Налоговая и пенсионная реформы, страховая медицина
Для этих целей эсдеки будут искать союзников в левом парламенте
Выступая перед крымчанами, Виктор Медведчук говорил о том, что для дальнейших изменений в Украине нужна новая правовая база; в новых правовых условиях должен действовать новый человек, владеющий современной теорией и практикой работы. Все встречи Виктор Владимирович начинал с того, что уже сделано социал-демократами.
«Главные вопросы сегодня, — уверен Виктор Медведчук, — это вопросы государственно-правовой реформы. Власть сегодня является недостаточно эффективной, поскольку парламент существует сам по себе, Кабинет Министров — сам по себе, и то, что одни предлагают, другие иногда принимают. Создав впервые на девятом году независимости большинство в парламенте, мы продемонстрировали, что объединение депутатских групп и фракций, которые имеют или общую идеологическую основу, или хотя бы общие принципы организации законодательного процесса, может принимать десятки законов, кодексы, решать важнейшие задачи законодательства. К сожалению, деятельность большинства была недолгой, оно распалось. Изменения в Конституцию должны быть внесены в отношении того, что политические силы, которые побеждают на выборах и которые пришли в Верховную Раду, должны создавать большинство, берущее на себя ответственность. Оно может быть правым, оно может быть левым, оно может быть центристским, но оно должно быть. Это первый шаг в вопросах государственно-правовой реформы, который мы отстаиваем и будем отстаивать.
Второй не менее существенный вопрос — парламентское большинство должно формировать правительство. Большинство парламента должно брать ответственность не только за законодательный процесс, но и за взаимодействие с исполнительной властью. Тогда на конкретном этапе развития государства можно будет достигнуть и открытости, и высокой эффективности власти», — говорил Виктор Медведчук.
В беседах с избирателями глава социал-демократов основное внимание обращал на то, как партия намерена решать социальные проблемы: «Как показывают социологические исследования, главное, что беспокоит наших людей, — это доступность медицинских услуг и стоимость лекарств. Тут, по нашему мнению, надо следовать в двух направлениях. Первое — выделение средств на охрану здоровья должно иметь целевое назначение, ведь, по данным Счетной палаты и нашего Комитета-2005, сотни миллионов гривен сегодня похищаются, миллиарды сегодня тратятся не по назначению и используются неэффективно. Используя опыт многих стран, в том числе — и посткоммунистических, мы разработали законопроект о страховой медицине, который предусматривает использование средств как из бюджета, так и начисления от работодателей и высокооплачиваемых работников. Такая система даст возможность увеличить финансирование здравоохранения в 2,5 — 3 раза по сравнению с нынешним временем. Этот закон уже прошел первое и второе чтение, и мы уверены, что сможем довести реформу здравоохранения до конца, страховая медицина станет реальностью в Украине.
Вопросы жилищной политики. Сегодня в жилье нуждаются 2,1 миллиона семей, а возможности госбюджета по строительству жилья составляют 3,5 процента от потребности. Реализация жилищной проблемы в таких условиях за счет государства практически нереальна. Виктор Медведчук сказал, что социал-демократы Украины «предложили внедрить опыт соседей, которым удалось решить жилищную проблему. Это долгосрочное, на 20 — 25 лет, кредитование строительства и приобретения жилья на льготных условиях под 5 — 7 процентов годовых. Причем, разницу между этими процентами и ставкой рефинансирования Нацбанка можно возмещать из бюджета, но это сотая часть того, что бюджет потратил бы, если бы он взялся полностью финансировать жилищное строительство. Мы предложили такой законопроект, и он сегодня рассматривается. При этом мы считаем, что должно оставаться муниципальное жилье, которым будут обеспечиваться незащищенные в финансовом отношении слои населения».
Важной составной частью бесед с людьми была пенсионная реформа.
«Повышение пенсий на 10 и на 20 процентов не изменит ситуации, не решит проблем пенсионеров — подчеркнул лидер СДПУ(О). — Здесь необходимо найти дополнительные источники финансирования. Реальность состоит в том, что солидарная система пенсионного обеспечения себя исчерпала. Повышать пенсию за счет процента отчислений из Фонда зарплаты нет возможности потому что большинство зарплат и так выплачивается нелегально. Потому, что платить ее легально невозможно из-за высокого уровня отчислений, делающей нерентабельной продукцию. 32 процента отчислений — это максимум, который может пока временно оставаться как источник наполнения Пенсионного фонда. Два новых закона, которые приняты в первом и втором чтении, предусматривают использование так называемых накопительных счетов и негосударственных пенсионных страховых фондов. Но проблема в том, что они могут превратиться в такие же финансовые пирамиды, как те трасты, которые обманули их вкладчиков. Поэтому мы предлагаем принять закон, чтобы они получили государственные гарантии. Это даст возможность повысить пенсионное обеспечение не на проценты, а в несколько раз».
Во многих беседах Виктор Медведчук постоянно возвращался к проблемам налогового законодательства.
«Краеугольный камень экономического роста — изменение налогового законодательства, — подчеркивал Виктор Медведчук. — Последние три года мы непосредственно разрабатывали Налоговый кодекс, который принят во втором чтении. Были уверены, что в июле прошлого года этот процесс завершится, однако не нашли поддержки депутатов, и за наше предложение голосовало всего 190 депутатов. Как мы предлагаем двигаться дальше?
Во-первых, надо сохранить и совершенствовать упрощенную форму регистрации и налогообложения для предприятий мелкого бизнеса. И, самое главное, — снижение налоговых ставок и на доходы граждан, и на прибыль предприятий, и НДС. Предлагая эти изменения, мы исходим из опыта, который эффективно реализован в России, где поэтапно снизили налоги с 30 — 40 до 13 процентов и получили увеличение поступлений в бюджет на 38 процентов. Этим они смогли легализовать зарплату. По оценкам наших специалистов, в теневом секторе находится производство товаров и услуг на уровне 56 — 64 процентов от ВВП. Это 120 миллиардов гривен, которые уходят от налогообложения. Если бы удалось их легализовать, а это может быть только при эффективном налоговом законодательстве, то в бюджет поступили бы огромные дополнительные суммы. Поэтому пора закончить разговоры о налоговой реформе, а провести ее быстро и эффективно. Без этого дальнейшее развитие в Украине невозможно.»
— Какие трудности в проведениии налоговой реформы?
«Шесть кодексов из семи, — рассказывает Виктор Медведчук, — приняты под моим председательством. Наша задача в новом парламенте состоит в том, чтобы для принятия Налогового кодекса найти политических союзников. Нынешний Налоговый кодекс не приняли только потому, что нужно было чем-то временно (на 6 — 12 месяцев) компенсировать выпадающие доходы бюджета. Мы предложили лишить льгот предприятия спиртовой промышленности — это 1,1 миллиарда гривен в год, коммерческие банки в вопросе НДС — это 3,2 миллиарда в год, высокорентабельных автоперевозчиков, которые имеют льготы по налогу на прибыль и НДС — это 2,3 миллиарда гривен. Мы не ставили вопрос об отмене льгот ветеранам и инвалидам. В парламенте были политические силы, которые лоббировали интересы этих предприятий. Вопрос об этом может быть тестом для кандидатов по мажоритарным округам.»
Во время пресс-конференции в Симферополе журналистов интересовало, есть ли у социал- демократов специальная программа по Крыму?
«У нас нет специальной программы по Крыму, — сказал Виктор Медведчук, — но вряд ли кто- то больше социал-демократов в Верховной Раде сделал для Крыма. Я был председателем рабочей группы по утверждению Конституции, и кроме нас за нее мало кто голосовал. Мы были разработчиками и поддерживали закон о специальной экономической зоне «Порт «Крым». В том числе, мы работаем над многими другими законами, которые дают возможность улучшить жизнь в Крыму.»
Крымчан интересовало, почему социал-демократы идут на выборы самостоятельно, а не в блоке с другими политическими силами?
«Самостоятельно легче бороться за доверие граждан, самостоятельно правильно бороться за доверие граждан и самостоятельно — означает быть правдивым перед гражданами, — ответил Виктор Медведчук. — Мы поступили честно, особенно перед теми, кто будет за нас голосовать, они будут знать, что есть СДПУ (О), которая взяла на себя обязательства, выполнила их и будет готова делать это в будущем. На прошлых выборах в парламент прошли 8 общественно- политических сил, но теперь там 15 фракций. Мы были одни тогда и одни сейчас. Отвечать будем сами за себя.»
Есть ли способ возвратить людям вклады в Сбербанк и в банк «Украина»? Виктор Медведчук разъяснил позицию социал- демократов.
«О выплатах вкладчикам Сбербанка. Их около 30 миллионов человек, и суммы побольше — 132 миллиарда гривен. Это сложный вопрос. Здесь нельзя подходить с популистских позиций — 132 миллиарда отдать — это не шутка. Попытки народных депутатов ежегодно возвращать из бюджета фиксированные суммы нереальны и существуют на смешном уровне: в 1998 году — из 200 запланированных отдали 30 миллионов, и только в прошлом году отдали все 200 миллионов. На следующий год записано 500 миллионов. Однако эти цифры несопоставимы с реальным долгом. Есть много нереальных предложений, и Президент наложил на них вето. Я думаю, что это правильно. Что же реально? Здесь можно было бы возвращать долг частями: принять закон и погасить задолженность по коммунальным платежам, например. Потом мы год назад предложили внести изменения в закон 1999 года и направить на погашение долга сборы с операций с продажи недвижимости, автомобилей, ювелирных изделий, мобильной связи. Их можно было бы направить на погашение задолженности вкладчикам сбербанка, но нас не поддерживают.»
Многих крымчан интересовала позиция социал-демократов по проблеме русского языка. Виктор Медведчук ответил:
«Мы добиваемся, чтобы была реализована норма Конституции и принят закон о русском языке. Язык должен получить правовой статус. Мы участвовали в разработке такого закона и все сделали, чтобы его рассмотреть, но до голосования так и не дошли. Мы сможем ее реализовать в следующем парламенте. Сегодня родители имеют право и должны определять, на каком языке должен учиться их ребенок. Русские не могут быть национальным меньшинством, русские в Украине должны чувствовать себя дома, и русский язык должен иметь свой правовой статус, при этом единственным государственным языком должен оставаться украинский язык. Это наша позиция.»
— Каким образом социал- демократы будут бороться с коррупцией?
«Год назад мы предложили закон о декларировали доходов и контроле за расходами государственных служащих и высших должностных лиц Украины, — ответил Медведчук. — Он очень эффективный, и такие законы применяются во многих странах. Необходимо искать политических союзников в будущем парламенте, чтобы довести это до логического конца.»
Крымчане благодарили Виктора Медведчука за организацию принятия Земельного кодекса, но опасались, не приведет ли это к банальной скупке земли. Виктор Медведчук сказал, что «значение Земельного кодекса не в том, что внедряется частная собственность на землю. Не только в том, что 11 миллионов наших граждан получили юридически законно эту землю, но важнее то, что создается рынок земли. Рынок земли ничего общего не имеет с куплей-продажей земли, это в первую очередь способ привлечения инвестиций, вложения денег в сельскохозяйственное производство и в экономику под право собственности, то есть под залог земли. Именно это во всем мире привлекает в экономику до 79 — 80 процентов инвестиций. Многие инвестиции останавливались на пороге Украины из-за отсутствия права собственности на землю и несовременного налогового законодательства. Рынок земли как экономический инструмент сегодня начал действовать, и это отразится на экономике».
Выпуск газеты №:
№50, (2002)Section
Подробности