Мы не идем в Европу с протянутой рукой
На этом аспекте евроинтеграции Украины редко делают акцент в материалах отечественных средств массовой коммуникации. Впрочем, ее оппонентам, собственно, только это и надо. Свидетельством чему является режиссированное сопротивление евроинтеграционной политической стратегии нашего государства, которое не прекращается ни на мгновение. Сказанное стопроцентно подтверждается реалиями настоящего, на чем газета акцентировала особое внимание в подборке экспертных оценок «Чтобы Вильнюс-2013 не стал «Бухарестом-2008» («День» от 6 августа 2013 г.). Надо понимать, на каких фронтах придется отстаивать европейский выбор Украины до саммита в Литве. Не хочу показаться читателям излишне компетентным в этих вопросах, однако выражу одно предостережение.
Для нас весьма значимым является осознание опасности от каких-либо крайностей, к которым прибегают оппоненты, отстаивая свои позиции в вопросе о целесообразности для Украины присоединиться к Европейскому союзу. Недаром же мудрые люди говорят: крайности не имеют преимуществ, они родные сестры ограниченности. Скольких глупостей можно избежать, если за них не цепляться! Очевидно, вы тоже слышали, что вынеси власть этот судьбоносный для Украины вопрос на референдум, не исключено, что получит желаемый для себя ответ. Богатые проголосуют «за» потому, что их капиталы уже давно на счетах в западных банках, а бедные потому, что надеются на лучшую жизнь. Ведь в этом их активно убеждают сторонники западных ценностей. Войдем в цивилизованную Европу — и заживем. Имеется в виду, что за ее счет, а иначе зачем было туда нам идти. Но это иллюзия, ошибочный расчет. Неужели странам Евросоюза некуда тратить свои деньги и они только ждут, чтобы позолотить пилюлю украинцам?
Можно сослаться и на другой пример, когда крайности мешают установлению истины. Рассуждая в своей книге «Украина — не Европа» об Украинском государстве, провозгласившем курс на евроинтеграцию, политолог Леонид Грач спрашивает: «С чем идет туда Украина? Почему она должна рассчитывать на поддержку и теплый прием? Может быть, наша страна обладает мощным промышленным потенциалом? Нет, у нас сегодня практически нет современных отраслей производства, и, как мы уже говорили, в рамках евроатлантической цивилизации создать их не удастся. А сырье и промышленные полуфабрикаты, которые экспортирует Украина, можно приобрести без всяких дополнительных усилий. Может быть, украинская культура пользуется популярностью в мире? Не следует себя обманывать, это не так...» (Грач Л. Украина — не Европа. — К.: 2008. — С. 26). Скажите, разве нам нечего здесь автору возразить? По-моему, это не что иное, как попытка дискредитировать нашу страну в глазах мирового сообщества. В то же время нельзя исключать и того, что часть наших граждан верит тем, кто придерживается подобных взглядов. Излишне говорить о вредности таких представлений об Украине, которые формируют у людей, живущих на ее территории, ощущение второсортности, пессимизма и бесперспективности.
Все это сегодня обязывает нас хотя бы сжато рассмотреть, с каким потенциалом Украинское государство присоединится к Европейскому Союзу в случае подписания в Вильнюсе на саммите Восточного партнерства Соглашения об ассоциации с ЕС. Ну, а начать предлагаю с географических данных. Давайте навсегда запомним: по своим размерам территория Украины занимает первое место в Европе. Правда, кое-кто иногда отрицает, что, дескать, ей принадлежит второе место — после России. Но сравнивать, как известно, можно только то, что сравнимо. Российская Федерация — это евразийская страна, к тому же она в значительной степени больше азиатская, нежели европейская. Наша же Украина, занимающая площадь 604 тысячи квадратных километров, среди стран Европы является самой большой. Кто учил географию, тому, думаю, понятна эта особенность для страны.
• С этим органично связана еще одна важная компонента потенциала Украины. В данном случае речь идет о колоссальных запасах полезных ископаемых. Недра Украины, рассказывал доктор геолого-минералогических наук, известный в мире геолог-алмазник Виктор Подвысоцкий, сказочно богаты. Страна, которая расположилась всего на 0,4% земной суши, где проживает 0,8% населения планеты, имеет в своих недрах 5% минерально-сырьевого потенциала мира! В Украине разведано около 20 тыс. месторождений свыше 100 видов полезных ископаемых. Из них 7 807 месторождений 94 видов ископаемых имеют промышленное значение. Я не говорю уже о самом расположении Украины. Во-первых, практически вся украинская территория благоприятна для жизни и хозяйственной деятельности. Во-вторых, через ее территорию проходят важнейшие наземные и воздушные транзитные пути. Не случайно Украина имеет крупнейший в Европе коэффициент транзитности. Следовательно, мы могли бы ежегодно — так же, как это давно уже делают в Польше — получать от транзитных перевозок достаточно большой доход, который исчисляется миллиардами долларов.
• Когда рассматриваем составляющие современной дееспособности Украины, то, разумеется, не имеем права хотя бы как-то преуменьшать тот весомый научно-технический и технологический потенциал, которым она владела в составе бывшего СССР. Не думаю, что кто-то из нас может поставить сказанное под сомнение. Несмотря на острейший кризис, отсутствие государственной поддержки, другие сложности, Украина и сегодня имеет собственные научные школы и уникальные технологии на уровне высших мировых стандартов. Речь идет о наличии конкурентоспособных, признанных в мире научных школ и уникальных технологий по селекции зерновых, разработке новых материалов, биотехнологиям, радиоэлектронике, физике низких температур, ядерной физике, электросварке, технологий в отрасли информатики, телекоммуникаций и связи, производства новейшего осветительного оборудования, способных обеспечить развитие современных производственных высокотехнологических структур.
• Другая составляющая этого потенциала — наукоемкое высокотехнологическое производство. Это касается прежде всего нашей авиапромышленности, чьи самолеты оставляют заметный след в мировой цивилизации. Украина входит в пятерку стран, владеющих полным циклом проектирования и производства самолетов. За годы независимости авиапромышленная отрасль экономики смогла поднять в небо ряд принципиально новых моделей самолетов, которые по своим летно-техническим и экономическим характеристикам превосходят другие самолеты такого же класса в мире. А разве можно переоценить значение авиакомпании «Авиалинии Антонова», самолеты Ан-124 которой осуществили много уникальных перевозок, не имеющих аналогов в практике авиабизнеса?!
• В этом контексте особый интерес представляет для нас развитие ракетно-космической отрасли, в которой наша страна никогда не была отсталой. Ведь Украина после распада Советского Союза унаследовала почти треть его ракетно-космического потенциала. Уже 31 августа 1995 года был запущен первый отечественный космический аппарат «Січ-1». В целом же, по данным НКАУ, только на протяжении первых 17 лет со времени обретения независимости было осуществлено 110 пусков ракет-носителей украинского производства с четырех космодромов мира и выведено в космос свыше 200 космических аппаратов по заказам 10 стран. Сегодня разрабатывается и ряд других международных проектов. Все это позволит укрепить репутацию нашей страны как ведущего космического государства. Современные украинцы даже не представляют, что большинство советских космонавтов были подготовлены в военных училищах, расположенных в Украине (Чернигов и Харьков). Как не знают, к сожалению, и о многих выдающихся наших соотечественниках, которые внесли свой большой личный вклад в дело освоения космоса!
• По сути, значительные возможности и у отечественных судостроителей. Насколько это актуально для Украины, свидетельствуют разработанные государственная программа по строительству судов для рыболовецкого флота и концепция общегосударственной целевой программы развития кораблестроения на период до 2035 года. Девять судостроительных заводов способны выполнить любые заказы на строительство современных судов и кораблей как гражданского, так и военного назначения, а также обеспечить весь комплекс услуг по их ремонту. Хорошо известны наши достижения и в развитии танкостроения. Украина входит в пятерку стран мира с замкнутым циклом производства и этой чрезвычайно сложной высокотехнологической техники. По своим техническим характеристикам она не только не уступает, а по многим параметрам превышает передовые мировые аналоги, прямым доказательством чего являются реальные контракты о поставках украинского танкового оружия за границу. Если же продолжить разговор об отечественном структурно-разветвленном промышленном комплексе, который, несмотря на все существующие сложности, считается сегодня, по оценке ведущих украинских экономистов, одним из мощнейших в Европе, то надо к сказанному добавить и такое. Украина сохраняет высокотехнологические конкурентоспособные производства и в других отраслях машиностроения, в частности в приборостроении, производстве энергетического оборудования и тяжелого машиностроения, а также в отдельных отраслях цветной металлургии. Разумеется, все далеко не так просто. Украинская власть должна осознавать всю свою ответственность за их развитие, всячески этому способствовать.
• У Украины есть все шансы сделать свое агропромышленное производство одним из самых успешных в мире. Вообще, оказывается, на земном шаре только 11% земель пригодны для сельскохозяйственного возделывания. Вместе с тем на нашу страну приходится почти треть запасов чернозема и четверть пахотной земли в Европе. Мы занимаем одно из ведущих мест среди мировых экспортеров зерна, потребности в котором превышают сегодня его производство. Это значит, что нам полностью по силам в будущем, о чем «День» уже как-то писал, создать свой зерновой «Газпром». Именно так. Генетический потенциал созданных в Украине короткостебельных сортов пшеницы чрезвычайно высок: все они гарантированно дают 100 и больше центнеров зерна с гектара (а сорт «Фаворитка» на Черкащине даже обеспечил урожай в 131,8 ц/га). «Украина должна стабильно собирать не менее 80 млн тонн, поскольку аграрный потенциал ее черноземов оценивается в 100 млн тонн зерна ежегодно», — уверен академик Владимир Моргун. Способны ли мы на это? Посмотрим.
• Но Украина — не только земля и металл, но и большая в Европе концентрация кадрового потенциала, важной особенностью которого является высокий научно-образовательный и технический уровень. Хотелось бы, чтобы уважаемым читателем он воспринимался как абсолютная ценность, ею нельзя пренебречь во имя чего-то более значимого. И это не идеологический лозунг, а неопровержимая реальность. По обнародованным в прессе оценками, в том числе и зарубежных экспертов, наша страна и сегодня (несмотря на существующие неурядицы в сети высшей школы) не уступает Западу в вопросах подготовки кадров. Один из показательных примеров — это сертифицированные программисты, по количеству которых Украина занимает четвертое место в мире после США, Индии и России. Программистов я здесь вспомнил не случайно. Поскольку говорим о модной профессии, именно модной, в хорошем понимании этого слова. Украинские разработки программного обеспечения стали одной из основных составляющих экспорта страны. В частности, в 2011 году экспорт услуг наших программистов составил свыше $ 1 млрд, сравнявшись с такими отраслями, как экспорт оружия и черной металлургии. Необходимое программное обеспечение в Украине заказывают всемирно известные немецкие автомобильные концерны, крупнейшие американские банки, другие крупные иностранные корпорации (См. детально об этом: Сивицкий Ю. Как завоевать мир // Корреспондент. 2013. 1 марта. С. 27). С моей точки зрения, все это убедительно показывает профессиональный, технический и интеллектуальный потенциал страны.
Вместе с тем двадцатилетний опыт нашей независимости показывает: плохо, что у нас до сих пор нет национальной идеи. Если нет социальной сплоченности, не будет и социальной интеграции. Мы не имеем права это не учитывать. Сама жизнь, реальная практика поставили нас перед необходимостью еще раз всесторонне переосмыслить стратегию развития Украины, логику дальнейших экономических превращений. Конечно, вопрос не ставится так, чтобы перечеркнуть уже сделанное и начать все, как говорят, с нуля. Важно выработать такую политику, которая бы стала логическим продолжением начатого и вместе с тем в полной мере учитывала бы наши ошибки и недостатки, допущенные на предыдущем этапе осуществления реформ. Рассматривая этот вопрос, надо считаться с тем, что сегодня, когда мы интегрируемся в Европу, на повестке дня стоит другое — речь идет прежде всего о проблемах качественного порядка: сможем ли мы построить современное демократическое, действительно социальное государство, государство с экономикой, которая работает на человека и обеспечивает развитие его творческого потенциала, которая по своим параметрам должна соответствовать высоким европейским нормам и стандартам. Главная польза от до сих пор еще возможной евроинтеграции заключается в том, что она создаст стимулы для внутренних реформ. Живому организму, каким действительно является рыночная экономика, нужна прежде всего свобода. Только она в сочетании с базовыми европейскими принципами — уважением к личности, включая частную собственность, а также властью закона — может позволить гражданам Украины реализовать долгожданные стратегические цели — высокооплачиваемые рабочие места, стабильность цен и другие блага, которых нам так не хватает.
Конечно, в одной статье охватить такую тему невозможно, многое осталось за скобками. Вместо окончательного итога позволю себе еще раз отметить: все сказанное выше обязывает нас внимательнее присмотреться к нашему государству и его значению в мире. Нам очень нужно, как сказал один киевский ученый, осознать, понять: «Мы не идем в Европу с протянутой рукой. Никому не нужен статус бедной родственницы. Украинский народ имеет достаточно национального самолюбия, чтобы не опускаться до этого». Я думаю, это один из важнейших факторов цивилизационного развития, один из источников его энергетического потенциала. «Самое позорное место, где живет надежда, — отмечал украинский писатель Владимир Канивец, — это протянутая ладонь попрошайки». Как видим, и ученый, и литератор сходятся в одном: в сохранении и приумножении возможностей развития на собственной основе — залог существования государства. Такого уровня осознания принципов перестройки Украины нам просто необходимо достичь — и как можно быстрее.
Именно на этой мировоззренческой основе и должен базироваться процесс последующей перестройки нашего государства, необходимых в ней трансформаций. Вместе с тем, повторю еще раз, должны осознавать и другое. Речь идет о глубоком постижении и осознании принципов западной модели обустройства общества, к системным ценностям которой мы стремимся присоединиться. В связи с этим нуждается в поддержке идея главного научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины Анатолия Гальчинского рассматривать евроинтеграционный процесс нашего государства как «двухвекторный процесс», как «движение на встречных курсах».
Выпуск газеты №:
№158, (2013)Section
Подробности