Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Мэром гипермаркета»

Николай Приступа быть не согласен
18 января, 00:00
Прошло больше двух месяцев со дня, когда областной центр Хмельницкий выбрал из 25 кандидатов на должность городского главы беспартийного Николая Приступу, поддерживаемого «Нашей Украиной». На первой после объявления результатов выборов пресс-конференции Николай Иванович заявил, что дело, очевидно, не в том, кто поддерживает. А в том, кого именно поддерживают. Местные наблюдатели, анализируя результаты выборов, разделяют мнение нового мэра: НДП, «Батькивщина», «Трудовая Украина», социалисты, коммунисты хотя и прилагали максимум усилий, но не отыскали в своих рядах более достойной, чем М. Приступа, фигуры.

260-тысячный Хмельницкий, где каждый пятый трудоспособный занят на 27 рынках, не учел заявления некоторых кандидатов о продолжении предыдущей «линии». Этот «гигант социндустрии», где зарабатывали на хлеб насущный тысячи рабочих, перестраивается под гипермаркет. Весь малый и средний бизнес свелся к торгово- посреднической деятельности и строительству новых магазинов, кафе и т.п. В своей предвыборной программе Николай Приступа пообещал, что местная власть повернет бизнес в сторону производства.

О видении городским главой настоящего и будущего областного центра, о решении проблем города Николай Приступа рассказал корреспонденту «Дня».

— Николай Иванович, что для вас, городского главы, сегодня важнее — интеграция Хмельницкого в европейское или в евразийское пространство?

— Чтобы ответить на этот вопрос, надо иметь с чем сравнивать. Свои первые впечатления от пребывания за границей я получил давно: выполняя, как тогда считали, свой интернациональный долг в Афганистане. С одной стороны — средневековый быт. С другой — японская аппаратура, джинсы и другие атрибуты западного мира. Подобное впечатление в чем-то производит на меня сегодня наш Хмельницкий. Компьютеризованные офисы и дорогой товар в магазинах. И — нищета незащищенных слоев населения, беспризорные, попрошайки, стихийная торговля, разбитые дороги. Кстати, как и в любых других регионах. Однозначно нужно идти к европейским стандартам жизни для каждого жителя города, не забывая при этом, что приблизиться к ним сможем в сотрудничестве с нашими давними евразийскими партнерами.

— Каким образом город может повлиять на финансовую, экономическую и хозяйственную политику в стране?

— Сегодня почти все полностью зависит от центра. Премьер-министру Виктору Януковичу, как недавнему губернатору, из собственного опыта известно положение на местах. Очевидно, что именно поэтому он заявил об усилении региональной политики. Как из мест можно повлиять на финансовую, экономическую, хозяйственную политику в государстве? Через «своего» народного депутата — вот, наверное, и все. Непосредственного права законодательной инициативы, права голоса при формировании и обсуждении законопроектов органы местного самоуправления не имеют, хотя и следовало бы учитывать наше видение... Вот пример того, насколько мы связаны с центром: в Хмельницком сложилась задолженность по социальной помощи семьям с детьми, троллейбусное управление не получает надлежащих компенсаций за перевозку льготных категорий пассажиров. Поступление этих средств целиком и полностью зависит не от решений и действий местной власти, а от того, как сформирован и как выполняется государственный бюджет. Иными словами, при всей своей самостоятельности территориальные общины и далее остаются слишком зависимыми от центра

— Каково основное противоречие отечественного самоуправления?

— Теоретически, в соответствии с европейскими канонами демократии, имеем декларируемое законом самоуправление как право территориальных общин самостоятельно, под свою ответственность, решать вопрос местного значения. На практике же от самоуправляющихся институтов — городского главы, городского Совета — зависит далеко не все. Современная теория и практика демократического управления пошли далеко вперед, поставив нас перед выбором: либо догонять Запад, либо идти путем жесткой централизации, свойственной Востоку. Я вообще решительный противник единоличных решений, хотя и осознаю живучесть такого подхода в менталитете наших людей. После моего избрания едва переступил порог кабинета городского главы, а в приемной — не протолкнуться. Значит, привыкли, что все решается здесь. Есть же, говорю, заместители, начальники департаментов... Если власть хочет быть эффективной, надо, чтобы ее структура заработала на всех уровнях. Должностным лицам, руководителям следует дать определенный кредит доверия и личной ответственности за конечный результат.

— Мир уже научился, принимая решение, советоваться с территориальными общинами...

— И мы учимся. Это — наша, так сказать, контрольная работа для продвижения в европейское пространство, здесь не надо что-то выдумывать. «Инструментарий» известен — через общественные слушания, конкурсы, тендеры... Хотя и не требуется буквально по каждому вопросу объявлять об общегородском референдуме. Для того, чтобы ввести принятие важных решений в цивилизованное русло, горисполком внедряет механизм регуляторной политики. После глубокого и всестороннего анализа специалисты учитывают все «за» и «против», сравнивают, чего больше. В условиях полной гласности. — Идут активные разговоры о перераспределении собственности в городе. Кому Хмельницкий принадлежит? — Мне пришлось принять непростое «наследство». Среди 157 объектов коммунального имущества, которые сегодня еще остались в городской собственности, — только школы, больницы и некоторые детские садики. Кое-где закрывали глаза на строительство без соответствующих решений. Уже насчитывается до сотни объектов торговли, сервиса, которые появились неизвестно как, налогов не платили. Рядом — евростандарты и нищета, одно за счет другого. Строится элитный дом, стрела крана зависла над одноэтажным домом, жильцы которого ищут правды во всех инстанциях: их просто выталкивают из жизненного пространства. Пригласил застройщика на разговор. А он? Говорит, что разберется с людьми через суд. Понятно, какое решение примет суд: предоставить квартиру для отселения. А где именно — из центра города в далекий промышленный микрорайон? А ремонт за средства самих людей? Формально все было бы правильно. А как по- человечески? Пришлось настаивать на этом, убеждать. Застройщик пообещал, что уладит этот конфликт без услуг Фемиды. Что касается собственности в городе, то «экспроприации» не будет, но не может быть и всего того, что оказалось вне правового поля. Благодаря рынкам Хмельницкий нажил славу то ли второго Стамбула, то ли второго Шанхая. Эти бюджетообразующие объекты однозначно нужно сберечь, уважая тех людей, которые, торгуя, в трудные времена сами создали себе рабочие места. Но в то же время необходимо понимать, что эпоха мелкого предпринимательства не вечна. Время уже диктует новые стандарты.

По моему глубокому убеждению, надо думать о перспективе, как жить и работать дальше. Именно поэтому планирую создать, в частности, экономический совет, пригласить в него ученых, практиков, организаторов производства. Надо помочь людям в создании высокотехнологических предприятий, Чтобы богатели своим умом и талантом. Чтобы каждый человек, каждый житель чувствовал: в городе есть власть, которая знает, понимает и обеспокоена его проблемами. Это будет реально тогда, когда начнем работать, чувствуя равенство перед законом и городской общиной.

— Рискуете зацепить интересы тех, кто так жить не привык.

— Как-то общался с летчиками. Зная об отдельных страницах моей биографии, они высказали версию: наверное, есть у вас, Николай Иванович, амулет. Ответил, что есть. Это — иванец-киванец. Как ты его не наклоняй — все равно выровняется...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать