Мэр «цифрового города»
— Господин Колевич, вы недавно вернулись из Соединенных Штатов Америки. Что было предметом переговоров, интереса американцев?
— В ходе поездки, которая состоялась по приглашению Госдепартамента США, обсуждалось несколько проблем, в частности перспектива развития в Украине «цифровых городов», т.е. внедрение информационных технологий во все сферы жизни территориальной громады.
Американцев интересовала степень развития информационной инфраструктуры и Интернет-технологий в Украине. Скажем, такая крупная компания, как «Oracle» (вторая после «Microsoft») готова помочь построить в Рени цифровой город, оснащенный Интернет- и цифровыми технологиями. Уже после презентации их программы «Электронное управление на ближайшие 30 лет» американская сторона предложила команду для участия в воплощении этой программы в Рени.
Электронные референдумы, прозрачность деятельности местной власти, эффективное управление развитием города в режиме реального времени, доступность всей необходимой информации для населения, доступ к мировым информационным ресурсам, дистанционное образование, электронные учебники и библиотеки, система телемедицины (которая свяжет любую провинциальную больницу с ведущими центрами медицины в стране и даже за границей) — это далеко не полный перечень возможностей для жителей городов, которые осуществляют так называемое e-development —электронное развитие.
При помощи средств электронного управления можно ввести электронные деньги. Введение «электронного кошелька» поможет не только установить эффективный контроль за движением денег, но и во много раз увеличить скорость оборота денег.
Следует отметить, что представители Национального банка вместе с несколькими крупными коммерческими банками очень серьезно обсуждают проект внедрения электронных платежей в городе Рени на базе национальной смарт-карты.
— Но достаточное ли законодательное обеспечение внедрения, скажем, идеи электронного управления в исполкомах? Не станет ли помехой дальнейшего реформирования отсутствие, например, закона об электронной подписи?
— Модель электронного управления можно быстро воплотить в небольшом городе. Так, закон об электронной подписи отсутствует. Однако всю инфраструктуру (контроль за платежами, электронный учет) можно выстраивать. Это уменьшит не только расходы, но и количество задействованных кадров.
— Однако это делает расходы прозрачными, а в этом многие не заинтересованы.
— Это имеет свои причины. Во- первых, в условиях наличия теневой экономики все расходы, естественно, не могут быть прозрачными. Во-вторых, отсутствует двусторонний диалог между населением и властью на уровне муниципалитета. А когда бюджетные расходы будут оформлены в электронном виде, то контроль за ними со стороны общественности усилится.
Преимущества электронного управления очевидны. Начинать внедрять его даже на уровне небольших городов можно и нужно уже сейчас. Я думаю, что «цифровые города» — это будущее, в том числе и для Украины.
— Какие еще вопросы обсуждались?
— Следующий вопрос, который был предметом обсуждения, — это инвестиционная привлекательность Рени.
Инвесторы обращают внимание на идеальное географическое положение города: четыре транспортных коридора, крупный порт, стратегические природные ресурсы.
Согласно перспективному плану развития г. Рени на ближайшие 30 лет, нами предусматривается реализация трех управленческих проектов: развитие уже существующей специальной экономической зоны, преобразование ее в международную экономическую зону, а также создание первого в Украине социополиса.
Сейчас в специальной экономической зоне реализуются инвестиционные проекты на общую сумму 50 млн. долларов.
На сентябрь этого года запланирована встреча в городе Рени представителей правительств трех стран: Украины, Румынии и Молдовы по вопросу создания международной СЭЗ.
Такая стратегия очень заинтересовала американскую сторону, и зарубежные инвесторы готовы переходить к реализации конкретных масштабных проектов как в специальной экономической зоне, так и (что особенно важно) вне ее. Таких как строительство электростанции на 250 мегаватт, аэропорта для грузовых самолетов, добыча нефти и газа в Добружской впадине, а также ряда других.
Кстати, уже приближается к завершению строительство румынского отрезка европейского автобана, который далее будет проходить через Рени до Одессы.
ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ БЕЗ ЖЭКОВ?
— «День» много писал об идее социополиса, однако некоторые читатели, наверное, не очень конкретно представляют себе, что это такое. Изложите, пожалуйста, ваше личное видение этой идеи.
— Идея социополиса, разработанная в книге Евгения Кирилловича Марчука «Новая парадигма прогресса», интересует сегодня очень многих. Все чаще на эту тему проводятся конференции и обсуждения, на которые приглашаются широкие круги ученых, политиков, управленцев.
В моем понимании социополис — это отработанная на компактной территории модель будущего общества с существенно новыми подходами, которые базируются на технологиях опережающего развития. Именно такую модель можно выстроить на территории Рени.
Социополис — это технология опережающего социально-экономического развития общества на муниципальном уровне.
— Насколько американскую сторону заинтересовала идея социополиса?
Зарубежные инвесторы воспринимают идею социополиса чрезвычайно серьезно. Значительно серьезнее, чем некоторые отечественные политики.
Для инвестора социополис — это прежде всего территория, где инвестиционные риски сведены к минимуму.
Можно, конечно, вырастить дерево в пустыне. Но какие для этого нужно приложить усилия, и нет никакой гарантии, что оно не погибнет. Намного легче деревья выращивать в оазисе.
Аналогичным образом подходят и к рассмотрению инвестиционных рисков. Инвесторов интересует не только так называемая «экономика» проекта, а и та среда, в которой будет развиваться их бизнес. Уровень образованности населения, его трудовые традиции и культура, уровень коррумпированности власти и криминальная обстановка в целом, уровень развития социальной и коммунальной инфраструктуры города, экологическая ситуация, наличие стратегического плана развития города и региона, и тому подобное.
В идее социополиса как качественно новой идеологии развития территориальных громад заложены конкретные механизмы комплексного разрешения этих вопросов. Т.е. социополис — это город, в котором комфортно жить и работать. И конечно, в который выгодно и не рискованно вкладывать деньги.
Могу засвидетельствовать — идея социополиса нашла поддержку в компаниях с мировым именем. Зарубежные инвесторы готовы поддержать нас управленческими и информационными ресурсами.
— А как лично вы стали исповедовать, если можно так высказаться, идеологию социополиса?
— Я увлекся этой идеей после знакомства с Евгением Кирилловичем Марчуком. Тогда, еще до выборов, появилось желание повысить жизненный уровень жителей города, вмешаться в это разрушенное хозяйство и решить, в конечном счете, существующие проблемы. К тому же, хотелось на примере конкретной территории продемонстрировать, что можно создать комфортный для жизни и экономически успешный город.
— У вас есть команда сподвижников, которые так же, как и вы, верят в идею социополиса?
— Есть, конечно, единомышленники и в Рени, и в Киеве, и в других городах. Надеюсь, активизируется поддержка и в области. Есть сторонники этой идеи среди управленцев, предпринимателей, ученых, представителей «хай-тек» индустрии, среди простых граждан.
— Судя по тому, что главой города вас избрали с результатом в 83%, население вас поддерживает в ваших начинаниях.
— Поддержка населения действительно чувствуется. Каждый житель города надеется на улучшение условий жизни. Идея эффективного развития начинает действовать, понемногу появляются новые рабочие места, меняется внешний вид города. Активизируется бизнес (следует отметить, что за неполный год восемь крупных банков открыли в Рени свои филиалы) — это на 20000 населения.
Однако большинство замыслов пока в документах. Думаю, прежде всего следует менять психологию народа и чиновников в частности, а это — сложнее всего.
— 83 % — рейтинг и вправду поразительный. Тем не менее, вам, наверное, приходится выслушивать и упреки: мол, прежде чем строить город будущего, лучше было бы решить проблемы сегодняшнего дня...
— Город «будущего» может состояться только в процессе решения проблем дня сегодняшнего. Проблемы, конечно, существуют, и вотум доверия — это еще не показатель того, что они исчезли. Скажем, четыре года назад город с долгом в два-три бюджета был разбит и разрушен. Сегодня ситуация немного улучшилась, но она еще далека от идеала.
