Мэры городов борются за самостоятельный бюджет
По мнению народных депутатов, обратившихся в КСУ с конституционным представлением, наступило время привести закон «О местном самоуправлении в Украине» в соответствие с Конституцией и Европейской Хартией о местном самоуправлении, к которой Украина присоединилась три года назад. Позицию мэров в КСУ представляют Михаил Поживанов, и.о. заместителя председателя столичной горадминистрации, и Владимир Олийнык, председатель Черкасского городского совета.
Главный вопрос представления — деньги, а точнее самостоятельность местных бюджетов, от которой, в конечном итоге, зависит жизнеспособность местного самоуправления. Авторы представления протестуют против предусмотренного законом закрепления «определенной доли общегосударственных доходов» за местным самоуправлением. Это фактически узаконивает существующий неконституционный принцип формирования местных бюджетов «сверху вниз». Конституция четко определила абсолютно иной порядок наполнения местной казны. Самостоятельность существования местного самоуправления зиждется на управлении муниципальным имуществом, доходами местных бюджетов, природными ресурсами, а государство только распределяет между общинами частицы от общегосударственных налогов, «поддерживая местное самоуправление».
Вместо этого сегодня ситуация доведена до абсурда: сотрудники налоговых органов работают лишь на наполнение государственной казны (от них требуют даже перевыполнения плана), не оглядываясь на заложенные в Основном законе «договорные основы» привлечения средств из местных бюджетов.
При таких условиях закон еще и создал правовую коллизию, позволяющую устранить неугодного председателя без особых усилий. В законе предусмотрено, что председатель должен отчитываться перед советом. В связи с этим совет может принять решение о недоверии ему или же относительно досрочного прекращения его полномочий. По закону, в таком случае полномочия председателя могут быть переданы другим должностным лицам. Однако, вопрошают законодатели, на каких основаниях совет получил право смещать председателя, избранного территориальной общиной? Еще один важный вопрос представления касается права территориальных общин районов города на самостоятельное управление. Авторы представления считают: поскольку Конституция определила, что организацией управления районами занимаются городские советы, то закрепленное законом право районных общин на осуществление местного самоуправления и владение собственностью противоречит Основному закону.
Выпуск газеты №:
№192, (1999)Section
Подробности