Не словом, а телом!
Проколы и приколы политической рекламы
Во времена «развитого социализма» гигантские полотна с изображениями членов политбюро и «дорогого Леонида Ильича» украшали улицы городов СССР. «Шершавым языком плаката» были прилизаны, Приукрашены и омоложены первые лица государства. Но от этого их изобразительный ряд не становился более привлекательным. В том смысле, что не привлекал к себе внимание идущих мимо людей. Чем больших размеров рисовали портрет, тем менее заметным он становился для глаза, как будто все население охватила прогрессирующая близорукость. И, если бы вместо брежневского под крышей дома установили панно с Маргарет Тэтчер и ее Кабинетом, вряд ли кто-то обратил бы внимание на живописный государственный портрет.
Нечто подобное можно было увидеть в Харькове в 70-е годы. Фасад здания на Сумской представлял собою огромный портрет Леонида Брежнева, под которым виднелась лаконичная надпись: «Театр кукол». Не стоило покупать билеты и идти в театр, и так было очень смешно. Кроме того, любопытно, как это бдительные цензоры проморгали такой прокол в наглядной агитации и пропаганде. А, Может быть, это был вовсе и не прокол, а прикол талантливого режиссера. Как бы там ни было, но «спектакль» имел большой успех у студенческой аудитории. Когда много лет спустя в России появились телевизионные «Куклы», мне вспомнился харьковский «кукольный театр» и его главный персонаж.
Современная политическая реклама напоминает приколы эпохи застоя тем, что часто-густо агитация «за» оборачивается своей полной противоположностью. Неуместная предвыборная реклама создает порой трагикомические ситуации. В стиле черного юмора проводится агитация в поддержку блока Юлии Тимошенко. Плакат, излучающий ликующую уверенность: «Блок Тимошенко переможе!» расположен рядом с вывеской, предлагающей ритуальные услуги: «Пам’ятники. Скорбота». Проще говоря, по соседству с похоронным бюро надежда на победу на выборах выглядит весьма призрачной. «Надежда умирает последней...»? Как говорится, агитаторы «Блока Ю.Тимошенко» начали рекламу «за здравие», а кончили «за упокой»...
Место размещения политической рекламы определяет ее успех или провал в большом мире, чем само содержание. Здесь, как в театре, короля играет его окружение. Окружение В. Ющенко явно переборщило с мифологизацией своего героя. Оно давно уже играет не короля, а мессию. И эта роль Виктору Андреевичу по душе. Он даже пытается брать на себя функции Всевышнего, когда требует от политического оппонента покаяния. Претенденты на проходные места в списке Ющенко, очевидно, выстраивались в очередь, чтобы каяться «мессии» в своих грехах. Однако, похоже, что далеко не все, занявшие удачные места, успели раскаяться. Сторонники вольного базара спешили выставить товар лицом. Лицо Ющенко вытягивается в размерах на экранах и рекламных щитах, приближаясь к эталону западной «вешалки» Это почетное прозвище носят модели, дефилирующие на подиумах высокой моды. Образ Ющенко дефилирует в витрине универмага, одноименного с названием блока и банка, оплатившего престижное образование дочери В. Ющенко и не вернувшего деньги вкладчикам, детям которых учиться вовсе не обязательно. Морализаторство и мессианская роль В. Ющенко не мешает его окружению создавать имидж секс-символа «нашей Украины». Реклама женского белья проходит под патронатом образа Ющенко, окруженного полуобнаженными фигурами фотомоделей. В такой обстановке слоган «Не словом, а делом!» плавно трансформируется в «Не словом, а телом!» Количество «рекламного тела» В.Ющенко на один квадратный метр полезной площади не уступает пропагандистским масштабам брежневской эпохи. Торжественный лик Ющенко без ложной скромности возвышается над головами маленьких украинцев. Но далеко не все украинцы в поисках хлеба насущного выглядят столь же торжественно, как Виктор Андреевич в жизни и рекламе. Поэтому в рекламных ходах «НУ» — от великого до смешного один шаг.
Для саморекламы В. Ющенко со товарищи присвоил себе название страны с помощью вызывающего местоимения «наша». Лозунг «Наш дом — Россия» позволял каждому россиянину видеть в своей стране свой дом. Ющенко делит Украину на свою и чужую. В названии блока «Наша Украина» нет ни прокола, ни прикола, в нем — символ раскола. Эта политика проводится с целью приватизации одной персоной всех достижений украинцев. Украинцы для Ющенко маленькие потому, что с высоты его мессианской роли не способны на большие достижения. Ответственность за просчеты Персоны и все негативные явления перекладываются на плечи других политиков.
Когда Ющенко-премьер расколол парламентское большинство на свое и президентское, в адрес Президента Украины Л.Кучмы звучали самые страшные обвинения, а премьеру курили фимиам как спасителю нации. Эта политика едва не поставила Украину на грань раскола. Только отставка Ющенко привела к политической стабильности в стране.
Психологи утверждают, что люди говорят о себе то, чего им в действительности не хватает. Это же делают партии и блоки в своей рекламе. «КПСС — ум, честь и совесть нашей эпохи!» — «Не словом, а делом!» Маленькие украинцы и большие слова. Высокие слова о делах, частое употребление которых создает иллюзию дела. К счастью, далеко не у всех. Разочарование в спасителях нации — отрезвляющим. Заявления об объединении в будущем парламенте «всех демократических сил» — не более, чем слова. Когда политики объединяются в «Нашей Украине» по принципу «и нашим, и вашим», когда заклятых врагов по жизни связывает в одном списке только рейтинг «короля», а крайние политические силы «дружат» по той же причине, — такое объединение несет в себе распад.
В.Ющенко отказывается от участия в теледебатах, поскольку тогда телезрители смогут встретиться с действительным, а не мифическим политиком, у которого не будет возможности вести саморекламу и ставить себе в заслугу все достижения украинцев. Галина АЛЕКСАНДРОВА, фото автора, Мариуполь
Выпуск газеты №:
№52, (2002)Section
Подробности