Намерения или стратегия?
«Государство должно создать правовые механизмы и инфраструктуру для помощи крымчанам на оккупированной и свободной территориях», — Андрей СЕНЧЕНКО![](/sites/default/files/main/articles/23032017/1karik1.jpg)
В середине февраля Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц на круглом столе в Кабмине представило план мер по реинтеграции Крыма, состоявший с 17 пунктов. Месяц этот план обсуждался общественностью, экспертами и окончательно был предложен во вторник. Заместитель министра Юсуф Куркчи заявил, что «власть будет работать, чтобы сохранить связи с гражданами. Главная цель плана — обеспечение прав и свобод граждан Украины, и главное — реинтеграция Крыма и Севастополя».
С начала года в Украине активно дискутируется тема реинтеграции и деокупации Крыма и части Донбасса. И если на Донбассе РФ использует гибридные методы, вроде бы не ставя под сомнение, что это территория Украины, то Крым Кремль считает безоговорочно своим. При этом полуостров Москва оккупировала почти без единого выстрела (хотя именно в Крыму сначала пролилась кровь украинского военного), а вот Донбасс для нее стал полигоном для утилизации старых боеприпасов и асоциального элемента с отработкой разного вида боевых действий. Соответственно, и стратегии деокупации этих двух территорий имеют определенные отличия, хотя бы в том, что Крым Киевом официально признан оккупированной территорией, а вот часть Донбасса почему-то до сих пор официально находится в неопределенном состоянии. С одной стороны, президент формально говорит об оккупированном Донбассе, в то время как по информации украинской разведки там находятся до 38 тысяч кадровых российских военных (по информации же группы «Информационное сопротивление» РФ планирует увеличить свое присутствие на Донбассе до 50 тысяч). С другой стороны, законопроект об оккупированных территориях не ставится на голосование, при том, что и сам упомянутый законопроект фактически констатирует оккупацию, но не предлагает путей деокупации.
Итак, Крым еще в 2015 году признан оккупированной территорией с соответствующими правовыми последствиями, в частности, торговое сообщение с ним было перекрыто. Кстати, это было сделано после того, как крымские татары инициировали блокаду. Интересная параллель с нынешней ситуацией с «блокадой» Донбасса. В последнем случае представитель президента в Верховной Раде Артур Герасимов назвал три условия снятия «блокады» Киевом: прекращение боевиками огня, отвод тяжелого вооружения и возвращение украинских предприятий на оккупированной территории под юрисдикцию Киева. Герасимов отмечает, что блокада, которую ввел Порошенко, не имеет отношения к «блокаде» добровольцев. По всему видно, что тема «блокады» Донбасса стала фоном для спекуляций на разных уровнях. С Крымом все было проще с позиции географии (достаточно было заблокировать перешеек), но сложнее по политико-правовым условиям.
Относительно предложенных 17 пунктов по реинтеграции Крыма эксперт благотворительного фонда «Майдан иностранных дел» Юрий Смилянский на своей страничке в Facebook пишет: «Состоялась презентация «Протокола о намерениях министерства что-то сделать». Без конкретизации действий согласно предложенному плану. Прошло три года оккупации... Считает ли министерство, что можно деоккупировать территорию песнями, танцами, биллбордами, тренингами?... Прозвучала лишь одна конкретика. Она касалась обустройства двух коммуникационных центров вдоль линии южного фронта, которую власть ошибочно считает государственной границей (согласно введенному режиму). Введение в эксплуатацию коммуникационных центров планируется до 1 июля 2017 года. Правда, в бюджете деньги на это обустройство не предусмотрены. Сумма расходов ориентировочно рассчитана на уровне 300 млн грн. Очень хочется увидеть эту смету». Со Смилянским соглашается и главный редактор проекта BlackSeaNews Андрей Клименко, который также считает, что под заложенные суммы желательно еще и изложить соответствующие расчеты их использования.
«План по Крыму должен содержать ряд блоков с четкой формулировкой, — комментирует «Дню» народный депутат V, VI, VII созывов Андрей Сенченко. — Мы должны помочь украинским гражданам, которые оказались в ситуации, когда они либо вынуждены оставаться на оккупированной территории, либо переехали на территорию свободной Украины. Нельзя сказать, что сейчас мы эффективны в части защиты гражданских прав этих людей и их прав собственности. У нас есть прокуратура Крыма, которая должна реагировать на любые преступления против наших граждан, там проживающих. Соответственно, необходима реакция Министерства иностранных дел и системные усилия по давлению на РФ для того, чтобы прекратить репрессии и конфискацию имущества. Существует также проблема в том смысле, что украинцы в Крыму женятся, разводятся, рожают, но с позиции государства Украина они уже не имеют легитимных документов. Прошло уже достаточно времени для того, чтобы понять весь набор типичных проблем и методики их решения, в том числе по минимизации расходов на это. Государство должно создать для этого соответствующие правовые механизмы и инфраструктуру, которая должна быть максимально приближена географически к Крыму».
«Необходимо всячески делать акцент на информационном влиянии на Крым, — продолжает Андрей Сенченко. — На данный момент с помпой установили лишь две башни — одна на Донбассе, другая на Чонгаре. Этого крайне мало. Следующий огромный пласт проблем — это все, что касается нового поколения. В Крыму идет мощная пропаганда, начиная со школ. Вопреки Женевской конвенции там идут призывы украинских граждан в ряды российской армии, где им искривляют мозги. То же самое происходят и в вузах. Соответственно, Украина должна гарантировать и дать возможность школьникам продолжить учебу в украинских вузах на льготных условиях. То же самое касается и среднего специального образования. Последовательной политики государства в этом вопросе опять же, к сожалению, нет. Это то, что касается граждан, живущих в Крыму. Но существуют и другая часть граждан, которые родом из Крыма, но вынуждено переехали на материк. В этом смысле нам наконец необходимо отменить закон об оккупированных территориях. Необходимо прекратить издеваться над людьми и называть их нерезидентами. Государство должно быть честнее в этом вопросе. Да, мы не способны сейчас им предоставить постоянное жилье. Но в таком случае необходимо сосредоточиться на помощи, которая должна поэтапно увеличиваться. Люди в крайне затруднительных обстоятельствах, особенно те, кто с Донбасса. Также необходима ясная программа относительно предоставления рабочих мест переселенцам».
Еще перед представлением упомянутого плана мероприятий многие его окрестили стратегией. К сожалению, о стратегии речи нет. И как ни странно — не власть, а эксперты имеют свои — более структурированные алгоритмы. Обнародовать собственное виденье такого алгоритма намерен Андрей Сенченко. Но еще в декабре 2014 года организацией «Майдан иностранных дел» уже были разработаны рекомендации, которые изложены в документе «Стратегия возвращения Крыма». Как утверждают ее разработчики, в июне 2016 года состоялись парламентские слушания по вопросам оккупированной территории Крыма, но ни один пункт из этих рекомендаций до сих пор не выполнен.
Выпуск газеты №:
№50, (2017)Section
Подробности