Не ожидая «статуса»
Иностранный инвестор высоко оценивает потенциал украинского рынка
— Мы верим, что Украина будет развиваться. Поэтому мы сделали довольно большие капиталовложения в развитие нашего бизнеса по продаже кофе, заполучив 40% украинского рынка, купили украинский брэнд «Свиточ» и вложили в эту украинскую торговую марку, возглавляющую теперь список украинских брэндов, больше 200 миллионов гривен. Наше последнее приобретение в этой стране — «Волыньхолдинг» — также может свидетельствовать только о нашем доверии к Украине и вере в то, что она будет развиваться. Нестле не входит в рынок, если не видит у него возможностей для развития. Конечно, если посмотреть, как растут в Украине инвестиции в расчете на душу населения, то тут показатель не очень высокий. Это может означать, что инвесторы еще чего-то ждут. Я допускаю, что речь идет о начавшейся налоговой реформе. После ее завершения инвестиционный процесс, по моему мнению, ускорится. Потенциал для этого в Украине есть.
— Что больше всего беспокоит иностранных инвесторов в Украине?
— Не все уверены в политической стабильности. Не все вопросы решаются легко. Но на самом деле положение внутри страны куда лучше, чем ее PR за рубежом. Это большая проблема, которую вашей стране нужно решить. Кроме того, нас беспокоят рецидивы непредсказуемости, время от времени проявляющиеся в решениях государственных органов. Так, в середине октября правительство вдруг принимает постановление (№1611), в соответствии с которым изменяются правила торговой деятельности. Причем оно должно вступить в действие уже с 1 декабря. Новинка состоит в том, что на любую партию продовольственного товара отныне в магазине должны быть копии сертификатов, защищенные голографическими марками. Только от нашей компании, выпускающей для Украины 200 видов продукции и имеющей дело со 100 тысячами торговых предприятий страны (включая киоски), это потребует почти 25 миллионов гривен. Можно себе представить, в какую сумму выльется это нововведение для всего украинского бизнеса, у которого неизбежно упадет объем продаж. Но в конечном итоге пострадает из-за повышения цен потребитель.
— Если бы это ваша компания вдруг получила такую сумму, которую вы заплатили за «Торчинпродукт», то куда, в какое еще предприятие в Украине вы бы ее вложили?
— Наша компания является мировым лидером в производстве продуктов питания. Мы имеем в этой области свои ноу-хау, знаем, что и как делать. Так что мы бы наверняка вкладывали деньги именно в эту отрасль.
— Вы считаете, что на нашем кулинарном рынке еще много свободного места?
— В стране, где живет 48 миллионов человек, на душу населения потребляется гораздо меньше продуктов, чем у таких ее соседей, как Польша, Венгрия, Чехия и даже Россия. С другой стороны, здесь очень любят супы — и едят их больше, чем в любой стране мира, тратя на приготовление этого блюда в семьях немало времени. А наша компания производит современные готовые продукты, которые высвободят от этого украинских хозяек. Так что в ваш рынок мы верим — он привлекает нас по многим позициям. Тем более, что наша продукция делается непосредственно под потребителя той или иной страны.
— Какая часть заплаченной вами за «Волыньхолдинг» суммы приходится на брэнд «Торчинпродукт»?
— Если бы брэнда не было, мы бы не покупали эту компанию. В принципе, мы покупаем брэнд, а не материальные активы — машины и технологии. Если бы завтра что-то случилось с «Волыньхолдингом» и он прекратил бы выпуск продукции, то, поскольку люди помнят брэнд, производство можно было бы восстановить под той же торговой маркой в любом месте. Именно брэнд самый ценный в нашей покупке. На Западе есть система оценки брэндов (к примеру, самым дорогим брэндом в мире считается Coca-Cola), но в силу того, что в Украине брэнды почти все новые (за исключением нескольких, выживших с советского времени), объективных критериев оценки их стоимости нет. Так что она зависит в первую очередь от оценки рынка.
— Украинские брэнды дешевле, чем, скажем, польские или наоборот?
— На Западе они, безусловно, дороже, чем здесь. Но в принципе ценность польского брэнда действительна только в той стране, где знают и любят эту продукцию. А в Украине он может и вовсе ничего не стоить. Но сравнивать брэнды — это, конечно, функция рынка.
— А можно задействовать для оценки или сравнения брэндов фондовый рынок?
— В принципе да. Но для этого по меньшей мере нужно, чтобы он работал... Если бы я хотел начать в Украине бизнес по производству какого-то кулинарного продукта, то не стал бы заводить сюда иностранный брэнд, а воспользовался бы для этого «Торчинпродуктом», потому что его ценят потребители.
— Считаете ли вы, что население Украины вообще лучше относится к национальным торговым маркам и брэндам, чем к иностранным?
— Я сравнительно недавно в Украине, но успел заметить, что здесь, как и в других странах Восточной Европы, у собственных продуктовых брэндов хорошие позиции. Это обусловлено различными причинами. Многие считают, что только национальные брэнды производятся из натуральных продуктов, поэтому им больше доверяют. Еще играют роль вкусовые ощущения, привитые с детства, как говорится, впитанные с молоком матери. Или просто национальные приоритеты. Мне доводилось слышать споры о том, какое сало, украинское или белорусское, вкуснее. Каждый хвалил свое. Другое отношение к промышленным товарам. Здесь чаще всего впереди иностранные брэнды. Например, в числе 25-ти наиболее известных украинских брэндов — в основном продукты питания и ни одного, относящегося к промышленным товарам. Но, в любом случае, если о брэнде не заботиться, не добиваться повышения его качества, не заниматься маркетингом, то результат будет печальным.
— Как вы оцениваете технический и технологический уровень приобретенного вами «Волыньхолдинга»?
— Это очень хорошее предприятие, с высоким техническим уровнем. Там правильная организация производства, высококачественный менеджмент.
— Вы не намерены его менять?
— Нет ничего вечного. Но таких планов у нас пока нет. Мы ввели только одного нового директора, который станет ведущим специалистом компании. Все остальные — на месте. Мы даже сообщили потребителям, что все остается как было. Даже и бывшие владельцы обязались еще примерно год нас консультировать, чтобы переход собственности был плавным.
— Какое время потребуется вам, чтобы вернуть из полученной холдингом прибыли свои затраты на его покупку?
— Срок будет меньше, чем предусматривают западные стандарты. Там бы на это потребовалось 3—5 или даже больше лет. Это зависит от типа бизнеса и от того, какая избрана стратегия его продвижения. А мы считаем нашу покупку в Украине очень удачной и надеемся, что получим положительный результат.
Выпуск газеты №:
№217, (2003)Section
Подробности