Молодежи необходимы новые ориентиры
Почему украинские студенты за присвоение имени Василя Стуса Донецкому университету?![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20090210/422-4-2.jpg)
14 января на первой полосе «Дня» вышла статья участника Острожского клуба, аспиранта Донецкого национального университета Сергея Стуканова под заголовком «День Василя». С этого события фактически началось непосредственное участие редакции нашей газеты в Общественной инициативе по присвоению Донецкому национальному университету имени его выдающегося выпускника Василя Стуса, личность которого с точки зрения журналистов газеты «День» была и остается образцом гражданской позиции и мужественной бескомпромиссности. Еще в январе 2008 года «День» и Острожский клуб начали Год Василя Стуса, проведя в Острожской академии «стусовские чтения».
С начала Общественной инициативы бывших и нынешних студентов Донецкого университета по предоставлении ему имени Стуса прошло немного времени — стартовала она в конце декабря прошлого года с обращения студентов к министру образования и науки Ивану Вакарчуку. Однако за этот непродолжительный период идея донецких студентов обросла многими событиями и стала делом общенационального масштаба. Как писал «День», проявив свою инициативу, молодые люди натолкнулись на сопротивление местных чиновников и администрации университета. Возмущенные студенты начали сбор подписей под заявлением к ректору университета Владимиру Шевченко. За короткое время они собрали сотни подписей не только в Донецке, но по всей Украине. Свою поддержку желанию студентов выразил министр Иван Вакарчук, а в понедельник, как мы уже сообщали, разобраться в этой ситуации ректору и министру поручил Президент Виктор Ющенко.
Против присвоения имени Василя Стуса Донецкому университету выступили и представители некоторых политических сил. Студенты были убеждены, что против их идеи выступает Партия регионов. Но, оказывается, трезвомыслящие регионалы не видят ничего страшного в реализации замысла донецких студентов. Вчера «День» обратился к одному из лидеров Партии регионов Борису Колесникову с просьбой прокомментировать инициативу активистов Донецкого университета. «Это исключительное право студентов. Если они так видят ситуацию — пусть будет так. Я еще раз повторю: это их исключительное право, а я, например, доверяю молодежи», — сказал Борис Колесников.
Недавно в гостях у «Дня» побывал координатор инициативной группы по присвоению Донецкому национальному университету имени Василя Стуса. В разговоре с главным редактором Ларисой Ившиной он рассказал, как зародилась такая идея и каким образом молодые инициативные люди добиваются ее реализации. Однако, как оказалось во время встречи, и сам Станислав — человек незаурядный и интересный. Родной Донецкий университет он закончил с отличием, однако... за время учебы его шесть раз пытались отчислить из студенческих рядов. А все из-за той самой гражданской инициативы. То он с коррупцией боролся, то какие-то акции устраивал... «После моего выпуска преподаватели надеялись, что я забуду о родном вузе, — не дождутся!» — с оптимизмом говорит Станислав. Он убежден, что, воспитывая в студентах чувство права на гражданские действия, преподаватели даже не надеялись, что рано или поздно оно взорвется новой энергией. И тут их силами организован общенациональный сбор подписей в поддержку переименования родного университета!
Разговор со Станиславом Федорчуком показался нам важным и для наших читателей. Он — яркий представитель украинского аристократического (в смысле высоких стремлений) Донецка — не нового, а старого, который от нас долгое время скрывали. Поэтому мы предлагаем вашему вниманию фрагмент разговора Станислава Федорчука и Ларисы Ившиной.
Лариса ИВШИНА: — Станислав, как вы пришли к мысли, что Донецкому национальному университету необходимо присвоение имени Василя Стуса.
Станислав ФЕДОРЧУК: — Эта инициатива родилась среди обычных студентов, между прочим, факультета журналистики. Автор идеи Елена Федоренко сейчас работает в редакции портала «NGO: Портал неполітичних новин» (http://ngo.donetsk.ua) (это наш основной информационный ресурс в Донецкой области). Елена эту мысль высказала еще около года назад. Хотя, следует сказать, есть очень большое количество студентов исторического факультета, филологии, выпускников университета, для которых эта идея была всегда актуальной, просто ее никто не озвучивал. Когда же собрались активисты донецких общественных организаций, они решили: «Чего, собственно, тянуть время?» По процедуре первым человеком, который говорит свое «да», чтобы поддержать инициативу присвоения имени деятеля университета, должен быть министр образования и науки. Министр свое «да» сказал. Следующим должен быть ректор университета, которому мы 29 декабря при помощи письма сообщили о нашей инициативе. Однако, нужно вспомнить, что накануне, 18 декабря, на следующий день после того, как инициатива стартовала в СМИ, против нее выступили лично губернатор Донецкой области Владимир Логвиненко и председатель Донецкого областного совета Анатолий Близнюк. Представьте себе, студенческая инициативная молодежь, которая разослала свой пресс-анонс в СМИ, на следующий день получает отрицательный ответ от высших должностных лиц области.
Л. И.: — Это большое признание. Вас восприняли серьезно, следовательно, очевидно, понимают, что в ваших силах довести дело до конца.
С. Ф.: — У губернатора есть опыт работы с нами как с общественными организациями. Он знает, что проигнорировать нас не выйдет. Этот опыт «взаимодействия» с областной администрацией остался у нас еще с подготовки фотовыставки, посвященной УПА, в Донецке. Мы (то есть молодежные общественные организации Донецка) самостоятельно подготовили экскурсоводов, мы подготовили сопроводительную информацию, чтобы люди не только увидели саму выставку, а взяли с собой газеты, буклеты, которые распространялись бесплатно в огромном количестве. Единственное, что нужно было от администрации, — это помещение. Как раз с этим возникли проблемы, но мы, все же, своего добились. Мы не сдаемся и взращиваем дух победы, хотя бы в маленьких вещах.
Л. И.: — Это правильно. На каком-то этапе маленькие вещи бывают самыми важными.
С. Ф.: — Увидев сопротивление нашей идее со стороны донецкой власти, мы обратились к моему старому знакомому, редактору сайта «Інша література» Сергею Пантюку. На «Іншій літературі» мы разместили заявление ко всем неравнодушным, письмо к Президенту Украины, к министру образования и науки, чтобы люди высказали свою позицию. Мы, кстати, не рассчитывали на обязательную поддержку нашей идеи. Но эффект был просто невероятный. Под заявлением подписалось большое количество известных в Украине поэтов и писателей, подписывались проректоры университетов, представители научной элиты. Для меня лично самым ценным было то, что подписалось много выпускников Донецкого университета. Свою подпись поставили даже люди 70-х годов выпуска, более того, писали те, кто лично знал Василя Стуса, учился с ним. Свои подписи ставила и ставит вся Украина, однако, что приятнее всего, по статистике, преобладает Восток. Эти люди поверили, что они своей позицией могут что-то изменить.
24 декабря мы провели пресс-конференцию в Донецке. Тогда уже было известно: за неделю до зимней сессии мы собрали свыше полутысячи студенческих подписей, причем представителей восьми факультетов, а не только филфака или истфака, для которых этот вопрос является максимально понятным. На этой пресс-конференции, к нашему очередному великому сожалению, выступила заместитель председателя донецкой «Просвіти» Мария Олийнык (а председателем является ректор ДонНу), которая заявила, что сын Василя Стуса Дмитрий Стус против такой акции. Понятно, что все местные СМИ записали именно это сообщение, а не то, что мы им пытались рассказать. Нам же стало очевидно, что это очередная местная инсинуация. Дмитрий Стус на самом деле поддерживает нашу идею. Он сказал, что до последнего колебался, участвовать ли в пресс-конференции, которую мы позже провели в Киеве, однако, когда понял, что речь идет не о политических акциях, а о позиции студентов, сразу решил высказать свою поддержку.
А на письмо ректору, которое, как я уже говорил, мы передали в его приемную 29 декабря вместе с собранными на то время подписями, до сих пор нет никакого ответа, ни письменного, ни, хотя бы, телефонного.
Главный месседж, который распространяет местная власть о нашей общественной инициативе, это то, что этим занимаются неизвестные люди, за этой идеей стоят какие-то страшные политические силы, которые никакого отношения к студенчеству не имеют.
Л. И.: — Парадокс, но в Украине люди самостоятельно, оказывается, не могут проявить инициативу. Во всем видится «коварная Америка». В 1985 году, когда Союз уже «умирал», выдающийся человек умирал в мордовском лагере. Теперь студентам «выкручивают руки» за то, что они хотят присвоить имя этого человека своему университету. Такими студентами надо гордиться! А им говорят: «Нет! Пейте пиво, валяйтесь в лужах, что хотите, делайте, но, не дай Бог, не проявляйте гражданскую позицию».
С. Ф.: — Когда мы начинали эту акцию, мы сказали студентам: за это вам ничего не будет — ничего хорошего.
Получив поддержку министра образования (а это был наше первое весомое достижение), мы собрали наиболее инициативных студентов и подарили им экземпляры книги Олексы Тихого «Мова — народ». Это был очень символический подарок. Олекса Тихий — также выходец из Донбасса. Его труд «Мова — народ» нашли в машинописи одного из местных диссидентов, а в издательстве «Смолоскип» она вышла благодаря этой самой молодежной общине, которая сейчас борется за присвоение имени Василя Стуса Донецкому университету. И дело было даже не в книге, хотя она, бесспорно, достойная. Студенты почувствовали движение в правильную сторону. Пусть это всего лишь поддержка министра, но это уже шаг к цели.
Хочу отметить, личность Стуса абсолютно внеполитическая...
Л. И.: — Она аполитична сегодня. Потому что такой политики, как сегодня, он, скорее всего, не предполагал. Вы правильно говорите — это должна быть внеполитическая акция. Только в таком случае она будет иметь высокий смысл. Человек такой гражданской позиции, чрезвычайного таланта и мужества сейчас нужен Украине как индикатор глубины нездоровья украинского общества, чтобы мы могли увидеть, как далеко отклонилась стрелка нормы. Хочется спросить у тех деятелей, которые выступают против присвоения имени Стуса его же университету: кем вы были, когда Василь Стус сидел в мордовских лагерях?
С. Ф.: — Вы знаете, еще в 1981 году Стус написал пророческое стихотворение:
«Вечірнє сонце соснами обгасне,
тріпнеться птахом і в зорі згорить,
і ти збагнеш пітьмою, що то — жить
і що — зникома мить і сонце ясне.
Тоді в отяглім погляді земнім,
о присмерковій стишеній годині,
цей скам’янілий мармуровий дим
скидається на образ України,
а ворожнеча синяви й оранжу —
тяжким хрестом або насланням вражим».
Василь Стус выше любых политических сил и партий. И в нашей акции нет других имен, кроме имени Василя Семеновича Стуса, и не будет! Не будет фамилии Федорчука или редактора портала NGO Ткаченко... О нас не идет речи! Речи не идет даже о тех шестистах студентах, которые поставили свои подписи под обращением.
Л. И.: — Услышав о вашей инициативе, к вам сразу присоединились члены Острожского клуба. Между прочим, в январе прошлого года «День» и Острожский клуб проводили стусовские чтения в Острожской академии. Из Донецка приехал аспирант Сергей Несвит, выступление которого вспоминали в Остроге и в этом году, потому что он настолько хорошо подготовился и так интересно рассказал о Стусе. У меня уже тогда появилось ощущение, что студенты Донецкого университета к фигуре Василя Стуса относятся не конъюнктурно, а демонстрируют глубокое знание его биографии и поэзии, а главное, понимание. Для филологов Острожской академии выступление Сергея Несвита стало интересной лекцией.
Много людей может не знать, кто такой Василь Стус. Им нужно дать шанс и время. Прошлый год мы посвящали его фигуре не просто для чествования, а для того, чтобы те, кто раньше не понимал веса слова Стуса, с другой стороны посмотрели на него, на необычную энергию человека, на его беспрецедентную историю во времена уже вроде бы вегетарианского Советского Союза...
С. Ф.: — Да, Василь Стус смог заставить советскую власть обезуметь до потери сознания даже не оружием или восстаниями, а своей гражданской позицией. Вот именно поэтому мы убеждены, что его имя должно быть присвоено университету, а не другие, которые сейчас начали предлагать.
Л. И.: — Мы, конечно, должны помнить тех достойных людей, которые делали важные вещи в советское время, но ориентиры у молодежи сегодня должны быть другие. Перед нами стоят совсем другие задачи, отличные от того времени. Не нужно противостоять с людьми прошлого. И с теми, кто сейчас не понимает важности ваших требований. Вы же не заинтересованы в заострении конфликта, поэтому следует делать шаги навстречу своим оппонентам, чтобы оставить двери открытыми...
С. Ф.: — Бесспорно, мы хотим не просто присвоения имени, а и понимания от администрации университета, местной власти. Пусть имя Василя Стуса станет первым кирпичиком нового украинского Донбасса — адекватного, интересного, интеллигентного, умного...
Выпуск газеты №:
№22, (2009)Section
Подробности