Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Михеил СААКАШВИЛИ: «Когда Украина проведет настоящие реформы, режим Путина начнет трещать по швам»

02 августа, 19:14

Если властные политики заявили, что выборов не будет, это еще не значит, что они к ним не готовятся, написал «День» в статье «Зачем Саакашвили партия?» от 26 мая 2016 года. В СМИ почти сразу после назначения экс-президента Грузии главой Одесской ОГА стали проскальзывать новости о его возможном политическом проекте в Украине, но чаще всего они оказывались «информационными утками». По крайней мере, вслед следовали опровержения от Саакашвили и его соратников. В конце мая медиа облетело заявление экс-заместителя генпрокурора Давида Сакварелидзе, что он вместе с экс-президентом Грузии Михеилом Саакашвили создаст новую партию в Украине.

«День» встретил Саакашвили в Варшаве на конференции «25 лет Беловежским соглашениям» и спросил о политических планах, результатах работы в Одесской области за год руководства облгосадминистрацией и видение Украины в новых глобальных контекстах.

«Я ПРОГНОЗИРУЮ, ЧТО ОСЕНЬЮ БУДЕТ ОЧЕНЬ «ЖАРКО»

Народный депутат Виктор Чумак недавно объявил, что номинационный комитет уже собирает людей для новой партии «Хвиля». Почему такое название, какой она будет идеологически и когда выкристаллизуется организационно?

— «Хвиля» действительно будет, такое название — потому что есть запрос на волну, которая полностью бы поменяла политическую элиту. Но сейчас рано говорить о партийных вопросах — вернемся к ним накануне выборов. Создавать партии заранее не имеет смысла. Сейчас, летом, период политического «заморозка». А осенью, я прогнозирую, что будет очень «жарко».

В КОНЦЕ РАЗГОВОРА ПРЕЗИДЕНТ ГРУЗИИ  И С НЕДАВНИХ ПОР УКРАИНСКИЙ ПОЛИТИК ПОЛУЧИЛ В ПОДАРОК «УКРАИНУ INCOGNITA» ИЗ «БИБЛИОТЕКИ «Дня» ДЛЯ ЛУЧШЕГО ПОНИМАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ МОМЕНТОВ ИСТОРИИ НАШЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ / ФОТО АВТОРА

Спикер ВРУ Андрей Парубий утверждает, что досрочных выборов не будет. В таком случае будете организовываться через три года (очередные парламентские выборы состоятся в 2019 году)?

— Я чувствую настроения украинского общества — из-за отсутствия реформ оно хочет перезагрузки. Конечно, сейчас депутатам трех самых больших фракций выборы невыгодны, так как их рейтинги упали. Но чтобы избежать досрочных выборов, нужно проводить реформы, а сейчас нет даже признака, чтобы они их собирались делать. Я разговариваю с разными группами, но мы не обсуждаем детали партийной структуры, на данном этапе это не моя функция. Моя — делать то, что я делаю. И я собираю молодых перспективных людей. То, что у меня это получается — видно по Одесской областной администрации. Если у таких людей появится больше функций — они будут эффективнее работать.

«Я ВИЖУ У УКРАИНЦЕВ РАЗОЧАРОВАНИЕ, ХОТЯ ЕЩЕ ГОД НАЗАД В ГЛАЗАХ БЫЛА НАДЕЖДА»

То есть, это будет очередная партия без идеологии и узнаваемой программы? И будете ли вы объединяться с другими молодыми или обновившимися партиями? Ведь иначе голоса ваших избирателей будут распылены.

— На реформаторских идеях — это полная отмена бюрократических барьеров, создание реально прозрачного правительства, максимальное удаление денег от украинской политики, дистанцирование от олигархов. Назову это идеологией здравого смысла, а он не делится на «левых» и «правых». С одной стороны, я за уменьшение вмешательства государства в 90 процентах сфер жизни, с другой стороны — за сильное государство в оставшихся 10-ти. Сейчас у нас государство везде, но фактически имущество «прихватизировано» какими-то кланами, забирающими себе маржу. По поводу объединения — на выборах должна победить одна широкая коалиция реформаторов. То, что новые силы должны консолидироваться и находить новые пути — это однозначно. Мне кажется, что это должна быть одна партия, но, снова-таки, она будет образовываться в окончательной форме, когда будут назначены выборы.

— Если верить апрельским опросам, поддержка вашей возможной партии выше, чем у президентской партии.

— Опросы ничего не показывают, особенно в имеющихся некристаллизованных условиях, с большим количеством неопределившихся. Я не доверяю опросам, а только своей интуиции. В Грузии перед выборами 2012 года и за три месяца до выборов, и за месяц до выборов моя партия согласно социологии опережала оппозицию в соотношении три к одному. Но когда я ходил по людям, то по их настроениям видел, что мы их проиграли. Я вижу сейчас у украинцев разочарование, переходящее в злость, хотя еще год назад в глазах была надежда. Скептически отношусь, когда политику строят, исходя из социологии и мнений фокус-групп. Настоящий политик отличается от псевдополитика тем, что он создает общественное мнение, а не следует тому, что ему говорят.

«МЫ ЗАЛОЖИЛИ ОСНОВУ ТОГО, ЧТОБЫ ЛЮДИ ПОЧУВСТВОВАЛИ, ЧТО ПРАВИТЕЛЬСТВО МОЖЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ ИНАЧЕ»

Расскажите о своих достижениях на посту главы Одесской ОГА, и какие препятствия встречали?

— Пускай об этом расскажут одесситы. Самое главное — мы заложили основу того, чтобы люди почувствовали, что правительство может выглядеть иначе, в том числе руководители полиции, таможни, прокуратуры. Мы привели к управлению большую группу молодых людей. Они во многом разочарованы, но это хорошая фрустрация, которая перейдет в конструктивное русло и созидание. Уверен, гораздо раньше, чем многие думают.

Что касается препятствий — начиная с июля из Киева в Одессу можно долететь за 499 гривен. То есть год назад со скандалом мы сняли главу Госавиаслужбы, а результат только получили. Конечно, маленький результат, но какой-то есть. И это в очередной раз показывает, насколько многое зависит от людей.

Еще один пример — два года назад, в 2014, я инициировал вопрос, чтобы транзитные потоки из Китая вместо России проходили через Среднюю Азию и Украину, в частности, Одесскую область, в Европу. Так называемый, «новый шелковый путь». В феврале прошлого года я привез делегацию из Азербайджана для переговоров. В итоге, все вопросы в Азербайджане, Казахстане и Грузии были решены и согласие достигнуто, а в Украине нет. Потому что глава железнодорожных грузовых перевозок блокировал переговорный процесс, не желая снижать тариф. В июле он попал в ДТП в пьяном виде, которое засняли и распространили в интернете, после этого его убрали, и наконец-то проекты начали двигаться. Это и есть комбинация общественного мнения и маленьких шагов. Так, из-за одного человека не внедрялся в жизнь важнейший политический и экономический проект.

«КОГДА МНЕ ГОВОРЯТ ОБ УСПЕХАХ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ, Я УЛЫБАЮСЬ»

— Хватает ли финансов на реализацию ваших проектов? Сейчас внедряется концепция самостоятельных бюджетов у территориальных громад, должно стать легче.

— С финансированием сложно, учитывая сложившуюся традицию выделять средства на условиях откатов, как на уровне облсоветов, так и горсоветов. Когда мне говорят об успехах децентрализации, я улыбаюсь. По моему мнению, децентрализация в Украине полностью провалена. Она проходит, но в условиях беспредела.

А какой она должна быть, по вашему мнению?

— Не отдавать бездумно все в распоряжение местного самоуправления. Например, туристические зоны, таможенную политику, регуляцию разрешительной документации, что включает в себя стандарты по обслуживанию граждан. Чтобы местные власти не создавали дополнительные бюрократические барьеры, не грабили через них, стратегические инвестиции не зависели от какого-то местного коррупционера. Например, нельзя отдавать сельсоветам землю, из которой можно сделать инвестиционно привлекательный объект государственного уровня.  И на прибрежной зоне в 50 километров построить отели, а не за откаты жилые дома, которые будут смываться. Те функции, которые отдаются на места, должны сопровождаться верховенством контроля, в том числе от общественности. Нельзя допустить, чтоб на деньги громады обогащались отдельные личности.

«УКРАИНСКИЕ СОЛДАТЫ ПОГИБАЮТ В ТОМ ЧИСЛЕ ЗА ВСЮ ЕВРОПУ»

— С высоты вашего политического опыта, вернется ли Украина к границам 20 февраля 2014 года?

— Я совершенно в этом уверен. Потому что как только Украина проведет правильные, настоящие реформы, режим Путина начнет трещать по швам. Украина победит в этой войне комбинацией сдерживания на фронте и настоящих реформ в Киеве. Тогда политики просто убьют основу существования Путина. Сдерживание — это означает делать то, что мы делаем, не пускать вперед.

Что такое Минские соглашения? Я бы очень не хотел, чтобы Украина взяла на себя эти обязательства. Подобный шаг очень подкосил нас в Грузии в 2008 году, когда Шеварднадзе в свое время насобирал обязательств. Это были мины замедленного действия. И поэтому здесь нужно быть очень осторожными. Я прекрасно понимаю, что Запад нажимает. Потому что для Запада это возможность избавиться от головной боли, переложить все на нас. Но мы не должны им разрешить избавиться от этого. Потому что украинские солдаты погибают в том числе за всю Европу.

Свое дальнейшее политическое будущее вы связываете с Украиной?

— Однозначно. Можно сказать, что я не делю Украину и Грузию, потому что у них 100% совпадение интересов, 100% моральное сходство. Особенно в теперешней ситуации огромного напряжения в регионе из-за России, а также Турции. Поэтому мы должны углубить сотрудничество, Грузия должна ухватиться за Украину. Какую Украину? И это решающий вопрос.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать