Перейти к основному содержанию

Митрополит Владимир: святость терпения

Он не был собственно епископом. Он был отцом. Который любит всех детей и ожидает от каждого лишь наилучшего
08 июля, 10:01
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

В 1992 году митрополит Владимир приходит к власти в Украинской Православной Церкви. Состояние хаоса, тысячи религиозных конфликтов в треугольнике «канонические православные» — «филаретовцы и автокефалисты» — «униаты». Страна стояла на пороге религиозных войн по югославскому сценарию. И не важно, что религиозное возрождение началось лишь в 1988 году: в Югославии вообще, по наблюдениям религиеведов, «воевали за религию, в которую не верили». Не все понимали серьезность угроз и думали, что в хаосе можно найти национальную перспективу. Первым подвигом Блаженнейшего Владимира стало бесконечное терпение. Он терпел от Москвы и Киева, он терпел достойных и недостойных епископов и священников. Он терпел то, за что в Москве давно бы осудили и к церковным отлучениям и к годам заключения. Он не был собственно епископом. Он был отцом. Который любит всех детей и ожидает от каждого лишь наилучшего. И терпит все, даже хуже всего. В надежде на исправление, а затем просто терпит.

В Синоде он завел обычай принимать решение консенсусом, хотя по уставу мог продавливать решение через большинство голосов. Кто-то не согласен? Давайте поговорим. А где Вы нам уступите? А давайте отложим решение до следующего раза... Парадоксальный менеджмент — христианская стратегия терпения и диалога даже там, где нужно было сто раз отрезать даже без примеривания.

ФОТО АНДРЕЯ МОСИЕНКО

В результате — наибольшая церковь в Украине — больше 13 тысяч общин на 1 января 2014 года. Преобладает в 21 области Украины и в республике Крым. По неофициальным данным на воскресных богослужениях бывало до 1 млн. 200 тысяч человек (против 0,5 млн. в УПЦ КП). Много это или мало?

С одной стороны, много: больше нет ни у кого. С другой стороны, бесконечно мало: большинство населения называет себя православными христианами, но не вовлечено в конкретную приходскую жизнь. Можно сказать, что митрополит Владимир методом церковной «толоки» заложил фундамент чего-то большего, чем УПЦ в ее сегодняшнем состоянии. Рядом патриарх Филарет методом тотальной мобилизации всех сил достиг меньшего, но и его фундамент полностью пригоден для дела, потому что стоит он сразу рядом. Теперь же необходимым является общенациональное культурное возрождение на основе православных ценностей. Без нового Петра Могилы Украина не построит свой единый храм поместной Церкви и украинского мира.

В чем близость УПЦ и УПЦ КП? Митрополит Владимир формально никогда не противился связи собственной церкви с РПЦ. В одном из последних его докладов читаем: «Все эти годы важным приоритетом нашей церковной жизни было сохранение единства с Руськой Православной Церковью». Но при этом Митрополит Владимир строил де-факто автокефальную церковь и постепенно приучал к адекватному пониманию перспектив УПЦ собственных верующих, напуганных в конце 80-х и в начале 90-х идеей автокефалии. «Следует объяснить, что сама по себе идея автокефалии любой Поместной Церкви не несет в себе ничего негативного. Автокефалия — это лишь способ организации церковной жизни. Предоставление автокефалии той или иной Поместной Церкви является свидетельством количественного и качественного роста этой Церкви, свидетельством ее возможности к самостоятельному бытию. И потому предоставление автокефалии должно быть обусловлено лишь внутренними церковными факторами...» Остается напомнить, что даже без присоединения 5 тысяч приходов УПЦ КП и УАПЦ, 13 тысяч приходов УПЦ вполне достаточно для автокефальной поместной церкви: это была бы вторая по численности православная церковь в мире. Блаженнейший в напряженной борьбе отстаивал сохранение особых прав УПЦ на де-факто полную самостоятельность этой автономной церкви. В 2011 году эта борьба даже стоила ему отстранения от власти «из-за недееспособности». Но пророссийские силы не смогли собрать большинство голосов для выборов собственного нового предстоятеля, побоялись сзывать собор, и позволили в апреле 2012 года вернуться Блаженнейшему к власти. Через разные испытания Блаженнейший вел УПЦ к полной самостоятельности. В 2009-м в одном из интервью митрополит Владимир сказал такое: «мы теперь мучаемся и надеемся, что удастся воссоединиться православной Украине. Тогда церковь будет еще сильнее, и количественно, и качественно. Статус автокефальной церкви может получить церковь, которая едина в этом вопросе, а не разделившаяся из-за этого. Поэтому для нас важен не вопрос статуса УПЦ, а ее единство.

— И все-таки вам нужен автокефальный статус или нет?

— Этот статус должен венчать все наши усилия. Но сначала нужно достигнуть единства. Статус можно утвердит любой, приемлемый или неприемлемый. Но он должен привести людей к пониманию того, что они единоверные, единокровные. Надо стремиться к тому, чтобы и страна процветала, и церковь беспрепятственно исполняла свое призвание и вела социальное служение: образование, миссия, проповеди и т.д. Автокефалию можно дать в любое время, но нужно, чтобы люди были едины во Христе, я уже не говорю о менталитете, национальном чувстве и проповеди. Против воли народа автокефалию давать нельзя, потому что это приведет к новым расколам. А мы теперь знаем, что это такое — расколы, особенно церковные. Должно водворится взаимопонимание, а не та вражда, которая у нас порой, к сожалению, возникает...»

Вот две модели. Патриарха Филарета: все отсоединяются от Москвы и присоединяются ко мне. Митрополита Владимира: толерантная дискуссия в Церкви, внутреннее развитие, достижение всеобщего признания внутри УПЦ и в других церквях. Можно долго спорить чья модель более эффективная. Но УПЦ КП так и остается церковью меньшинства, несмотря на все большие симпатии в обществе. Тем более УПЦ КП не предложила что делать с теми верующими, которые пророссийски настроены? Митрополит Владимир своей педагогикой любви перевоспитал девять десятых своей церкви. Показательной является сегодняшняя ситуация: российские политтехнологи ожидали сотен священников УПЦ на баррикадах ДНР и ЛНР. Нашлось несколько десятков симпатиков словом и несколько людей — симпатиков делом. Начались разговоры о «киевской церковной хунте» и ее непонятное влияние на священство.

Церковь постепенно очищается, и сегодня эти процессы ускорились. Идеологи «Русского мира» эвакуируются в Москву и Подмосковье. На поверхность волн истории вышла вся грязь авантюристов, провокаторов, идейных и прямых агентов. УПЦ откровенно штормит. Тех, кто в последние годы защитил Блаженнейшего от всех посягательств светских и церковных центров силы, вдруг начинают обвинять в попытках отстранить митрополита Владимира от власти. Те, кто всегда ненавидел Блаженнейшего, проливают по нему реки слез. Проукраинских архиереев начинают записывать в ряды агентов Путина, из монахов делать пророссийских политиканов. Все эти карикатуры возникают по заказу тех, для кого священный сан давно стал синонимом бизнеса, и перестал нести священную функцию. Все раны, открывающиеся сегодня, УПЦ имела и вчера. Блаженнейший все терпел, и надеялся на исправление всех. Но исторический процесс сконцентрировало время, повысило ответственность, и сразу оказалось и для мира кто есть кто в УПЦ.

Соответствующие процессы внутренней очистки УПЦ КП восприняла как признак близкого раскола УПЦ и заняла крайне недружелюбную позицию. Практически весь епископат — кроме митрополита Александра Драбинко и нескольких его друзей, число которых все уменьшается — вдруг был записан в пророссийские силы в УПЦ. Уже две недели УПЦ КП делает многочисленные заявления с целью дискредитации большинства епископата в УПЦ, лидеров этого большинства — митрополитов Ануфрия и Антония. Напомню, что с пророссийским меньшинством возглавляемым триумвиратом митрополитов Агафангела-Павла-Иллариона, УПЦ КП воюет давно и принципиально. Остается задать один вопрос: через сорок дней состоятся выборы, и не пройдет ни митрополит Александр, ни его кандидатура (кого бы он ни выдвинул: в последнее время он бросил «обрабатывать» архиепископа Митрофана Луганского и взялся за митрополита Симеона Винницкого); и как жить дальше после того как УПЦ КП поддержала де-факто откровенно клеветническую кампанию?

Раньше или позже УПЦ достигнет всего, что было предметом стремлений митрополита Владимира. В пантеоне славы будущей поместной православной Церкви обязательно найдется место для митрополита Владимира, который сумел вытерпеть до самого конца, и даже сегодня страдает уже своей душой, глядя на кризис в УПЦ.

КОММЕНТАРИЙ

«МИТРОПОЛИТ ВЛАДИМИР НЕ ТОЛЬКО НА СЛОВАХ, НО И В РЕАЛЬНОСТИ ВОПЛОТИЛ ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕННОСТИ, КОТОРЫМИ ЖИВЕТ ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО УКРАИНЦЕВ»

Людмила ФИЛИПОВИЧ, доктор философских наук, профессор, заведующий отделом проблем религиозных процессов в Украине Института философии им. Г. С. Сковороды НАН Украины:

— Любой украинец не может не пребывать в состоянии колоссальной задумчивости и переживаний в связи с тем, что Украина потеряла такого человека. Митрополит Владимир был героем Украины.

Его героизм определяется в происхождении — он был хмельнитчанином, национально ориентированным человеком, но обстоятельства жизни не давали ему возможности открыто выражать свои симпатии и свою украинскую природу. Она проявлялась в его деятельности и жизни.

Митрополит Владимир «умиротворял» украинский народ. Для Украинской православной церкви Московского патриархата он был ангелом, удерживающим спокойствие. Он умел помирить между собой разные круги этой церкви.

Наивысшими ценностями для него были религиозные, христианские. В час своей смерти он также остается миротворцем, поскольку все церкви выразили сочувствие в связи с таким грустным событием.

Величие этого человека мы оценим, возможно, немного позже. Несмотря на то, что его возглавление церкви привело к расколу, вместе с патриархом Филаретом он фактически стал в его основе. Они создали ситуацию, которая сделала невозможным преобразование православной церкви в государственную церковь. Каждый своим путем пытался построить национальную церковь: мы уже видим, что УПЦ (МП) стала национальным явлением. Еще больше увидим в будущем, поскольку сейчас перед церковью появятся очень серьезные вызовы. От того, кого выберут, зависит ориентационная парадигма для этой церкви и той части украинцев, которые являются ее прихожанами. Каждый пребывает в неуверенном состоянии, переживает за то, что ожидает церковь в дальнейшем. Но церковь — достаточно стабильный организм, именно поэтому она и носит название «православная», которая пытается остаться системой, удерживающей в себе вечные ценности и адекватно реагирующей на вызовы современности.

Все украинцы будут помнить митрополита Владимира, его украинскую душу, его аскетическую жизнь и христианский подвиг как главы церкви. Он не только на словах, но и в реальности воплотил христианские ценности, которыми живет подавляющее большинство украинцев. Для нас он пример, и если бы мы наследовали митрополита Владимира, то, наверное, Украина стала бы скорее идентифицированной, как европейская, цивилизованная, культурная и духовная страна.

Нынче образовалась сложная ситуация, и Россия будет пытаться использовать ее в своих интересах. Кто хочет — пусть себе строит «Русский мир», а мы должны построить свой, украинский. Мы должны избрать своего, украинского иерарха, которому будем доверять и который будет достойно представлять интересы украинского народа, Украины как государства.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать