Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Не думаю, что выборы сведутся к встрече дяди Джорджа с дядей Вовой»

13 февраля, 00:00
Заместитель руководителя избирательного штаба блока «Наша Украина», народный депутат Игорь ГРЫНИВ склонен, по его собственному признанию, любую кампанию считать подобной военной операции. «Выборы — это борьба, и так же, как у военных, политический штаб должен быть достаточно защищенной организацией, — сказал он в интервью интернет-изданию «Главред» (www.glavred.info), которое перепечатывает «День» с некоторыми сокращениями. — От лишнего внимания прессы также». (А как же, к слову, декларируемая, в том числе и «Нашей Украиной» открытость и прозрачность политики?) Несмотря на то, что г-н Грынив старался не раскрывать интервьюеру ни одной «страшной тайны», кое-что интересное он все-таки поведал.

— Если пользоваться военной терминологией, «Наша Украина», кажется, ведет войну не только с внешним врагом. В блоке существуют несколько групп, которые постоянно борются между собой за место возле Виктора Ющенко...

— За место возле Виктора Ющенко или любого другого политика всегда будут бороться — другие политики, бизнесмены, авантюристы. Что касается, конкретно, нашего штаба, то никакой борьбы внутри него нет. Не следует путать функциональную структуру штаба с политическим руководством блока, куда входят несколько политических сил. Соответственно, есть их лидеры, каждый из них достаточно самостоятелен. Есть депутатская фракция, где каждый депутат — самодостаточная единица. Я понимаю соблазн многих: они думают не о том, как провести кампанию, а о том, каким будет следующий день после выборов. То есть кто какую должность будет занимать при президенте Ющенко. Для всех, кто мыслит такими категориями, очевидно, в штабе не место.

— Виктор Ющенко, говорят, принадлежит к людям, которые принимают решения в пользу того, кто последним вышел из кабинета…

— За те годы, что я лично работаю с Виктором Андреевичем в «Нашей Украине» или партии «Реформы и Порядок», могу сказать, что такое мышление — одна из больших ошибок при понимании личности Ющенко. Он очень целеустремленный человек, который прекрасно ориентируется в ситуации, имеет замечательную интуицию. Даже если временами это выглядит как нерешительность или колебание, я бы советовал чаще употреблять термин «мудрость». Мне припомнился даже известный исторический анекдот о Соломоне...

— Тем не менее, сейчас только ленивый не рассказывает, что имидж Ющенко — мягкий и мудрый — уже вызывает раздражение и у людей, и у политиков, которые его окружают.

— Правильно говорить о двух имиджах Ющенко. Вот документ (демонстрирует толстую папку) — «Исследование имиджа Виктора Ющенко» — анализ восприятия лидера «Нашей Украины» на основе психологических фокус-групп. Вот другое исследование, где изучается имидж Ющенко у огромной выборки социальных групп. Такой мониторинг и, соответственно, коррекция имиджа, проводятся уже много лет. Но не думайте, что сидит технолог, и говорит Ющенко как стать... Уникальность имиджа Ющенко состоит в том, что он уже хорошо сформирован. И не надо лезть туда политтехнологическими граблями.

Впрочем, существует и другой имидж Виктора Андреевича, сформированный у «политически озабоченных людей» — я бы так назвал политикум и тусовку вокруг него. Берусь со всей ответственностью сказать: образ идеального политика, который имеют люди, и образ, который имеет политическая тусовка, абсолютно разные. «Ющенко украинский народ любит», — это я говорю как политтехнолог, а не член команды.

— Кстати, совещался ли Виктор Ющенко со своими технологами, когда подписывал знаменитое «заявление трех», и ощущает ли Ющенко себя сыном Президента и сегодня?

— Виктор Ющенко начал активную политическую деятельность с того момента, когда перестал быть государственным служащим, и сказал: «Я иду, чтобы вернуться». Его блок сейчас находится в оппозиции — и это ответ на ваш вопрос об отношениях с Президентом сегодня.

Относительно того заявления. Чтобы его оценить, нужно знать весь объем информации, которым владел каждый подписант. Я знаю только, что знаю не все о той ситуации, то есть не могу дать ей оценку. Назвать же документ технологической ошибкой я не берусь, так как Ющенко тогда был премьер-министром с огромным уровнем ответственности государственного деятеля. Кроме того, иногда человек делает шаги, в которых его ни пресса, ни приверженцы, ни даже побратимы не понимают и не поддерживают. Но время от времени сила обстоятельств сильнее, чем люди. Я знаю позицию Виктора Ющенко, он честный человек. Я уверен, что делал все честно, с учетом логики той ситуации.

— Через два года после «кассетного скандала» многие склонны думать, что он разыгрывался именно под Виктора Ющенко. В той ситуации ему было бы очень легко с должности премьер-министра перейти на ступень выше…

— Я знаю и другую мысль. О том, что скандал привел к толканию Украины в сферу геополитических интересов России. Этот тезис противоположный первому. Так как если Ющенко рассматривать как демократического и проукраинского политика…

— …Прозападного?

— …с достаточной национальной самоидентификацией. В Украине нет прозападных политиков: есть или независимые, или пророссийские. Чтобы быть прозападным, надо, чтобы Запад знал, где она есть Украина. Я сомневаюсь, что многие западные политики до конца понимают, что такое Украина и какие у них здесь могут быть интересы. «Прозападность» нашей политики может быть только, если есть проукраинская позиция Запада. А ее не существует…

— Если Ющенко не прозападный политик, что он делал в Америке и почему имел встречи на таком высоком уровне? Договаривался о поддержке на выборах?

— Не надо все сводить к выборам. После украинских международных скандалов мир разделился надвое: одни считают, что украинская власть и украинский народ — это одно и то же, другие разделяют понятия «Украина» и «кольчуги». Виктор Андреевич делает то, что должен, поднимает имидж своей страны. Не смотря на то, что с точки зрения технологий было бы правильнее общаться с народом, поднимать рейтинг. Ющенко вместе с тем приобретает так называемый имидж прозападного политика. Так как понимает, что кроме него, сейчас представлять Украину в демократическом мире мало кто имеет возможность и право. Я уверен, что после его визита будет предпринята попытка в очередной раз обвинить его, сделать из Ющенко прозападного политика. Но не меньше внимания Виктор Андреевич уделяет и России. Ющенко дал достаточно сигналов, чтобы показать, что ни он, ни его блок не являются антироссийскими.

— Однако не секрет, что на следующие президентские выборы будут иметь влияние и Россия, и Америка. Можно ли предполагать, что обе стороны будут заинтересованы в приходе к власти Виктора Ющенко?

— Предполагать можно. Но я уже давно не являюсь приверженцем доктрины, будто миром руководят пять масонов или банкиров, или кто они там... Я не думаю, что наши выборы сведутся к встрече дяди Джорджа с дядей Вовой. С другой стороны, состоится согласование определенных национальных интересов.

— Какими будут президентские выборы? Конкурент Ющенко от власти будет один или их будет несколько?

— Их будет много. Но я знаю, что Виктор Ющенко будет победителем этих выборов. Просто украсть голоса у целой армии приверженцев Виктора Андреевича на этот раз не удастся.

— Ваш оптимизм понятен, но рейтинг Ющенко законсервировать невозможно. По оценкам Центра Разумкова, за полтора года с цифры 27% он может скатиться до 20%. Что будете делать?

— Оценки бывают разными. А может, рейтинг достигнет отметки 40 процентов? Я вспоминаю внутреннюю дискуссию в штабе накануне парламентских выборов. Тогда говорили о 15%. Кое-кто даже ушел из избирательного штаба с истериками, мол, вы проиграете, поэтому я здесь работать не буду... Надеяться надо всегда на большее, а планировать следует пессимистически. Сейчас происходит то же: кое-кого на старте бьет мандраж. Вспоминается выражение, что только у плохого солдата перед боем бывает понос — извиняюсь за вульгарный образ.

— Прокомментируйте, пожалуйста, объединение УНР и «Собора». «Наша Украина» хочет присоединить еще одну партию?

— Объединения нет. К сожалению, дальше пресс-конференции дело пока не пошло. «Собор» остается в блоке Юлии Тимошенко. Мне бы хотелось, чтобы сближение состоялось. Но перспективу я вижу в более широком объединении, в создании на базе «НУ» единой политической силы. Альтернативы этому нет. И это задание на парламентские выборы абсолютно реальное. Впрочем, сейчас главное — президентские выборы, ведь Украина является президентской страной, и реально власть будет изменяться на этих выборах.

— Вы можете опровергнуть или подтвердить информацию о том, что наибольшим противником сближения блоков Юлии Тимошенко и Виктора Ющенко является именно партия «Реформы и Порядок», в которой вы состоите?

— Могу опровергнуть.

— ПРП за единого кандидата?

— Да. Я даже за более широкое согласование общего кандидата на президентских выборах. Беспокоит меня, конечно, определенная ультимативность некоторых заявлений. Хотя вариант Юлии Владимировны следует рассматривать. Единственное, в чем я уверен: объединение, которое будет поддерживать Ющенко на этих выборах, будет более широким, чем объединение «НУ» — БЮТ. Я понимаю, что риторика блока Юлии Тимошенко больше нравится журналистам, чем наша. И поймите, правда всегда более сложная...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать