«Моя милиция меня бережет?»
26 августа 2005 года работники УОБ ГУБОП МВД Украины задержали старшего следователя СО Святошинского РУ ГУ МВД Украины в г. Киеве капитана милиции Ивана Новицкого. Задержание произошло якобы после получения Новицким от гражданина И. Скакуна взятки в сумме 500 долларов США, которая при поверхностном осмотре была обнаружена в его «барсетке». После составления протокола, в котором он изложил все нарушения процедуры задержания, допущенные специальным подразделением милиции, Новицкий был отправлен в следственный изолятор, где и находился в течение 10 суток.
Именно капитан И. Новицкий проводил расследование по уголовному делу № 08-6821, которое было возбуждено в отношении гр. И. Скакуна, обвинявшегося в совершении особо злостного хулиганства при помощи изъятого у него газового пистолета да еще и при свидетелях.
После окончания Национальной академии внутренних дел Украины И. Новицкий работал на должностях следователя, дознавателя, выполняющего обязанности начальника дознания, старшего следователя и уже имел опыт, позволявший ему рассчитывать на высшую должность. Он состоял на службе в органах внутренних дел с августа 1994 года, расследовал разные категории уголовных дел, по службе характеризовался положительно, имел высокие показатели в работе, пользовался уважением среди коллег и жителей района.
Во время оранжевой революции активно поддерживал кандидата на пост Президента Украины В. Ющенко и постоянно высказывал свою активную общественную позицию. Помог и своему соседу В. Куевде отстоять права, ущемленные во время президентских выборов в г. Волчанске Харьковской области, где на Куевду, как главу группы наблюдателей со стороны В. Ющенко, было совершено нападение.
Однако спустя некоторое время отношение непосредственного руководства И. Новицкого к нему изменилось: он «превратился» в работника, уже имевшего низкие производственные показатели и характеризовался исключительно негативно. Капитан Новицкий не согласился с итогами аттестации, согласно которым он «не соответствует занимаемой должности», ведь предыдущие аттестации свидетельствовали о противоположном. А поскольку он еще и работает над диссертацией по уголовному процессу в Национальной академии внутренних дел, то, очевидно, был кому-то достойным конкурентом...
...При осмотре с применением ультрафиолета на ладонях И. Новицкого и при проведении смывов с ладоней следов отметок люминофором «УВБ», наносящихся на денежные знаки, обнаружено не было, что впоследствии подтвердилось и выводом химической экспертизы. Более того, во время видеосъемки следователь объяснил, что американские доллары ему были подброшены человеком, ранее осужденным за грабеж. А материалами уголовного дела подтвержден и факт осуждения гр. И. Скакуна за совершение грабежа, и факт предоставления ему работниками ГВБ ГУБОП МВД Украины средств в сумме 500 долларов США для их дальнейшей передачи следователю И. Новицкому.
Следователь по особо важным делам прокуратуры г. Киева возбудил уголовное дело против капитана милиции Ивана Новицкого. Обстоятельством, заслуживающим внимание по этом делу, является ответ самого взяткодателя, высказанный в ходе очной ставки. На вопрос И. Новицкого «с какой целью вы меня оговариваете?» И. Скакун откровенно объяснил, что таким способом он желает очистить правоохранительные органы от коррупции, то есть признал факт совершения им провокации взятки.
Уголовное дело И. Новицкого направлено в Святошинский районный суд г. Киева, который начал ее рассмотрение, а следователь все это время был отстранен от выполнения служебных обязанностей. Непосредственным начальникам следователя И. Новицкого было известно, что на его иждивении находится практически беспомощная и тяжело больная мать, которая без посторонней помощи не может передвигаться, и поэтому его арест и содержание под стражей в течение 10(!) суток не был оправдан. Более того, арестованный или задержанный должен быть проинформирован во время ареста о причинах ареста, об обвинениях, выдвигающихся против него, и предстать перед судом для пересмотра законности ареста или неотложного задержания.
Факт провокации взятки подтверждается также и тем, что в ходе ознакомления с материалами уголовного дела было установлено: при пометке и переписывании купюр, предоставленных И. Скакуну для передачи их И. Новицкому, и при осмотре личных вещей последнего присутствовали в качестве понятых одни и те же лица.
Видеосъемка разговора в автомобиле И. Скакуна не зафиксировала факта передачи денег, более того, выполнена с грубым нарушением криминально-процессуального законодательства, потому что была осуществлена без санкции апелляционного суда и без вручения И. Скакуну опечатанного технического устройства с предварительным осмотром.
Следовательно, налицо нарушение установленного порядка задержания, содержания под стражей и предъявления обвинения. Очевидно, что ограничение прав и свобод И. Новицкого не отвечало требованиям демократического общества, не было обусловлено потребностью обеспечения признания и уважения прав других граждан, соблюдения необходимых условий нравственности или общественного порядка.
Следственные действия проводились с явными нарушениями закона и, очевидно, были направлены на получение признания в получении взятки, а именно, расследование проводилось предубежденно и необъективно.
Расследование не ставило цель найти доказательства, определить характер, место и время преступления, раскрыть дело, выявить и задержать правонарушителей, выявить причины, побудившие дать взятку.
Стал ли этот факт известен министру внутренних дел Украины Ю. Луценко, точно неизвестно. А вот о направлении в психбольницу майора милиции, инженера по надзору за состоянием дорог в г. Умани Владимира Стеценко главному милиционеру страны известно точно. Именно министр Ю. Луценко, представляя нового руководителя Управления ВД в Черкасской области, заявил публично, что он намерен разыскать офицера милиции, которого пытались сделать психически больным. Не нашел — хотя и пообещал.
Действительно, еще осенью 2002 года на бывшего воина- афганца, участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС майора милиции В. Стеценко было выписано направление в психбольницу «по производственной необходимости». Только благодаря вмешательству Международной ассоциации психиатров Украины не удалось прилепить Стеценко диагноз душевнобольного человека, но в течение пяти месяцев он был отстранен от выполнения служебных обязанностей.
Те, кто пытался сделать человека психически больным при предыдущем режиме, и сегодня не дают покоя неугомонному афганцу, они и сегодня при милицейской власти.
А что же министр? На депутатское обращение народного депутата Украины, члена Всеукраинского объединения «Афганцы Чернобыля» Григория Омельченко за 29.11.2005 года с просьбой принять В. Стеценко (как видим, его и искать долго не пришлось бы), ответа министра до сих пор нет.
Часто ли следователей милиции арестовывают с поличным и много ли милиционеров направляют сначала в психбольницу, а потом выдают им табельное оружие для несения службы, защиты покоя и правопорядка в Украине, также неизвестно.
Но министру эти факты должны быть известны, должны быть приняты решения по этим фактам, потому что от этого в значительной степени зависит уровень доверия к правоохранительным органам в частности и власти вообще.
Выпуск газеты №:
№237, (2005)Section
Подробности