Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Между молотками. Отбойным и аукционным

Более половины угольных шахт — в стадии банкротства
24 октября, 00:00

Александр Бондарь сообщил, что из 9 шахт, которые планировалось приватизировать в первую очередь, после некоторых дискуссий остались лишь 4. Но их финансовое состояние было настолько тяжелым, что ФГИ не решился даже начать подготовку к конкурсам. Председатель Фонда считает, что продажа государственных шахт должна быть комплексной программой, а не единичными сделками. «Мы понимаем, спрос на шахты у инвесторов низкий, но это не означает, что нужно ничего не делать», — говорит Бондарь. Он уверен, что именно приватизация может стать толчком к возобновлению производственного роста в отрасли.

Тем временем министр топлива и энергетики Виталий Гайдук заявляет, что вовсе не против приватизации в угольной отрасли. По его словам, дискуссия идет лишь вокруг способов продажи шахт в частные руки. Министерство настаивает, что угольные предприятия должны провести дополнительную эмиссию акций, предложив выкупить их частным инвесторам. В качестве примера он приводит две уже приватизированные шахты Донбасса, одна из которых, «Красноармейская- Западная», перешла в частные руки как раз после проведения специальной эмиссии акций. «Шахта выпустила акции, их купил инвестор, и предприятие получило деньги на развитие», — рассказывает министр. По его мнению, продажа шахт традиционным способом, на аукционах, не приемлема для отрасли, поскольку деньги от сделки будут зачисляться в госбюджет. Попадут ли они потом угольщикам в виде дотаций — еще вопрос.

Ну а Фонд госимущества до последнего времени считал дополнительную эмиссию акций с последующей их скупкой одним из способов теневой приватизации, так что инициативу Минтопэнерго категорически отвергает. Александр Бондарь считает, что лишь открытые торги приведут на шахты прозрачный частный капитал, не преследующий исключительно спекулятивные цели. Вот только захочет ли такой прозрачный капитал «мараться» в угле? Общеизвестно, что угольная промышленность Украины — одна из наиболее проблемных. Огромные деньги, обращающиеся в отрасли, уходят в тень. Возникающий же финансовый дефицит шахтам компенсирует государственный бюджет усилиями мощного политического лобби. Парламентская фракция «Регионы», объединяющая преимущественно депутатов Донбасса, на прошлой неделе не голосовала за проект госбюджета-2003, потому что считает уровень госдотаций на угольную промышленность в размере 2,2 миллиарда гривень недостаточным. Председатель ФГИ Александр Бондарь предлагает решить эту проблему именно с помощью приватизации: «Деньги от приватизации шахт пусть зачисляются в бюджет и возвращаются угольщикам в виде дотаций». На Донбассе этот вариант резонно считают неприемлемым, опасаясь, что если уж деньги попадут в казну, то в связи с ожидаемыми финансовыми трудностями правительства вернутся они шахтам нескоро.

Пока острая дискуссия относительно будущего шахт превращается в публичное противостояние, сами шахты уверенно падают в финансовую пропасть. На фоне разговоров об аукционных молотках стук отбойных становится все тише. На сегодняшний день уже больше половины из 170 украинских шахт находятся в стадии банкротства. Их продаже кредиторам за долги мешает лишь закон, временно запрещающий отчуждение госимущества в судебном порядке (как способ борьбы с теневой приватизацией). Фонд госимущества настаивает, что выбор между банкротством и приватизацией через аукционы нужно сделать в пользу последних. «Какая разница между банкротством и приватизацией? Продажа на аукционе позволит нам создать условия, при которых собственник возьмет на себя инвестиционные обязательства. Он сохранит трудовой коллектив, будет вовремя выплачивать зарплату. А если произойдет банкротство, то ни трудового коллектива, ни шахты может больше не быть», — объясняет Бондарь.

Причины, по которым приватизация шахт блокируется уже на протяжении нескольких лет, вполне объяснимы. Товарные и финансовые потоки угольных предприятий давно контролируются компаниями-посредниками. Их лоббисты занимают высокие посты в отраслевых государственных ведомствах. Так что Фонду госимущества одному с приватизацией шахт явно не справиться. Ведь, кроме всего, процесс требует нового механизма дотирования приватизированных шахт. «Какой смысл приватизировать, если сохранять частным шахтам такие государственные дотации», — считает Александр Бондарь. В то же время депутат Геннадий Астров-Шумилов, пришедший в парламент с поста директора угольного холдинга «Ровеньки-Антрацит», считает, что приватизация в отрасли возможна лишь с одновременным инвестированием в строительство новых шахт. На сегодняшний день половина угольных месторождений страны эксплуатируется больше 50 лет, что обрекает отрасль на хроническую убыточность.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать