Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Медвежья» продажа

Шесть облэнерго продаются с политическим риском
14 апреля, 00:00

В четверг потенциальные покупатели первых трех из выставляющихся на продажу шести украинских облэнерго подтвердили свое желание участвовать в последнем этапе тендера, где будут рассмотрены их финансовые предложения. Интересно, что это событие состоится 17 апреля, то есть в тот же день, когда в украинском парламенте будет заслушиваться отчет правительства.

Как сообщил Интерфаксу- Украина источник в Фонде госимущества, свое участие в тендере подтвердили «все, кого мы ожидали, кроме японской компании» («Кансай Электрик Пауэр Компани Инкорпорайтед»). И не случайно же премьер-министр Украины Виктор Ющенко, который на встрече с послом Страны Восходящего Солнца Хитоши Хондой оптимистически оценил перспективы инвестирования японского капитала в различные отрасли украинской экономики, даже не вспомнил при этом об энергетике.

В пятницу участники конкурса должны были предоставить тендерной комиссии разрешение Антимонопольного комитета Украины и банковскую гарантию, после чего получить предварительное согласие на покупку облэнерго в Национальной комиссии регулирования электроэнергетики. НКРЭ выдала разрешение четырем участникам конкурса. Это означает, что богатый коллизиями этап подготовки приватизации этих привлекательных для иностранных инвесторов предприятий закончился с минимальными потерями. Впрочем, твердых гарантий того, что уже однажды откладывавшийся конкурс 17 апреля все-таки состоится, еще в четверг никто бы не отважился дать.

Фонд госимущества Украины устами заместителя председателя Леонида Кальниченко накануне высказал робкую надежду на участие в тендере инвесторов, поскольку ни один из потенциальных участников официально не сообщил о своем отказе, более того, как явствовало из его слов, все компании — участники тендера —активно изучали предложения о продаже.

Напомним, что объявленные в середине октября 2000 года конкурсы по продаже контрольных пакетов акций «Киев-», Житомир-» и «Ривнеоблэнерго» должны состояться 17 апреля, «Севастопольэнерго», «Кировоград-» и «Херсоноблэнерго» — 24 апреля. Намерение принять участие в конкурсе высказали пять зарубежных энергетических корпораций — EDF (Франция), «Кансай Электрик Пауэр Компани Инкорпорайтед» (Япония), AES Washington Holdings B.V. (США), Union Fenosa Acex (Испания) и Vychodoslovenske energeticke zavody (Словакия). Советником правительства, намеревающегося получить в бюджет от продажи шести облэнерго около $250 млн., выступает банк Credit Swiss First Boston, отрицающий факт нанесения ущерба Украине своими операциями с НБУ, в чем Киевская горпрокуратура обвиняет бывшего заместителя председателя Нацбанка Украины Владимира Бондаря (по мнению банка, все операции, проводившиеся через него В.Бондарем, «были уместными во всех отношениях и не нанесли никакого ущерба Украине»).

Ранее советник заявлял, что до проведения конкурсов украинская сторона должна решить вопросы тарифов, отключений и реструктуризации долга облэнерго перед энергорынком. Кроме того, инвесторы называли желательным условием проведения конкурсов прояснение вопроса об отставке правительства. И сегодня все, кроме последнего, условия, продиктованные через советника инвесторами, выполнены. Но Верховная Рада заслушает отчет правительства 17 апреля, а проголосует 19 апреля. Однако при этом судьба правительства еще не будет решена.

И тем не менее сегодня, перед началом конкурса, инвесторы наверняка располагают точными данными относительно политико-экономических рисков, с которыми связаны их вложения в украинскую экономику, что могло бы стать серьезным мотивом для пересмотра ранее принятых решений. Как видим, один из участников уже определился и «проголосовал» ногами.

Как указывается в аналитическом докладе «О власти или хорошо, или правду», подготовленном Агентством гуманитарных технологий, «среди негативов, на которые указывали в Вашингтоне при обсуждении возможности возобновления финансирования Украины (Международным валютным фондом. — Ред. ), отмечалось замедление в реформировании энергетического сектора». Кроме того, по прогнозам экспертов Агентства, внешнеэкономическая конъюнктура в 2001 году не будет такой же относительно благоприятной, как в 2000 году. Подтверждением этого, по мнению авторов доклада, служит отказ МВФ от предоставления очередного транша по ранее согласованной программе EFF, а также уменьшение объема кредита Мирового банка и предупреждение США о возможных санкциях из-за отсутствия прогресса в защите интеллектуальной собственности. Добавим к этому установленные ограничения на поставку украинских труб в Россию, а также ведущиеся во многих странах мира антидемпинговые процессы против украинских металлургов, являющихся основными добытчиками валюты для страны. В докладе констатируется, что отсутствие точных, выверенных шагов правительства может привести к возобновлению ситуации дефолта уже в ближайшие год-два. При этом авторы делают вывод: «пока что международный капитал не доверяет нашему правительству».

В этих условиях вопрос быть или не быть правительству Ющенко и для энергетических инвесторов Украины, намеревающихся вложить в страну значительные средства, приобретает особую остроту. На их позицию в отношении действий правительства не может не влиять и его идеология использования и распределения полученных инвестиций. Приватизация является для украинского правительства в значительной мере средством не только покрытия, но и сокрытия дефицита бюджета, приведения главной сметы страны к профицитному виду, тогда как включение приватизационных доходов в бюджет противоречит международным стандартам и практике цивилизованных стран.

Наряду с этим инвесторы не могут не помнить новейшую приватизационную историю Украины (Запорожский алюминиевый комбинат), когда правительство не только вручную управляло приватизационным процессом, но и пыталось с помощью «админресурса» пересмотреть итоги конкурса. Как бы там ни было, методы вмешательства правительства, его публичная перепалка с Фондом госимущества, несомненно, вряд ли добавили инвесторам уверенности в стабильности правил игры в украинской приватизации.

Наконец, нельзя полностью отбросить и версию прямой заинтересованности иностранных инвесторов в покупке облэнерго именно сейчас — в ситуации «шатающегося» правительства, пусть оно и выполнило (по разным оценкам — в ущерб потребителям электроэнергии) все их требования. Ведь не секрет, что в политически нестабильной обстановке не только возрастают риски инвесторов, но также снижается цена приватизируемых объектов.

Между тем Президент Украины Леонид Кучма призывает правительство к взвешенности в вопросе приватизации облэнерго. Недавно в Донецке он заявил: «Думаю, представители Кабинета Министров понимают, к чему может привести приватизация всех облэнерго при отсутствии 100% оплаты за электроэнергию. Мы можем поспешить и всех насмешить». Президент предупреждает: «Мы хотим приватизировать то, что приватизировать не надо» и ставит в пример Францию, где энергокомпании находятся в государственной собственности. Но правительство Ющенко, зачастую и как бы даже демонстративно, не прислушивается к самым мудрым советам. Уже через день после того как прозвучали эти слова Президента, оно отменило совещание по вопросам подготовки приватизации шести областных энергоснабжающих компаний «из-за отсутствия нерешенных вопросов». Понятно, что идти напролом правительство заставляют перманентно возникающие бюджетные дыры. Так, по словам министра финансов Игоря Митюкова, поступления от приватизации в сводный бюджет Украины в первом квартале нынешнего года составили 702 млн. грн. при плане 1165,5 млн. грн. Приватизационная статья бюджета Украины, по мнению министра, остается основным фактором риска выполнения бюджета в 2001 году. По итогам года дефицит Госбюджета из-за приватизационных недопоступлений может достигнуть 3 млрд. грн., отметил главный финансист страны. Но просчет в 3 миллиарда мог допустить лишь плохой бухгалтер, а не профессиональное правительство.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать