Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Местные гонки: есть ли выбор?

«Мы видим не измененную, а немного модифицированную политическую систему, поэтому все атрибуты непрозрачных и нечестных избирательных кампаний прошлого возможны и сегодня», — политолог
07 сентября, 19:09
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Рекламу на билбордах над городскими дорогами уже начинают вытеснять агитационные материалы, кое-где на остановках появляются палатки разных политических сил. Украина плавно переходит в режим политической борьбы и предвыборных гонок в канун местных выборов.

Соответствующий закон «О местных выборах» Рада приняла не так давно — 14 июля, а уже 25 октября должен состояться последний этап послереволюционного обновления власти — теперь уже на уровне громад. Последние должны получить больше полномочий в результате децентрализации и конституционной реформы. На эти выборы государство планирует потратить 1,1 млрд грн — именно такую цифру недавно озвучил ЦИК.

Но, похоже, народное волеизъявление может не состояться в некоторых регионах. Так, из-за российской оккупации выборы не будут проведены в Крыму, а недавно председатель фракции «Блок Петра Порошенко» Юрий Луценко заявил, что он считает невозможным их проведение на Донбассе. «С моей точки зрения, честные, конкурентные и безопасные выборы не могут состояться не только на оккупированной территории Донбасса, но и на освобожденной территории. Я убежден, что военно-гражданские администрации должны работать на украинской части Донбасса до того момента, пока там проводить выборы будет безопасно», — отметил он. Центризбирком же ранее призывал Верховную Раду определить районы, где местные выборы не состоятся. Однако почему местные выборы не могут быть проведены на тех территориях, где ранее были проведены внеочередные парламентские и президентские выборы, — вопрос без ответа.

Чего ждать от выборов в местные органы власти там, где им суждено быть проведенными? Как сработает новая нормативно-правовая база и каковы недостатки закона «О местных выборах»? Увидим ли мы новое качество политической борьбы во время последнего этапа послереволюционного обновления власти? Насколько активным будет население и какие приоритеты оно будет иметь во время волеизъявления? Обо всем этом мы спросили у специалистов — эксперта в отрасли местного самоуправления, социолога и политолога.

«ЭТО НЕ ОТКРЫТЫЕ СПИСКИ, КОТОРЫЕ ОБЕЩАЛИ, А НЕСОВЕРШЕННАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, ЗАИМСТВОВАННАЯ У РОССИИ»

Александр СОЛОНТАЙ, эксперт Института политического образования:

— Первым позитивным моментом нового закона «О местных выборах» является то, что во время голосования будет использоваться единый бюллетень для одного совета. Это будет давать людям выбор, потому что раньше было два отдельных бюллетеня для мажоритарки и партийных списков. Второе — даже представители малых партий и тех политических сил, которые не имеют большого рейтинга, смогут заводить своих депутатов, потому что их представители не обязательно должны взять первое место в округах, а партия просто должна преодолеть пятипроцентный барьер.

Согласно этому закону, в Украине будет выполняться гендерное законодательство. Раньше 30% женщин в списках политсил было предусмотрено только в законе «О политических партиях», но это не было связано с законом «О местных выборах». Этот закон развил идею, что на всех выборах должен быть предвыборный залог — кандидаты должны внести минимальную сумму средств и подтвердить серьезность своих намерений. Таким образом, регистрация большого количества технических кандидатов становится слишком дорогой. В Украине увеличивается количество округов, и если раньше только половина депутатов была привязана к территории, то теперь пройти через округ должен каждый кандидат, кроме лидера списка. Поэтому закрытый список уменьшается вплоть до одного лица, поэтому нельзя гарантированно купить себе место в списке, ничего не делая на округе. Выборы на местном уровне стали командной игрой.

Прозрачнее станет система формирования избирательных комиссий, чтобы уменьшить злоупотребления, которые были на местных выборах в 2010 году, когда власть через Минюст и регистраторов одни партии допускала к выборам, а другие — нет.

Что же касается негативов, то в действительности это не открытые списки, которые обещали, а достаточно несовершенная избирательная система, заимствованная у России. Во-первых, в законе «обрезали» гражданское общество. Местное самоуправление — это не только партии, но и общественные активисты, жилищные кооперативы, родительские комитеты, малый и средний бизнес, нацменьшинства и др. Но получается, что у нас выборы только партийные, таким образом партийные разборки в Верховной Раде будут перенесены в наименьший горсовет. К тому же ограничивать выдвижение кандидатов — значит искусственно ограничивать круг конкурентов. Становится невозможной и партийная консолидация — запрещены блоки, партийные коалиции. Проходной барьер достаточно значительный, но создавать общий список данный закон не дает. Согласно новому закону, выборы мэров в два тура пройдут только в больших городах свыше 90 тыс. избирателей.

Сама идея изменить закон «О местных выборах» меньше чем за 90 дней до самих выборов, когда Рада объявила об их проведении, — такое трудно себе представить. Так же, как и назначать на каждые местные выборы новый закон. Кроме того, сам документ был сфальсифицирован — парламент рассмотрел один текст, докладчик на трибуне описал совсем другой законопроект, а то, что появилось в результате в законе, даже не объявлялось. Так, изменился количественный состав советов. Это свидетельствует о попытке правящих партий переписать закон под себя, чтобы получить максимальное количество депутатов.

К тому же Верховная Рада и Президент не обновляют состав ЦИК со времен Януковича — это объясняется только тем, что нынешняя Центральная избирательная комиссия, исчерпавшая свой юридический, политический и психологический срок пригодности, очень лояльна к политикам и готова идти на любые их прихоти.

«ВЫСТРЕЛИТЬ» МОГУТ ТЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ, КОТОРЫЕ ПРОВОДИЛИ РАБОТУ С ИЗБИРАТЕЛЯМИ ЗАДОЛГО ДО ВЫБОРОВ»

Татьяна ЕРЕСКОВА, социолог:

— Сегодня очень трудно спрогнозировать электоральную активность граждан. С одной стороны, люди должны проявить ее, ведь те процессы, которые происходят в стране, — повышение гражданской активности, ответственности и контроля, осознания того, что от людей что-то зависит, — должны побуждать людей идти на выборы. Но, с другой стороны, пойдут ли они в октябре — зависит от событий, которые произойдут за это время в стране. Это местные выборы, и если в масштабах страны в течение последнего времени состоялись какие-то изменения, то на местах изменилось мало что и люди слабо замечают эти изменения. Они устали от того, что происходит, — экономических затруднений, войны, политических разборок — это не секрет, и большинство пытается абстрагироваться и дистанцироваться от этого. Поэтому определенные политические силы попробуют сыграть на этом и прибегнуть к популизму, предлагая вещи, которые невозможно выполнить, — индексацию пенсий, понижение квартплаты и т.п. И это может получить определенную поддержку среди населения. Поэтому я предполагаю, что активность избирателей, в соответствии с сегодняшними тенденциями, составит 45—55%. У нас всегда есть априори активные регионы, что обосновывается количеством жителей, но сегодня ситуация может крайне измениться. Ведь самые активные граждане сейчас в зоне АТО или выехали в другие регионы и решают, принимать ли участие в голосовании.

Трудно говорить и о каких-то рейтингах партий, потому что они крайне ситуативны и актуальны для того момента, когда определялись социологами. Держатся они недолго и зависят от каких-то шагов тех или иных политических субъектов. Я думаю, сейчас будет падать рейтинг у всех политических сил, ведь людям трудно определиться в нынешней ситуации. Безусловно, будут силы, которые будут играть на ошибках, у нас классический вариант, когда не предлагают ничего нового, а только указывают на недостатки в работе власти. Однако важно, чтобы люди отдавали преимущество тем силам, которые пытаются делать и предлагать хоть что-то в нынешних условиях. С моей точки зрения, ни одна политическая сила, которая сегодня могла бы прийти к власти, радикально ничего не изменит, потому те силы, которые обещают какие-то радикальные и быстрые преобразования, занимаются обычным популизмом.

Кроме того, я не думаю, что в обществе сегодня есть сильные тенденции для реванша старых сил, бывших регионалов. Люди поддержат тех, кто готов взять ответственность на себя и будут искренними перед избирателями. С людьми надо разговаривать, и та политическая сила, которая сегодня будет коммуницировать с ними не только с помощью лозунгов, билбордов и рекламы, а честно и откровенно будет говорить о проблемах и перспективах изменений, получит поддержку. И процессы конструктивной работы с избирателями уже запущены. Достучаться до граждан через общественные организации и личное общение — это и есть тот конструктивный подход, который нужен на местном уровне. Люди уже не поведутся только на политическую рекламу, агитационные палатки — так можно притянуть только преданный электорат. Новые политические силы или общественные организации, пользующиеся определенной квотой доверия людей, так и делают. У нас есть работа на долгосрочную перспективу, однако, к сожалению, среди политических сил до сих пор преобладает рекламный подход как самый легкий. Поэтому «выстрелить» могут именно те политические силы, которые проводили работу с избирателями задолго до выборов.

«СУЩЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОДХОДАХ К ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ НЕ БУДЕТ»

Михаил БАСАРАБ, политолог:

— После объединения «Блока Петра Порошенко» и «УДАРа», тем более если к ним приобщится «Народный фронт», может образоваться единый властный участник избирательной кампании. Не знаю, реально ли технически организовать этот процесс, поскольку у нас не будет избирательных блоков. Если же они пойдут под одним партийным зонтом, то будут иметь наибольшее количество кандидатов в округах и в мэры городов. На них будет работать административный ресурс, у них будет самый масштабный материально-организационный ресурс. Наверное, кампания такого субъекта будет самой заметной. Это будет серьезная заявка на первое место по результатам голосования. Однако ввиду того, что уровень поддержки власти снизился в сравнении с прошлым годом, вряд ли объединенная партия сможет повторить суммарный результат этих политических сил в ходе прошлых кампаний.

На достаточно высокий уровень поддержки претендует партия Львовского городского председателя Андрея Садового «Самопомич», которую уже нельзя называть сугубо локальным проектом. Эта политсила будет иметь высокий результат не только в Западной Украине, но и в столице и других регионах. Поэтому «Самопомич» получит фракции во многих муниципалитетах и облсоветах. На достаточно разветвленную сеть фракций будет претендовать «Радикальная партия» и «Батькивщина». Локальные успехи могут иметь «Свобода», «Гражданская позиция» Анатолия Гриценко и другие партии такого класса. Например, «Оппозиционный блок», который будет рассчитывать на достойный результат в определенных областях Украины, в частности на юге и востоке.

Вместе с тем будем иметь отдельный тип политических субъектов — партии, которые сфокусируют свое внимание на отдельных регионах и смогут конкурировать здесь с фаворитами кампании. В первую очередь это партия «УКРОП» — на территории Днепропетровской области, в пределах смежных областей или даже в отдельных более отдаленных регионах она серьезно будет конкурировать с лидерами предвыборной кампании.

Поскольку речь идет об одновременных выборах по всему государству, мы услышим о сенсациях на выборах в советы разных уровней.

Думаю, в сравнении с предыдущими годами ничего особо в избирательной борьбе политических сил не изменится, поскольку в Украине не состоялась перезагрузка политической системы. Мы видим не измененный, а немного модифицированный старый политический режим, поэтому все атрибуты нечестных избирательных кампаний прошлого мы увидим и сегодня. Речь идет о применении административного ресурса, задействовании унизительного инструмента подкупа избирателей, попытки фальсификации результатов выборов. Одним из инструментов такой нечестной конкуренции станут технические политические проекты упомянутых партий. Все это будет сопровождаться большими конфликтами, скандалами, судебными исками и т.д. К величайшему сожалению, государство не стало другим, правящий класс — только немного облагороженный вариант привычной для Украины политической верхушки, поэтому существенных изменений в подходах к избирательной кампании мы не будем наблюдать. Свидетельством этого являются недавние выборы в Чернигове на 205-м округе, где состоялось состязание между применением админресурса со стороны Сергея Березенко от «БПП» и подкупа избирателей со стороны выдвиженца партии «УКРОП». Еще до завершения этой кампании говорилось, что не важно, кто победит в Чернигове, потому что сам ход грязной кампании должен серьезно огорчать всех нас. Это был плохой сигнал. Государство не изменилось прежде всего потому, что не собирается меняться правящий класс.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать