Маневры на «силовом поле»
«Обречены» на сотрудничество![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20040623/4108-4-2_0.jpg)
— В какой стадии находятся на сегодня переговоры между «Нашей Украиной» и теми силами, с которыми ваш блок неоднократно высказывал желание блокироваться на выборах — БЮТ и СПУ? Несмотря на заявления, что с той же БЮТ соглашение готово на 90%, пока что официально ни одна политическая сила не заявила о намерениях поддерживать именно Виктора Ющенко...
— Консультации идут постоянно. Удастся ли создать более широкую коалицию, чем сам блок «Наша Украина?» Очевидно, что люди будут приходить, и речь будет идти только о том, на каких условиях. Скажем, лидер БЮТ Юлия Тимошенко уже фактически готова работать, что касается главы СПУ Александра Мороза, то ему предлагается вариант совместной разработки и проведения конституционной реформы...
— «Наша Украина» готова согласиться на требование провести конституционную реформу именно до президентских выборов?
— Если демократическую реформу можно провести прямо сейчас, то почему бы нет, — мы согласны. Но это должна быть именно демократическая реформа.
— Почему тогда до сих пор фракция не внесла свой законопроект?
— Наш законопроект был внесен еще год тому назад. Но потом по просьбе Мороза мы его отозвали. Сейчас у нас есть готовый законопроект, который может быть внесен в любой момент. Но для нас принципиально, чтобы было необходимое количество депутатов готовых поддержать его, чтобы это не был пустой разговор. Если мы увидим, что в ВР есть действительно 300 депутатов, готовых проголосовать демократическую политреформу осенью, то мы готовы уже хоть сейчас приступить к ее рассмотрению. Но здесь есть один важный нюанс. Если мы осенью провалим внесение изменений в Конституцию, то вернуться к этому сможем только через год. А это уже будет накануне выборов нового парламента, и всем будет не до реформы, а значит, придется ждать выборов 2006 года. Поэтому не стоит спешить бросать законопроекты в сессионный зал. Сейчас у нас нет даже 226 голосов. Это же касается и большинства. Т.е. ситуация патовая. Ее могут решить президентские выборы, когда вокруг нового президента сформируется новое большинство.
— Однако такое развитие событий почти наверняка означает, что как минимум с социалистами «Нашей Украине» не удастся договориться об едином кандидате...
— Во-первых, лидера СПУ никто не удерживает от того, чтобы идти на выборы. Но ему следовало бы учитывать последствия. Мороз в основном будет отбирать голоса у Симоненко, помогая Януковичу выйти во второй тур вместе с Ющенко. Во-вторых, это еще большой вопрос — выгодно ли вообще Ющенко, чтобы Мороз и Тимошенко не баллотировались? Регистрация нескольких кандидатов, представляющих оппозицию, означает увеличение в несколько раз их представителей в избирательных комиссиях. Кроме того, существование других оппозиционных кандидатов является определенной гарантией безопасности кандидата-фаворита... Т.е. шантажировать в этом вопросе нас не нужно: в едином кандидате, как, кстати, и в единой партии, есть безусловные плюсы, но есть и большие минусы. Конечно, объединение с другими оппозиционными силами могло бы дать победу еще в первом туре. Но стоит ли победа в первом туре ослабления президентской власти победителя — большой вопрос. Хотя, если это будет настоящая демократическая реформа, о которой сам Ющенко говорил несколько лет тому назад, а его тогда никто не вынуждал это говорить, то об ослаблении речь не идет.
— Оппозиция много говорит о возможной фальсификации со стороны провластного кандидата. А где гарантия, что подобные методы не возьмет на вооружение оппозиционный кандидат? Во время выборов в Мукачево «силовое поле» было создано с обеих сторон...
— Но если со стороны оппозиции это так называемое «силовое поле» выполняло функцию, которую должна была выполнять власть — т.е. защита избирательных комиссий и бюллетеней, то со стороны власти оно, наоборот, содействовало уничтожению бюллетеней. Никто же не обвиняет оппозицию в хищении бюллетеней, все обвиняют власть. А власть не говорит, что она не уничтожала, говорит — разберемся. Только не спешит это делать. Если с двух сторон идет конфронтация, это не значит, что с обеих сторон она неправедная. С одной стороны она может быть в защиту демократии, а с другой — на уничтожение. Да, власть не ломает микрофоны, не обливает спикера водой. Но ведь оппозиция делает это только тогда, когда пытаются нарушить права людей, незаконно изменить Конституцию, проголосовав в углу зала руками, не придерживаясь процедуры, не поставив вопрос как следует на обсуждение. Т.е. это все силовые действия, но силовые действия на защиту конституционной процедуры.
«Обречены» на сотрудничество
— С каждым днем по мере приближения к началу президентской кампании оппозиция все громче и откровеннее заявляет о своих амбициях. На этом фоне провластный лагерь выглядит, образно говоря, тише. Как вы оцениваете готовность к президентским гонкам команды, которая не боится открыто ассоциировать себе с властью?
— Сегодня очевидно, что единый кандидат от центристских сил будет, и им будет премьер-министр Виктор Янукович. Лично у меня нет сомнений в том, что Янукович победит. Потому что те, кто уже определился относительно приверженности Ющенко, определились давно, года два тому назад. Их не становится больше, а, наоборот, понемногу уменьшается. И виновна в этом сама «Наша Украина». Как депутату-мажоритарщику мне приходится очень много общаться с людьми непосредственно. А округ мой находится во Львовщине, там, где блок Ющенко набирал 70% голосов. К сожалению, лозунг «Не словом, а делом!» так и остался лозунгом, потому что дел слишком мало у Виктора Андреевича. В конечном счете, у меня больше вопросов не к самому Ющенко, а к его окружению. Людям, которые нагло, вызывающе, жадно и цинично рвутся к власти. Людям, у которых уже была власть, и они использовали ее не в пользу народа Украины, — к такому выводу приходишь, проанализировав деятельность этих нынешних оппозиционеров во время нахождения их на высоких постах. У власти сладкий вкус, и им снова хочется его почувствовать. Но я считаю, что нельзя допустить, чтобы эти люди, носящие чувство обиды в душе, опять дорвались до власти. Потому что это будет во вред Украине, это будет означать шаг назад, передел собственности, сведение счетов и тому подобное. Поэтому я убежден, что победа кандидата от центристских демократических сил — Виктора Януковича — является наиболее оптимальным вариантом, который означает сохранение политической, общественной и экономической стабильности в государстве.
— Не чувствуете ли вы определенной недоговоренности в позиции власти относительно выборов? В последнее время, кстати, в СМИ снова участились разговоры о том, что кандидатом от власти может быть сам действующий Президент...
— Это сплетни, которые целеустремленно распространяются, в том числе и в парламентских кулуарах.
В принципе, если бы была принята политическая реформа, а также с учетом имеющегося в наличии решения КС относительно возможности участия в президентских выборах нынешнего главы государства, Виктору Януковичу, может, и не стоило бы кандидатствовать. Ведь у него как премьер-министра было бы намного больше полномочий, а его правительство, успешно работавшее, на год вперед имеет вотум доверия парламента. В такой ситуации было бы вполне логично, чтобы Леонид Кучма пошел на еще один срок уже с ограниченными полномочиями, став действительно скорее символом государства. Но, исходя из того, что осуществление политической реформы сегодня выглядит довольно иллюзорно, я убежден, что действующий Президент выдвигать свою кандидатуру не будет.
— Успех или неуспех единого кандидата от провластных сил политологи все чаще связывают с тем, будет ли понимание между двумя ключевыми силами коалиции — СДПУ(О) и Партией регионов. Как идет диалог, к чему договорились?
— У нас прекрасные отношения, я ощущаю это и в парламенте, и на региональном уровне — во Львовщине, где мы работаем как единая команда. Хотя наши оппоненты из «Нашей Украины», демонстрируя большевистские привычки, все время пытаются вбить между нами клин. Однако безуспешно. Общими усилиями мы провели в своем регионе форум в поддержку кандидатуры Виктора Януковича, у нас единое видение государственнических проблем.
— Сотрудничество на местном уровне — это поражает. Однако очень много зависит от верхов...
— У верхов иного выхода нет, кроме как сотрудничать. Наемные специалисты специфического профиля на службе определенных политических сил получают неплохие деньги, поэтому вынуждены их отрабатывать. Вот и отрабатывают, придумывая всяческие легенды, в частности, — о противоречиях между «Регионами...» и объединенными эсдеками. Я могу сказать, что в парламенте у лидеров наших фракций — Леонида Кравчука и Раисы Богатыревой — прекрасные отношения. Каждому видно, что там нет фальши, нет меркантилизма. Как ни как, за ними стоят самодостаточные политические силы.
— Конституционная комиссия парламента на последнем заседании в конце прошлой недели постановила рассмотреть в эту среду в сессионном зале два законопроекта — 4180 и 3207-1. Однако, по вашим словам, вы не слишком верите в успех политреформы до президентских выборов... То есть нынешние призывы и попытки что-то сделать в этом направлении — пустые разговоры?
— Не только разговоры. Будут еще возмущения в зале, будут и попытки голосовать. Но я не думаю, что мы сможем на шестой сессии — накануне самих выборов — собрать 300 голосов. Уже сейчас в парламенте пошли миграции, создание новых групп, что свидетельствует о том, что высший законодательный орган все больше и больше заботится об избирательной проблематике. К политической реформе мы, наверное, вернемся уже после президентских выборов. Будем верить заявлениям Виктора Януковича относительно того, что он является сторонником политреформы, — может, после его победы сформируется новое большинство, которое сделает возможным ее принятие. Ведь политическая реформа — не чья-то прихоть, а вопиющая необходимость для сбалансирования власти, обеспечения стабильности в Украине.
— Среди «горячих» вопросов порядка дня прошлой недели были бюджетные. Фракция «Наша Украина» традиционно вспомнила о «скрытых» правительством 10 миллиардах...
— Чтобы там ни говорили, но за те полтора года, в течение которых Виктор Янукович руководит правительством, бюджет страны вырос с 42 до 70 млрд. грн. — красноречивый факт. А делить что-то, одеваясь в «тоги» защитников народа, — это дешевый политический популизм, рассчитанный на не очень образованного обывателя. Как эти господа увеличивали и выполняли бюджет, будучи при власти, известно — задолженности погашались за счет ссуд МВФ. Конечно, чтобы закрыть все те дыры, которые накапливались годами, в том числе и при их ведении хозяйства, имеющихся в наличии в бюджете средств мало. Но текущие выплаты выплачиваются, и процесс погашения долгов, созданных в прошлом, также идет.
— Недавно Верховная Рада приняла ряд документов, касающихся военной реформы. В частности, закон о государственных гарантиях социальной защиты военнослужащих, которые будут увольняться в запас в связи с реформированием ВС, а также членов их семей. В то же время вернуться к законопроекту о внесении изменений в закон о численности ВС парламент до вчерашнего дня отказывался, тем самым фактически блокируя военную реформу. Как прокомментируете позицию своих коллег?
— Это политиканство. Под видом заботы о людях блокировался жизненно необходимый для государства процесс, каким является реформирование армии. В другое время, если бы не президентские выборы, этот закон прошел бы без проблем. Сегодня же «нашеукраинцам» вместе с коммунистами больше нравится призывать «не выбрасывать людей на улицу». Они, по-видимому, рассчитывают на то, что люди уже подзабыли, что именно при премьере Ющенко были отобраны льготы у военных и милиции. Нет сомнений, что в армии нужно наводить порядок. Делать ее не многочисленной, а мобильной, высокопрофессиональной, такой, которая была бы способна выполнять поставленные перед ней задачи. Сегодня украинская армия плохо вооружена, на нормальное обеспечение личного состава денег нет, зато генералов — тьма. Оставить все это в том же состоянии — преступление.
Выпуск газеты №:
№108, (2004)Section
Подробности