Перейти к основному содержанию

Не основной закон

Крымский парламент планирует изменения в Конституцию автономии
24 октября, 00:00

Первый вариант Конституции воссозданной автономии был принят воссозданным же Верховным Советом в 1992 году. К сожалению, — сегодня это более чем понятно! — автономия, предусматривавшая наличие института Президента, попала в руки не Николая Багрова, вышедшего во второй тур выборов и мечтавшего сделать с Крымом примерно то, что сделал с Татарстаном Ментимир Шаймиев, а в руки неопытного юриста Мешкова, который легко стал марионеткой приглашенного в Крым «московского» правительства. В результате его бессмысленной политики в Конституцию несколько раз вносились изменения, каждый раз уменьшавшие полномочия автономии. Крым как автономия потерял право на собственную налоговую систему, экономическую самостоятельность, а вскоре — весной 1995 года, — и сама Конституция была отменена Верховной Радой Украины, Крым потерял институт Президента, право издавать свои законы, его правительство было (правда, временно) подчинено напрямую Кабинету Министров Украины.

Поэтому не удивительно, что когда спустя три года в Киеве была утверждена новая Конституция, то независимо от того, какая она была, ее «крестного отца» и руководителя авторской группы Леонида Грача, по инициативе как Компартии, так и депутатов Верховной Рады, встречали на Симферопольском вокзале, как когда то Ленина, большим скоплением людей и чуть ли не на руках несли на привокзальную площадь, где состоялся митинг. Главное, что сказал тогда Леонид Грач: статус автономии урегулирован всерьез и надолго, противоречия между центром и автономией разрешены, полномочия закреплены серьезные и достаточные для реализации целей автономии. Тогда надеялись на то, что автономия оформилась полностью, имеет даже свой флаг, гимн, герб и что его лозунг — «Процветание в единстве!» — вскоре будет реализован на практике. Увы, в жизни все оказалось не так…

Буквально со второго дня после утверждения Конституции Крыма появилось движение за ее изменение. Почти четыре года это движение сдерживал Леонид Грач, который со всеми делился своим опытом «правового урегулирования крымской геополитической проблемы» (так назывался двухтомник его речей и трудов), но в день четвертой годовщины Конституции, новый спикер Крымского парламента Борис Дейч откровенно озвучил то, о чем разные политические силы говорили уже давно — и этот вариант Крымской Конституции необходимо менять. Среди планируемых поправок Борис Дейч назвал процедуру выборов в Верховную Раду Крыма, упорядочение отношений органов местного самоуправления, утверждение местных бюджетов. «Это нормальный законотворческий процесс», — подчеркнул спикер крымского парламента…

Что же с этой Конституцией не так?

Увы, Крымскую Конституцию можно назвать Основным законом автономии только с большой натяжкой, так как ставшая знаменитой с того времени «поправка Ивана Зайца», принятая в последний момент с голоса уже во время голосования и гласящая, что Крымская Конституция является законом Украины и не может противоречить любому иному закону страны, сводила все усилия «крымских сепаратистов» на нет. В принципе поправка вполне нормальная, закономерная, отвечает духу законодательства унитарной страны. Однако в то же самое время, согласно ей, получается, что Конституция автономии является самым низким по рангу законом страны, ибо любой иной закон — выше ее. Так выше Крымской Конституции стали поочередно — законы о бюджете на каждый новый год, которые упорно «не хотели» учитывать положение Конституции о том, что бюджет разрабатывается с учетом полномочий автономии. Выше ее были налоговые, избирательные, управленческие и другие законодательные акты, причем иерархия точно соответствовала поправке: не новые законы не могли противоречить ранее принятой Конституции, а именно так — Конституция автономии не «имела права» противоречить всем впоследствии принимаемым законам. Не удивительно, что Ивана Зайца и до сих пор регулярно вспоминают в Крыму «незлым тихим словом»…

Не все ладно и с символами. Леонид Грач буквально силой продавил принятие к гениальной, по общему признанию, музыке крымского гимна композитора с мировым именем Алемдара Караманова, весьма спорный текст местного автора, да еще в исполнении его личного любимца Юрия Богатикова, который в Крыму (наверное, и не только в нем) является символом уже ушедшей эпохи. Поэтому не удивительно, что теперь в Крыму обычно исполняется только музыка, без слов. Не секрет, что в будущем будет снова объявлен конкурс на новый текст гимна.

Подвергается сомнению и иерархия органов власти в автономии. Например, не секрет, что благодаря положениям нынешней Конституции, которая по воле Леонида Грача низводит роль крымского правительства практически к роли отдела Верховной Рады, стало возможным четырехлетнее противостояние органов власти, переросшее в раскол депутатского корпуса. Сейчас высказываются предложения о том, чтобы новый закон о Совете министров Крыма и новый вариант Конституции закрепили положение, по которому глава крымского правительства хоть и подчинялся бы Верховной Раде, но либо назначался бы Президентом, либо избирался бы голосованием всего населения, тогда ни у кого не будет соблазна менять правительство каждые полгода.

Многие в Крыму также ставят вопрос о повышении статуса крымскотатарского языка и изменении самого характера атономии — с территориального на национальный.

Видимо, только после длительной серии усовершенствований Крымская Конституция могла бы стать тем, чем она и должна быть — действительно Основным законом автономии. В Крыму считают, что это время еще впереди…

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать