Наследники
Власть-2005 в оценках независимых аналитиковНеправительственные организации представили свое видение результатов и последствий деятельности правительства Юлии Тимошенко. При поддержке фондов «Відродження» и «Евразия» консорциум, в состав которого вошли Институт экономических исследований и политических консультаций, Институт конкурентного общества, Международный центр перспективных исследований, Фонд «Европа ХХI», Центр политико-правовых реформ, Центр им. Разумкова, Центр рыночных реформ, в рамках круглого стола в Украинском доме обнародовал материалы исследования «100 дней новой власти: взгляд неправительственных аналитических центров». Желание консорциума дать беспристрастную оценку действиям должностных лиц вполне понятно, ведь мониторинг эффективности власти неправительственными организациями — важный и действенный инструмент демократического контроля за теми высокопоставленными лицами, которым общество доверило управление государством.
Экспертное сообщество подтвердило тот факт, что новая власть получила от предыдущей чрезвычайно сложное и противоречивое наследие — кланово- олигархическую систему государственного управления, в которой произошло полукриминальное сращивание политики и капитала. Характерными признаками такой системы координат стали коррупция, патернализм, социально-политическая пропасть между властью и простыми гражданами. В таких условиях произошло искажение представления о сущности и механизмах развития социальных стандартов, что в свою очередь вызвало социальную апатию, маргинализацию больших слоев населения, массовую трудовую миграцию, которая приобрела невиданные в Европе масштабы, демографическую катастрофу и так далее. Поэтому, по мнению участников круглого стола, при оценке первых ста дней деятельности правительства заостренная до абсолютизации критика сама по себе будет неадекватной нынешним реалиям.
НОУ-ХАУ И РИСКИ
Оценивая правительственную программу «Навстречу людям», директор Международного центра перспективных исследований Вера Нанивская отметила, что это первое правительство, которое по своему характеру является стратегическим. Прежние правительства, по мнению эксперта, в своей деятельности предпочитали краткосрочные, тактические шаги. Первые шаги новой власти в экономической сфере строились на необходимости выполнить или, по крайней мере, начать выполнять предвыборные обещания об улучшении социальных стандартов. Эта задача осложнялась дефицитом бюджета в 32 миллиарда. Итак, для этого пришлось вносить изменения в Закон «О государственном бюджете на 2005 год», искать нестандартные источники наполнения бюджета, а также внедрять непопулярные шаги и механизмы его наполнения, расширять базы налогообложения, ликвидировать систему льгот на отдельные виды деятельности и так далее. Такое развитие событий эксперты оценили как вынужденную фискальную экспансию, которая является не инициативой нового правительства, а закономерным следствием ошибочной политики его предшественников. В то же время эксперты акцентируют на отсутствии системного подхода во время принятия решений по фискальной политике, что создает определенные риски относительно инвестиционной привлекательности отечественной экономики.
Отдельное внимание участники круглого стола уделили валютно-курсовой политике. По мнению экспертов, укрепление национальной валюты является своеобразным ноу-хау нового правительства, которое первым рискнуло пойти на этот стратегически важный шаг, не боясь кратковременных неурядиц и роста социально-политических рисков. В долгосрочной перспективе ревальвация гривни будет содействовать уменьшению инфляционных процессов, темпов роста цен, снижению стоимости импортных товаров и услуг. Негативом ревальвации является то, что она была неожиданной для большинства населения, привыкшего доверять стабильному доллару. Однако, по мнению экспертов, такими мерами правительство стремится изменить существующий стереотип о нестабильности и слабости гривни, а значит, побудить соотечественников к сбережениям именно в национальной валюте, что в перспективе положительно отразится на внутреннем инвестировании экономики гражданами Украины.
Председатель правления Института экономических исследований и политических стратегий Игорь Бураковский подчеркнул, что политика нового правительства в экономической сфере осуществлялась в сложных условиях: с одной стороны, существовала необходимость задекларировать свои стратегические намерения, с другой — решать неотложные проблемы экономического характера. Главной задачей власти на следующем этапе ее деятельности будет сохранение макроэкономической стабильности, укрепление основ экономического роста и повышение социальных стандартов.
ЗАЛОЖНИКИ БЮДЖЕТА
Обязательства социального характера составляли подавляющее большинство позиций предвыборной программы Виктора Ющенко, которые нашли свое отражение в соответствующей программе правительства. Аналитики пришли к выводу, что социальная политика новой власти направлена преимущественно на неработоспособные и малообеспеченные слои общества. В свою очередь чрезмерное акцентирование внимания на этих категориях граждан приводит к ухудшению социально-экономического положения трудоспособных и наиболее активных в экономическом плане граждан, и в долгосрочной перспективе это не будет способствовать экономическому росту. В такой ситуации малый и средний бизнес оказался в заложниках социально ориентированного бюджета. А в ухудшении климата для развития малого и среднего бизнеса, с объективной точки зрения, вряд ли виноват Анатолий Кинах. Если посмотреть на этот процесс системно, становится понятно, что поддержка неработоспособных и малообеспеченных слоев населения реализуется за счет перераспределения доходов среднего класса. Увеличение пенсий до прожиточного минимума является одним из достижений новой власти, однако дальнейший рост пенсий без соответствующего роста уровня заработной платы трудоспособного населения может привести к кризису системы пенсионного обеспечения. Эксперты отмечают: выбор новой властью модели социальной политики, которую известный западный экономист Андерс Аслунд назвал социалистической и популистской, обусловлен не только предвыборными обязательствами, но и фактором предстоящих парламентских выборов. Аналитики прогнозируют продолжение этого курса при формировании бюджета на 2006 год. То, что условия ведения малого бизнеса в Украине в этом году ухудшились, может повлечь за собой снижение количества предпринимателей, создающих рабочие места, признает председатель Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Андрей Дашкевич (которого недавно за это чуть не отправили в отставку). Если в бюджете 2006 года не уменьшится налоговая нагрузка, значительная часть предпринимателей будет вынуждена уйти в «тень», что само по себе будет противоречить стратегии правительства по детенизации экономики Украины и намерениям создавать миллионы новых рабочих мест. По мнению президента аналитического центра «Академия» Александры Кужель, политика правительства Тимошенко нарушает три главных принципа экономики: способность государства выявить и сформировать эффективного собственника, святость и неприкосновенность частной собственности, а также экономической свободы и демократических подходов к развитию малого и среднего бизнеса.
«НЕОДНОРОДНАЯ» ВЕРТИКАЛЬ
Участники круглого стола отметили: накануне президентских выборов 2004 года большинство населения Украины было уверено, что прежняя власть ведет страну в неправильном направлении. На новое правительство, наоборот, возлагаются значительные надежды относительно реформирования государства и улучшения благосостояния граждан. Однако, несмотря на значительный кредит доверия к нынешней власти, аналитики отметили противоречивость ее внутренней политики. По мнению президента Центра политико-правовых реформ Игоря Колиушко, нынешняя команда пришла к власти, не имея проектов документов, а также четко определенных кандидатов на разные должности. Что в свою очередь вызвало кадровые ошибки при формировании бюрократической вертикали, а также отсутствие слаженности в действиях главных центров принятия управленческих решений. Это происходит на фоне главного лозунга оранжевой революции о радикальном изменении власти и принципов ее деятельности. Негативные оценки эксперты поставили процессу формирования аппарата нового Президента и СНБО, отметив наличие нескольких десятков указов Президента «не для печати», расширение полномочий СНБО и продолжение неконституционных отношений между Секретариатом Президента и правительством. В связи с этим эксперты пришли к согласию относительно необходимости окончательного размежевания сфер компетенции Президента, правительства и СНБО.
Комментируя услышанное, вице-премьер Николай Томенко, в частности, отметил, что с результатами этого исследования обязательно ознакомятся все министры, а независимые аналитические центры, по его мнению, должны стать основой общественных коллегий, которые в соответствии с принятым правительственным постановлением будут созданы как совещательные органы при каждом министерстве и ОГА. Николай Томенко также согласился со средней экспертной оценкой деятельности правительства — 3,5 балла по пятибалльной шкале, однако отметил, что эта оценка выше, чем у прошлого правительства...
Выпуск газеты №:
№94, (2005)Section
Подробности