначно плохо. Потому что, как правило, политикой интересуются только тогда, когда людям сильно болит и от политики многое зависит. В принципе, надо было бы так построить дело, чтобы как можно меньше надеяться на государство, которое нам будет помогать каждый день, и больше надеяться на самих себя, чем удерживать страну, собственно говоря. Так сейчас есть в Европе. Мы же пока очень мало отошли от советского прошлого и поэтому есть такой интерес к политике, чисто потребительский. Политика, как правило, занятие посвященных. Но когда с экранов ТВ политики начинают обвинять друг друга и кулуарные игры всплывают наверх, это дискредитирует правящий класс. Тот интерес, который проявляют украинцы к политике, мне кажется, становится нездоровым.
Когда ситуация изменится, сказать трудно, поскольку действительно на Украине еще слишком много осталось пережитков прошлого. Эти пережитки прошлого и в сознании людей и как мне кажется, в структуре экономики.
Мирослав ПОПОВИЧ, директор Института философии им. Г. С. Сковороды:
— В общем-то, чрезмерно активный интерес жителей нашей к политике — это плохо, потому, что если в государстве все в порядке, то интерес к политике будет на порядок слабее. Скажем, в Швейцарии большинство народа не знает, кто у них президент. И это неплохо, потому, что в принципе каждый человек имеет свою работу, свои хлопоты и может спокойно отвлечься от процессов, проходящих на политическом олимпе. Но у нас это нормально, что есть заинтересованность политикой, потому что, в сравнении с другими странами, у нас очень напряженная политическая жизнь и во многом зависит будущее каждой семьи от того, как сложится политическая атмосфера. То есть люди переживают за то, есть ли свобода в стране, есть ли угроза правам и свободам граждан, демократии. Так и должно быть, но беда в том, что такая угрожающая ситуация у нас реально есть. Так что, мне кажется, интерес к политике свидетельствует о нормальной и очень позитивной реакции людей на тот непорядок, который присутствует у нас в политике. Словом, больны не люди, а политики.
Выпуск газеты №:
№81, (2007)Section
Подробности