Мэр Ровно считает, что нельзя построить рыночную экономику в одном отдельно взятом городе
Он был одним из последних «застойных» председателей горисполкома, управлявших областным центром в восьмидесятые годы. Через десятилетие, на другом витке истории, Виктор Чайка снова занимает место мэра Ровно. При этом своим примером подтверждает тезис о роли личности в сегодняшней украинской политике. Практически без поддержки политических партий Виктор Чайка легко победил на минувших выборах девятерых кандидатов на главный пост в Ровно. При этом одним из его конкурентов был глава краевой организации Народного руха народный депутат Василий Червоний. К слову, НРУ на Ровенщине на минувших выборах набрал больше голосов, чем любая другая партия, и дал в парламент сразу двух депутатов.
Ровно из кабинета Виктора Чайки видится неким подобием маленького Парижа. Развешанные на стенах фотографии с видами города поражают умело подобранными ракурсами. На них не увидишь грязных улиц, покосившихся ветхих строений и разбитых дорог. Мэру, похоже, фотоэтюды местных мастеров нравятся, но это не означает, что многочисленных проблем, которые стоят перед областным центром, он не видит. А они типичны для всех средних городов Украины. Переживший период стремительного роста в семидесятые — восьмидесятые годы, Ровно в наши дни оказался совсем не готов к плаванью в бурном рыночном море. Крупные предприятия, в большинстве своем жестко связанные с общесоюзными программами и военно-промышленным комплексом, на протяжении последних восьми лет тихо умирали, оставив без работы и средств к существованию десятки тысяч ровенчан. Многие из них покинули областной центр, вернувшись в села к родственникам. Большинство оставшихся занялось мелкой торговлей и выращиванием овощей на пригородных участках. Из красивого уютного промышленного центра с населением почти в треть миллиона человек Ровно превратился в достаточно грязный запущенный город, где едва ли не каждая улица стала мини-базарчиком. Именно этим городом и начал почти год назад управлять новый-старый мэр Виктор Чайка.
Со сравнения минувшего и нынешнего положения в областном центре мы и начали свою беседу.
— Я достаточно опытный человек, проживший в городе четверть века, но давая свое согласие на участие в выборах, не подозревал, какой объем работы меня ждет. Если бы знал о масштабе проблем, наверное, не стал баллотироваться. Город переживает, мягко говоря, далеко не лучшие свои времена. Коммунальное хозяйство требует очень значительных средств. К примеру, не работают многие лифты в домах. Для пожилых людей это настоящая трагедия. За последний год мы отремонтировали 280 крыш, но необходимо привести в порядок еще 500. Жилищный фонд приходит в упадок. Фактически шесть лет не проводился его капитальный ремонт. Я иногда с ужасом просыпаюсь ночью и думаю, что при более-менее сильном ветре может завалиться не один из ветхих домов. Чтобы избежать трагедии, нужны средства на отселение жильцов, а их нет. Раньше, кроме мэра, проблемами развития города занимался и контролировал горком, обком, облисполком, профсоюзы и комсомол. Сегодня все проблемы приходится решать одному председателю горисполкома. С одной стороны это сложнее, но с другой нет такого количества контролирующих органов, руководители которых почему-то всегда знали, как и что надо делать лучше самого мэра. Ну и... Конечно, большая разница в средствах. В восьмидесятые годы в Ровно вводилось ежегодно 200—300 тысяч квадратных метров жилья. По этому показателю мы не уступали даже Львову, где население тогда было в три раза больше. В 1998 году в областном центре было сдано всего 20 тысяч квадратных метров жилья. Это крайне мало. На нынешний год мы запланировали ввести уже 50 тысяч квадратных метров.
— Что же собой представляет сегодня местное самоуправление в областном центре, его полномочия, функции и задачи?
— К сожалению, возможности местных органов власти весьма ограничены. Я фактически не могу реально влиять на промышленные предприятия города, от которых зависит благосостояние его жителей. К примеру, в Ровно есть громадный льнокомбинат, выпускающий прекрасные конкурентоспособные на рынке ткани. Теперь он приносит убытки и работает всего на 15 процентов. Значительное число его рабочих фактически оказалось «за бортом». Мы начали разбираться. Оказалось, что сырье для этого предприятия мы ввозим из Франции, тем самым давая доход их крестьянам, выращивание же льна на Ровенщине почти прекратилось. О владельцах, имеющих половину акций этого предприятия, в области никто ничего не знает. В итоге возможность местной власти влиять на судьбу громадного предприятия практически сведена к нулю. Подобное же положение и на других ровенских заводах. Даже там, где государство владеет контрольным пакетом акций, управляет практически только один назначенный Фондом Госимущества представитель. На мой взгляд, это не правильно, ибо в нынешних крайне сложных экономических условиях необходим контроль за производством со стороны местной власти.
Что же касается бюджета, то тут сложилась вообще парадоксальная ситуация. От нас требуют выплатить зарплату учителям, врачам. В то же время из начисленного львиная доля забирается в качестве налогов. В итоге за прошлый год областной центр перечислил в виде налогов в бюджет 12 миллионов гривен и остался должен тем же учителям и врачам 4,3 миллиона. Фактически сегодня бюджет Ровно составляет всего 30% от необходимого городу для нормального развития. О выполнении каких программ можно говорить, когда 90% наших расходов предназначаются на выплату заработной платы. Как в таких условиях поддерживать в нормальном состоянии коммунальное хозяйство?
Если уж коснулись проблемы формирования городского бюджета, то у нас в государстве существует весьма оригинальная система дотаций. Ровно в 1998 году перечислил в областной бюджет 17 млн. гривен и должен был получить в виде дотаций 5,8 млн. Прошел год, и мы подсчитали, что «живых денег» из этой суммы было перечислено всего 150 тысяч гривен. Тут, как говорится, комментарии излишни.
В таких условиях нужно решать неотложные проблемы коммунального хозяйства. Мы стараемся найти нестандартные выходы. Ищем богатых людей, готовых приобрести для жителей аварийных домов квартиры, а на месте развалюх построить себе коттеджи. Упорядочиваем уличную торговлю, не разгоняя людей, которые таким образом зарабатывают себе на хлеб, а строим в разных концах города благоустроенные рынки. Стараемся ввести в строй жилые дома, заложенные в «прошлую эпоху», и готовимся начать строительство новых микрорайонов. Ищем способы заработать деньги.
— Возможно ли вывести из нынешнего затяжного штопора хозяйство Ровно?
— Нельзя построить процветающую рыночную экономику в одном отдельно взятом городе. Мы все очень зависим от тех правил игры, которые нам диктует наивысшая власть. Больно смотреть, когда умных, предприимчивых людей толкают на обман закона, ибо по-иному работать почти невозможно. Не решаема на местном уровне проблема реструктуризации промышленности. Какая продукция нужна Украине и в каких объемах, пути передачи реальным собственникам предприятий могут быть решены только «на самом верху». Отсутствие принципиальных решений по этим вопросам углубляет кризис. Мы теряем время, а люди веру, без которой трудно что-то сегодня сделать.
Конечно, Ровно — это далеко не вся Украина, но те проблемы, с которыми сталкивается и пытается решить местная власть областного центра, актуальны для десятков средних городов, находящиеся на грани фактического умирания как промышленные и экономические центры регионов.
И еще Виктор Чайка заметил, что, по его мнению, только десять процентов граждан готовы к жизни в нынешних условиях. Сможет ли власть как местная, так и центральная в ближайшем будущем дать шанс остальным девяти десятым найти себя в нынешних условиях, не дать гневу и отчаянию взять верх?
Выпуск газеты №:
№37, (1999)Section
Подробности