Перейти к основному содержанию

На эмоциональной волне

24 ноября, 19:48
МНОГИЕ НАЗЫВАЮТ ПРИСЯГУ ВИКТОРА ЮЩЕНКО НА ВЕРНОСТЬ УКРАИНСКОМУ НАРОДУ ОШИБКОЙ ОППОЗИЦИИ. В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ПРЕДСТАВИТЕЛИ КОМАНДЫ «НАРОДНОГО ПРЕЗИДЕНТА» ЗАЯВЛЯЮТ О ТОМ, ЧТО ПРИСЯГА — ЭТО НЕ ЮРИДИЧЕСКИЙ, А ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТ / ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО / «День»

Вне зависимости от того, кто в конце концов станет следующим президентом Украины, состоявшееся 23 ноября внеочередное заседание Верховной Рады войдет в историю. На сегодня ситуация — не в юридическом, конечно, смысле — сложилась беспрецедентная: в стране, если можно так выразиться, одновременно «три президента». Легитимный — Леонид Кучма, который свои полномочия никому пока не передавал; Виктор Янукович, который таковым считается по версии ЦИКа и которого уже начинают поздравлять главы соседних держав, в частности Беларуси; наконец, Виктор Ющенко, «народный президент», таковым его провозгласили сторонники сразу после закрытия чрезвычайной парламентской сессии.

Политические психологи убеждены, что один из косвенных признаков революционной ситуации — бесконтрольный выброс эмоций большими массами людей. Чего-чего, а эмоций во вторник в Верховной Раде хватало, причем как внутри, так и снаружи. Время от времени окна парламента распахивались настежь, и в проемах появлялись народные депутаты, их многочисленные помощники, а также журналисты, почти все отмеченные оранжевой символикой. Первые держали короткие речи, вторые оставались упиваться чужой славой и дирижировать восторженными воплями «Ю-щен-ко!!!». Вскоре в парламентских кулуарах стало весьма прохладно, и техперсонал поспешил окна закрыть и закрутить понадежнее.

Консультации фракций и групп, плавно перешедшие в согласительный совет, продолжались с самого утра. Заседание началось с опозданием на полтора часа, когда журналисты, подуставшие от хорового исполнения государственного гимна и многократного скандирования «Литвина-а-а-а!» (требование поскорее открыть сессию), «Ющенко — президент» (во время появления в зале Виктора Андреевича), уже собирались расходиться. В зале — оппозиция, социалисты, демплатформа НДП, «центристы», а также некоторые внефракционные парламентарии, всего 191 депутат, чего недостаточно для утверждения любого решения. Не говоря уже о принципиальных вердиктах типа недоверия Центральной избирательной комиссии. Обозрев панораму полупустого ярко-оранжевого зала, Юлия Тимошенко резюмировала: «Такой недееспособный парламент следует распустить, а сразу после вступления Виктора Андреевича в должность избрать новый». Спикеру досталась роль укротителя строптивых. На протяжении всего заседания Владимир Михайлович неоднократно просил присутствующих «не устраивать цирк», «прекратить митинг», «не провоцировать» и «бастовать без меня». Призывы адресовались преимущественно балкону, где, кроме прессы, собралось значительное количество адептов оппозиции, бурно выражающих свои симпатии. Даже инициатива «центриста» Бычкова передать «всю власть парламенту, но только на время» спикера не порадовала. Цель главы ВР — «обеспечить бескровный вариант развития событий» путем диалога «не с позиции осуждения», выраженная во вступительном слове, так и не была достигнута. Вместо того, чтобы «разрулить» ситуацию, чрезвычайное заседание парламента ее усугубило.

ЦИК в качестве «переговорщика» уже традиционно делегировал в Раду Ярослава Давыдовича, правда, на трибуну он так и не поднялся. А чуть позже в парламентских кулуарах появились «взбунтовавшиеся» члены комиссии Андрей Магера и Руслан Князевич.

Предложившего от имени парламентско-правительственной коалиции наладить «двусторонний диалог на основе политреформы» Валерия Пустовойтенко присутствующие выслушать не пожелали, заглушив криками и улюлюканьем. Оппозиционные тезисы — «констатируем попытку государственного переворота», «призываем признать Ющенко единственным легитимным президентом», «отправить ЦИК в отставку в полном составе» воспринимались с куда большим энтузиазмом всеми, за исключением спикера.

От выступления самого Ющенко ждали чего-то сенсационного. Ему предшествовали бурные консультации в зале: активисты «Силы народа» во главе с Юлией Тимошенко, сосредоточившись у кресла лидера «НУ», в течение часа в чем-то его настойчиво убеждали. Виктор Андреевич внимательно слушал, склонив голову набок, однако согласия не выражал. Непосредственно на трибуне он был традиционен: во всем повинна власть, которую в срочном порядке надо менять. Кульминация — появление «старейшины Верховной Рады» Игоря Юхновского, чью идею — призвать Ющенко к присяге, не отходя от трибуны — спикер попытался было пресечь. После неудачной попытки «прекратить цирк» Владимир Литвин, от греха подальше, объявил заседание закрытым и из зала спешно удалился.

То, что произошло потом, некоторые депутаты позже расценили как «неоправданную поспешность» и «серьезную политическую ошибку». В момент, когда Ющенко направился к трибуне, ничто, даже его собственное выражение лица, не указывало на то, что он намеревается зачитать присягу. Сразу по завершении на удивление короткой клятвы появились Оксана Билозир и Лилия Григорович с букетом. Окна вновь были настежь распахнуты и собравшимся под стенами Рады объявили, что Ющенко теперь президент (после того, как Владимир Литвин покинул зал, трансляция заседания на улицу была прекращена). Народ захотел переместиться поближе к своему кумиру посредством выламывания парламентских дверей. Воспользовавшись первичным замешательством, кое-кто в холл Рады все же просочился. Остальные с досады принялись бить стекла.

Прекратить безобразия, по настоянию неожиданно появившегося в кулуарах в сопровождении удвоенной охраны спикера, взялись Петр Порошенко и Иван Плющ. Они вскарабкались на подоконник и убедительно попросили народ «отойти от дверей». Службисты в форме и в штатском оперативно оцепили все входы и выходы.

В кулуарах в это время творилось нечто невообразимое: люди и плакали, и смеялись; напуганные угрозой штурма парламента, спешили покинуть помещение; массово опустошали кулеры с холодной водой (в одном из них за полчаса техперсонал трижды (!) обновлял запасы пластиковых стаканов); нервно курили прямо в коридоре. Но большинство приставало друг к другу с вопросом «Что дальше?». «Потерянными» оказались даже депутаты. Изначально их призвали не расходиться, однако дальнейших указаний во всеобщей сумятице не поступало. От «нашеукраинца» Леся Танюка «Дню» стало известно о существовании некоего списка из тридцати человек, преимущественно «нашеукраинцев», призванных остаться в зале на ночь — «сторожить его от бандитского захвата». Почему план очередной всенощной так и не был реализован, непонятно.

Корреспондента «Дня» в свою очередь интересовала легитимность присяги, принятой в полупустом зале после закрытия сессии. Юрий Ключковский парировал вопрос таким образом: «Многочисленные фальсификации вообще незаконны, а его избрал народ, мы имеем право...»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать