Не отравиться бы...
Нормальной взаимовыгодной формулы консорциума с Россией не существует![](/sites/default/files/main/articles/26022013/4paliy.jpg)
Президент Янукович заявил, что не удовлетворен сотрудничеством с Европейским энергетическим содружеством, и заявляет, что Украина готова сдать свою ГТС в консорциум или просто в аренду. Вице-премьер Бойко по два раза в неделю летает к руководству «Газпрома». В СМИ появились «сливы» о возможном создании двустороннего консорциума по управлению украинской газотранспортной системой без участия Европейского Союза...
В придачу Минэнерго до сих пор так и не сообщило о результате проведенной оценки стоимости украинской ГТС.
Все это может свидетельствовать о том, что власть активно готовится к афере, которая по масштабам превзойдет Харьковские соглашения 2010 года. Причем в условиях, когда объективной причины для слабости позиции Украины нет и когда время играет на Украину.
Итак, Президент Янукович раскритиковал Европейское энергетическое содружество за то, что Украина не знает, подписывались ли по согласованию с Энергетическим содружеством документы, касающеся строительства «Южного потока». Кроме того, Президент заявил, что не почувствовал «сочувствия и никакой поддержки в вопросах газовых переговоров с Россией».
Похоже, власть ищет зацепки для денонсации соглашения по Европейскому энергетическому содружеству.
Хотя два месяца назад ЕС провалил попытки Москвы вывести газопровод «Южный поток» из-под действия «Третьего энергопакета» законодательства ЕС, тем самым поставив этот проект за черту реалистичности.
Позиция ЕС состоит в максимальной демонополизации рынка, равном доступе поставщиков газа к газопроводам в Европе и разделении поставщиков газа и владельцев газопроводов.
Поэтому в условиях падения цен на газ и «утеснения» российской части на рынке газа в ЕС экономической логики в проекте не видят даже уже отдельные российские эксперты. Которые, правда, указывают, что такой интерес могут иметь российские производители труб большого диаметра.
Кроме того, Янукович отметил, что не понимает строительства газовых хранилищ в Сербии. Хотя этот вопрос стоило бы задать непосредственно самой Сербии.
По-сути же, для анализа идеи консорциума необходимо четкое понимание интересов сторон.
Украина как транзитное государство и крупный потребитель газа, естественно, заинтересована в снижении цены на газ, снижении объемов его потребления и сохранении или и наращивании объемов и стоимости транзита.
Россия имеет полностью противоположные интересы — снижение стоимости транзита, сохранение высоких цен на газ и высоких объемов продаж. К этому прибавляются политические интересы — мечта «отключить» одним краном экономику Украины и взять ее через контроль всех возможных транзитных и распределительных сетей. В последнее время резко обострилась заинтересованность России в параличе украинских усилий организовать альтернативные поставки газа. Кроме того, Россия крайне заинтересована в том, чтобы парализовать добычу сланцевого газа на территории Украины. Сделать это после подписанного соглашения Украины с британско-нидерландской Shell легче всего через контроль трубопроводной инфраструктуры. Если только просто ограничить возможности экспорта газа из Украины, это будет означать серьезный подрыв инвестиционной привлекательности всего проекта добычи сланцевого газа в Украине.
Этот набор интересов двух стран позволяет утверждать — нормальной взаимовыгодной формулы консорциума с Россией не существует в природе.
Идея перекрывать недобор средств от потери Украиной управления своей газотранспортной системой за счет увеличения объемов транзита российского газа неосуществима в принципе. Россия уже сегодня имеет избыточные мощности экспорта газа, но в 2012 году столкнулась с падением поставок в Европу и Турцию на 8% (без Турции — еще больше). Российский газ в Европе слишком дорог, и потому неконкуретноспособен. В нынешних условиях глобальной революции на газовом рынке никто не даст гарантий потребления российского газа. Зато консорциум с высокой вероятностью, напротив, сохранит энергетическую сверхрасходность украинской экономики и усилит зависимость Украины от «газовой иглы».
Кроме того, Россия четко ориентирована превращать свои 1% или 50% в 51% или 100%. Например, четыре года назад «Газпром» получил в Беларуси 50% акций белорусской газотранспортной системы, а затем «слопал» ее всю. Посол России в Беларуси так прямо и заявил: «Иначе ради чего покупали 50%?»
Кроме того, создание консорциума по управлению ГТС означает разделение прибылей. Если нынешний миллиард с небольшим долларов доходов Украины от ГТС разделить «по-братски» с Россией, что останется — на семена?
Нынешнее газовое соглашение будет действовать только последующие шесть лет. А сколько может действовать консорциум? Кроме того, если Россия будет руководить украинской трубой, то куда пойдет украинский газ, в том числе и сжиженный, а также сланцевый, метан и т.д., добычу которого власть собралась увеличивать?
И что взамен получит Украина?
Деньги на модернизацию ГТС?
Так она даже сейчас работает практически безаварийно, в отличие от той же России. А почему бы не взять деньги на ремонт непосредственно из платы за работу ГТС? Обязательно нужен какой-то иностранный «дядя», который сначала снимет деньги с Украины, чтобы потом дать немного на ремонт, не забыв о себе и откате? Проблема в том, что такие «дяди» очень дорого стоят, не меньше, чем договоры с лыжными инструкторами.
Между тем, за Харьковские соглашения стыдно уже даже некоторым регионалам, которые поняли, кто кого развел «как котят». Государство в результате Харьковских соглашений утратило контроль над 19 тысячами гектаров в Крыму до 2042 года, держит там иностранный флот, который сильнее своего, что ограничивает дееспособность Украины на международной арене, и готовится сдать свою ГТС. И все ради того, чтобы на несколько лет получить цену на газ, как в Германии?
Может, Украина получит от России обязательство не строить «Южный поток»? Так это случится и без каких-либо обязательств. На самом деле позиция ЕС привела к тому, что российский проект «Южного потока» находится на твердом пути к замораживанию. И это притом, что «Северный поток» загружен на треть. Просто российские газопроводы значительно выгоднее строить, чем эксплуатировать. Как пишут российские СМИ, российские газопроводы стоят по 7 млн долларов за километр, а немецкие такого же диаметра — почему-то 2,83 млн. Поэтому все по Салтыкову-Щедрину, который как-то сказал: «Разбудите меня через сто лет, и я вам скажу, что будет в России, — будут красть». К сожалению, этот тезис пока с не меньшим успехом можно применить и к Украине.
Единственная объективная мотивация, которая может существовать в отношении идеи срочного создания консорциума, — состояние «покращеного» государственного бюджета. Общий фонд бюджета за прошлый год недосчитался 32,65 млрд грн. Однако сдавать, чтобы заткнуть бюджетные дыры, самую разветвленную систему газопроводов протяженностью почти 38 тысяч километров с прямым выходом в Европу, самую мощную в Европе систему подземных газохранилищ вместимостью 32 миллиарда кубометров — полная бессмыслица и бесхозяйственность. Тем более что эти дыры прогрызены самой властью.
Это все равно, что алкоголик отдает квартиру за пару бутылок. Может лучше «завязать»? Элементарное наведение порядка в государственных финансах или хотя бы энергетической сфере могло бы снять большинство вопросов о «бедном бюджете».
Сегодня размер коррупционных «откатов» на государственных закупках уже достигает 60%, а объем этих закупок, в свою очередь, составляет сотни миллиардов в год. Власть не допускает прозрачности в процессе распределения газа, добытого в Украине (а это 20 млрд кубометров с рыночной ценой добытого газа 8,5 млрд долларов). Еще с 2011 года законом газ украинской добычи формально разрешено продавать за границу. В то же время школы в Хмельницкой области покупают газ по 1058 (!) долларов США за тысячу кубометров, на Волыни — за 624 доллара, на Луганщине за 704. Понятно, что «теплее» всего от этого чиновникам и владельцам облгазов. И это из бюджета образования. Правда состоит в том, что Украина очень богата.
Сейчас в среде наркоманов и сочувствующих популярна окись азота — «веселящий газ», который, замедляя поступление кислорода в мозг, сначала заставляет смеяться и веселиться, а потом дезорганизует ум, ухудшает зрение, слух, память и приводит к потере сознания.
Перед Украиной сейчас стоит огромная угроза «отравиться» газом, который ей может подсунуть власть под «соусом» аренды или консорциума по украинской ГТС. Власть, сознавая, что время неумолимо идет, может надкусить из государственной собственности все, что сможет. В переговорах с Россией, скажем мягко, могут идти поиски формулы не государственной, а частной выгоды.
Хотя есть один интересный вопрос: если Тимошенко за газовые соглашения посадили на семь лет, то на сколько «потянет» сдача украинской ГТС?
В ЕС цена на газ за последние три года упала с 550 до 370 долларов, причем без аренды европейских ГТС, сдачи их в консорциум и без того, чтобы российский флот появился на европейских курортах.
Недавно основной импортер российского газа в Италию итальянская компания Eni, которая уже дважды добивалась снижения цены от «Газпрома», начала переговоры относительно третьего. Предыдущие понижения происходили «задним числом», то есть «Газпром» возвращал уже выплаченные деньги. Итальянцы, так же, как Украина, заявляют о намерении отказаться от основного принципа в контрактах «Газпрома» — «бери или плати». Но до сих пор официальных штрафных санкций Италии «Газпром», в отличие от Украины, не предъявляет, зато соглашается на все снижения цены, которых просят итальянцы. Причина — резкое увеличение возможностей Италии получать сжиженный газ в результате строительства LNG-терминалов, которых в Италии уже два и строится еще четыре. Недавно «Газпром» сообщил свежую статистику — в 2012 году он продавал газ Великобритании за 308 долларов за 1000 кубометров (Украине за 432, и это учитывая «скидку» за флот). Конкуренция на европейском рынке усиливается. Помимо Алжира, Нидерландов, Нигерии, Катара и Ливии в скором будущем могут появиться новые конкуренты: Азербайджан, Туркменистан, Мозамбик, Кипр, Израиль. А еще есть Иран, Ирак и Норвегия. Последняя открыла новые месторождения в Баренцевом море и в минувшем году довела свою долю на рынке почти до российского уровня — 107 млрд кубометров против 138.
Если Украине необходимо снижение цены на газ так же даром, то значительно разумнее (с точки зрения государственных интересов) подождать еще, параллельно налаживая свою добычу и диверсифицируя пути газоснабжения.
КОММЕНТАРИИ
«ВЛАСТЬ ГОТОВИТ ГАЗОВУЮ КАПИТУЛЯЦИЮ УКРАИНЫ»
Михаил ГОНЧАР, директор энергетических программ Центра «Номос»:
— Янукович и его режим готовят газовую капитуляцию Украины, а после этого произойдет цепная реакция в остальных секторах экономики. Ведь украинская ГТС — это не просто «труба», по которой поставляется газ из России в Европу, но и — импортный газ для промышленности и внутренней добычи. Кто же отдает свою ГТС под чужой контроль или намерен продать всю страну — не ведает, что творит. Украина должна была проводить энергетические реформы, а вместо этого обижается на европейское Энергетическое сообщество. Похоже, действия наших руководителей направлены на то, чтобы пойти на уступки россиянам в надежде, что они позже отблагодарят. А как они это умеют делать, демонстрирует ситуация 2009 года с бывшим премьером Юлией Тимошенко и в 2010 году в Харькове с Януковичем. Опять хотим наступить на те же грабли? Единственный позитив в этом, что эра Януковича закончится намного быстрее, ведь после того, как сдаст «трубу», он будет не нужен россиянам. Европа же воспримет любой вариант развития событий. Вряд ли нас исключат из Энергетического сообщества. Однако такой сценарий будет означать для ЕС тотальное поражение внешне-энергетической политики в Восточной Европе, которое ему обеспечит Россия. Что ж, Россия в ожидании газовых трофеев.
«СДАЧА ТРУБЫ В АРЕНДУ НЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ... ВСТУПЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ»
Александр КЕНДЮХОВ, председатель Всеукраинского союза ученых-экономистов:
— Сдача трубы в аренду не предполагает четкой взаимосвязи с перспективами или бесперспективностью вступления в Таможенный союз. В таком ракурсе вряд ли можно рассматривать вопрос. Ситуация относительно Таможенного союза, впрочем, как и вопрос об ассоциации с ЕС, в ближайшие три-четыре месяца будет носить неопределенный характер. На сегодняшний день мы видим нарастание напряжения в той же Верховной Раде. Вопрос о принятии решения по той или иной ассоциации будет постоянно откладываться на день завтрашний. Чтобы принять такие стратегически важные вопросы, нужно больше единства мнений, чем сейчас имеется в нашем парламенте.
Выпуск газеты №:
№35, (2013)Section
Подробности