Пришлось многое изменить и перестроить. Например, на сегодняшний день в Рени не существует ни одного ЖЭКа или домоуправления.
— А как же без ЖЭКа?
— Я поясню на примере. Раньше, когда 60% домов было в коммунальной собственности города, очень остро стояла проблема с ЖЭКами (доплаты, зарплата, выделение средств на ремонт и т.п.). Однако результат равнялся нулю: трубы оставались гнилыми, крыши — дырявыми, а заработная плата — невыплаченной. Сегодня 100% домов находятся в коммунальной собственности (должен признаться, этот вариант прошел в исполкоме не так легко), а ЖЭКи и домоуправления ликвидированы.
Вырисовалась абсолютно другая модель, по которой восемь предпринимателей взяли жилые дома на обслуживание. Как следствие, город ухожен, дома ремонтируются, а из бюджета средства не расходуются.
Кроме того, все котельные переведены на газ, который обходится значительно дешевле, чем мазут. За 2 года природный газ подвели к почти 90% многоэтажных домов. Следующим этапом станет перевод каждой квартиры на индивидуальное отопление и установление счетчиков, что позволит уменьшить нерациональные расходы на тепло.
STEP BY STEP
— Что было самым трудным в реализации замысла: обрести доверие населения и преодолеть инертные настроения в обществе, ослабить сопротивление чиновников из окружения?
— Самым большим было внутреннее сопротивление со стороны мелкой бюрократии и чиновников. Привыкшие жить по старым канонам, они ничего не хотят менять, а большинство инвестиционных проектов (даже те, которые уже претворяются в жизнь) считают неосуществимыми «прожектами».
Бытует и такая точка зрения: надо, мол, заниматься дорогами и канализациями, а стратегия развития — это второстепенное. Но я считаю, что и дорогу, и детсад, и школу, и даже канализацию нужно строить в пределах какого-то большого замысла. Тогда всем понятно, для чего все это нужно.
— Едут ли к вам за опытом мэры других городов, или это пока все-таки не очень активный, так сказать, опыт?
— Это не активный опыт для больших городов. А вот мелкие города, такие как Килия, Вилково и некоторые другие уже просят поделиться с ними опытом. В основном интересуются механизмами привлечения средств в процессе осуществления различных проектов. Здесь хотелось бы отметить, что законодательство в Украине очень отстает от жизни. Скажем, мы начинаем реализацию проектов по опережающему развитию, а нужных законов и постановлений просто нет. Что бы ты ни делал, это всегда будет нарушением какой-то инструкции.
— Какова у вас динамика роста бюджета, в том числе и за счет инвестиционных поступлений? Какая статья бюджета является приоритетной?
— Чрезвычайно важно соответствующим образом наладить механизмы местного бюджета. По большому счету, бюджет города остается небольшим. Причина в том, что принятый бюджетный кодекс оказывается не действующим для таких городов как Рени. Т.е. он действует только на уровне городов республиканского подчинения, областных центров и районов. Согласно бюджетному кодексу, в бюджете города на внутренние расходы должно оставаться 40%, в то время как в Рени этот показатель достигает 15%. Поэтому, сколько не зарабатывай, для города в бюджете средств все равно не хватает.
Я вижу задание руководства в обеспечении экономической самодостаточности города, наполнении бюджета без дотаций.
Сегодняшним приоритетом для города даже с этим мизерным бюджетом является уменьшение энергозатрат, создание рабочих мест и повышение уровня образования и квалификации кадров. Сегодня на работу в Рени следует привлекать больше молодежи, знакомой с новыми цифровыми технологиями.
— Насколько острой для вас является проблема занятости населения?
— В советские времена город был спутником порта, ориентированного на страны Совета экономической взаимопомощи. Когда эта система разрушилась, пострадала и инфраструктура города. Переходный период, затянувшийся на 10 лет, также не способствовал созданию новых рабочих мест. Проблемы остаются. Но я уверен, что через год—полтора ситуация резко изменится, заработают новые проекты, а по мере их запуска появятся новые высокотехнологические рабочие места. В этом году состоялся первый выпуск 120 студентов филиала Днепропетровского университета, которых можно привлекать к реализации новых инвестиционных проектов. Уже сегодня некоторые компании готовы принять молодых специалистов из Рени на практику, на стажировку.
— И опять к результатам вашей поездки. Как ваши американские собеседники отреагировали на потенциальные трудности, связанные с «белыми пятнами» в законодательстве?
— Крупные инвестиционные компании, которые готовые сегодня вкладывать деньги и внедрять инвестиционные проекты в Рени, не просят государственных финансовых гарантий, требуют только одного — политической поддержки.
— Какая именно политическая поддержка им необходима, и кто, по вашему мнению, может ее предоставить?
— В условиях нестабильности в законодательной сфере, когда, допустим, вступает в силу какой-либо закон, а чуть погодя — десяток инструкций, регламентирующий ряд пунктов этого закона, о гарантиях речь, разумеется, не идет. Это зарубежных инвесторов, конечно же, настораживает. Они опасаются, что приедут, вложат капитал, а потом кто-то где-то решит, что в Рени эта, например, электростанция вообще не нужна, — лучше ее строить где-то в другой части Украины... Если бы инвесторам на уровне правительства, даже на уровне областных структур сказали: да, эти объекты нам действительно необходимы, все так и будет, — этого было бы достаточно. Другими словами, им нужны не денежные гарантии, а гарантии стабильности и возможности работать.
ПРООБРАЗ БУДУЩЕГО
— С депутатами Верховной Рады от Одесщины поддерживаете контакты? Возлагаете на них надежды? ваши земляки в парламенте даже свою фракцию намереваются создать — такое себе одесское лобби...
— Во время избирательной кампании было непонятно, кто пройдет в парламент, а кто — нет. Потом Верховная Рада сформировалась, но вскоре разъехалась на каникулы. Сейчас в парламенте есть депутат от Рени — это Крук Юрий Борисович. Есть там и другие одесситы. Я надеюсь, что поддержка будет и понимание будет. Потому что в данном случае нет конфликта интересов. А есть вопрос развития региона, вопрос развития Украины.
Думаю, закончатся депутатские каникулы, и мы сможем встречаться с парламентариями, которые могут лоббировать наши идеи в Верховной Раде. С тем же Юрием Борисовичем Круком, с депутатами — начальниками портов Ильичевска, Одессы и другими.
Американская сторона выражает готовность создать для реализации наших проектов команду из представителей и Конгресса, и Совета по национальной безопасности США, и пенсионного фонда США, и резервной палаты, — а что же наша сторона? Конечно же, нам нужна своя команда, нужно внимание депутатов Верховной Рады, Совета национальной безопасности и обороны Украины, губернатора, облсовета и т.д. И от правительства кто-то должен все это курировать, потому что проект «Социополис» интересен не только на уровне Рени. Если удастся отработать пилотный проект, то почему бы впоследствии не распространить этот опыт?
— Какова роль в этом проекте государства и территориальной громады?
— Строить и развивать экономически успешные города и села, где бы человек мог в полной мере проявить свои творческие способности и жить в гармонии с окружающей средой может только самоорганизованное общество, то есть сами люди. Государство это делать не может и не обязано. Задача государства — помогать и защищать. Если оно будет делать только это — мы будем жить в процветающей стране.
Я общался с представителями муниципального управления США, — там же огромные полномочия, большие возможности у громады, у мэра. Подход такой: вот вам права, — решайте сами свои вопросы. Государство содействует и финансово и другими своими возможностями. У нас же все по-другому, а действующие законы противоречат друг другу. Того и гляди, нарушишь какую- то там инструкцию № 6158, — и тогда не посмотрят даже на то, что у тебя с бюджетом все в порядке...
Мы готовы увеличить поступления в бюджет в два раза, — но какой смысл, если у нас заберут эти деньги, то есть нам от них толку не будет? Нет, получается, смысла. Я же вижу, как руководители на местах, если у них раз, второй, третий ничего не получается и видя, что Закон „О местном самоуправлении» не работает, опускают руки. Так и до деградации недалеко.
Закон должен работать в полной мере. Иначе не поднимутся громады, не оживут маленькие города и села, — не поднимется и экономика Украины, и сама Украина. Тысячи городов и сел — это фундамент государства… В идее муниципального самоуправления заложен огромный потенциал развития.
— Это действительно далеко не безобидный вопрос. Многие чиновники всей управленческой вертикали ощущают, что социополисы вытягивают, скажем так, кирпич из самого основания системы...
— Конечно. Чиновники «старого разлива» прекрасно понимают, что жить и управлять по-старому уже нельзя. Но поскольку они не конкуренты новой среде, то они всеми силами защищают бастионы, давно уже ими освоенные и уже давно ставшие тормозом развития украинского общества.
По мере роста популярности идеи социополиса, в Украине уже начинают против нее бороться, можно сказать, на идеологическом уровне. От замалчивания и отрицания перешли к попыткам ее опровержения. Недавно читал в солидном журнале явно заказную статью за подписью член-корреспондента Академии наук. В ней сказано, что социополис — это современный ГУЛАГ. Большего абсурда я никогда не встречал.
Следует отметить, что идея социополиса страшна управленцам со старым мышлением. Те же, кто мыслит прагматично и видит перспективу, ее поддерживают. Буквально несколько дней назад вышла книга таких известных авторов как Кинах, Гальчинский, Семиноженко, Геец «Инновационная стратегия украинских реформ». Там прямо сказано, что государство берет под свой патронат социополисы, которые воспроизводят интеллект, объединяют производство, образование и науку и есть прообразом новой экономики.
В Рени реализуются проекты стоимостью в миллионы долларов. А за каждой сотней тысяч — колоссальный труд, десятки поездок, десятки встреч, часами приходилось убеждать потенциальных партнеров, доказывать им, что все это возможно. А сколько делегаций в Рени приезжало!.. Кое-кто говорит: это, мол, все — ерунда. Строительство электростанции — это миф, этого не будет. Аэропорт — тоже ерунда. Ну, а что тогда не ерунда? Так рассуждают, я думаю, те, кто просто не хочет работать... Однако многие наоборот, ощущают моральный и психологический подъем, когда видят, как мы шаг за шагом продвигаемся вперед. Сначала маленький шаг, потом больше, потом еще больше. Главное, что шаги делаются, что ощущается движение.
У людей появилась вера в реальность идеи социополиса, в то, что это никакая не абстрактная теория и не утопия.
— На наш взгляд, социополис — это новый интегральный уровень тех традиций самоуправления громады, которые в украинском обществе традиционно присутствовали. Просто это все помножено на идеологию цифрового города, вписано в реалии открытого мира...
— Думаю, это не совсем так. Полноценное местное самоуправление — это политическое основание социополиса, цифровые технологии — его технологическая основа. Однако люди не живут ради политики или технологии — это факторы, обслуживающие развитие.
Основные ценности — это здоровье, образование, возможность реализовать свои творческие способности, мораль, духовность, гармония с окружающими и с природой, гарантии безопасности. Основная идея социополиса в этом. Это совершенно другой подход, другая идеология, обеспечивающая «движение на опережение» и нацеленная в будущее.
— Очевидно необходима кампания по продвижению этой идеи. Не нужно дожидаться, пока кто-то построит город будущего, чтобы все посмотрели и сказали: а мы, мол, тоже так хотим. Наверное, что-то можно делать параллельно.
— Мы и пытаемся это делать. Я принимаю участие во многих конференциях на эту тему, идея социополиса активно обсуждается в нашей газете «Час Пик».
Главное, повторяю, — все больше и больше людей верит в эту идею, в то, что обществу под силу ее реализовать, что города будущего станут городами настоящего.
Выпуск газеты №:
№144, (2002)Section
Подробности