Неизбежен ли диктат Голливуда?
Последовательностью и систематичностью отличается решение этой проблемы во Франции. Смысл существующей там квоты — не только поддержка национальной культуры, но и защита профессиональных прав творческой интеллигенции, то есть права человека на работу в своей стране. Чем выше квота трансляции или показа отечественной продукции, тем больше фильмов должно быть произведено на территории страны. Но кино — один из самых затратных видов искусства, поэтому, вводя квоту, необходимо создать законодательные механизмы, в принципе позволяющие финансово обеспечить производство фильмов, ею предполагаемых.
Во Франции существует государственный орган, «дающий» деньги, нечто подобное нашему Министерству культуры, — Национальный центр кинематографии, который в соответствии со скрупулезно разработанной регламентацией распределяет между кинематографом и телевидением средства, поступающие в основном от трех видов налогообложения: на билеты в кинотеатр, на доходы телеканалов и на продажу видеокассет. Два последних налога появились сравнительно недавно, но поступления от них существенны: например, сборы с телеканалов превысили в три раза поступления от кинопроката. На IV Чрезвычайном съезде российских кинематографистов Никита Михалков назвал такую систему «французской моделью поддержки кинематографии» и заявил о своем желании внедрить ее и в России.
Однако Национальный центр кинематографии Франции — это лишь одно звено налаженного механизма. Финансирование почти каждого кинопроекта начинается с контракта между государством и владельцем телеканала. Эфир, небо страны, принадлежит стране, как и земля. Поэтому работающие там компании не могут быть свободны от ответственности перед гражданами этой страны, которые имеют преимущественное право получения работы у себя на родине. Так рассуждают французы. Поэтому, читая титры современных французских фильмов, всегда можно увидеть логотипы нескольких производителей, среди которых, кроме государственного источника финансирования, обязательно присутствует и французский телеканал (не более трети финансирования) и специальные фонды или зарубежный сопродюсер. Кстати, внушительные денежные штрафы, которые налагаются на телеканал в случае нарушения контракта, направляются в фонд поддержки молодых кинематографистов.
В недавно принятом у нас законе о кино введено понятие квоты национальной кинопродукции, что само по себе уже есть достижением. Но среди определенных законом источников финансирования кинопроизводства указаны только государство, банковские кредиты, спонсорство и меценатство. Таким образом, фактически, как и раньше, основным финансовым источником убыточного национального кинопроизводства в Украине остается государственный бюджет. Нести бремя расходов по производству национальной кинопродукции он в нынешних экономических условиях не способен. Ведь в своременном мире действует жесткий закон, по которому выживает не лучший, а сильнейший. Не удивительно, что теперь по праву сильного на наших экранах господствует американское кино, давно уже ставшее хозяином на мировом рынке. Противостоять его экспансии очень трудно всем европейским странам. Но они хотя бы пытаются (и часто, как свидетельствует пример Франции, небезуспешно) бороться...
Выпуск газеты №:
№12, (1999)Section
Подробности