Необходимы четкие ориентиры
16 января Верховная Рада должна рассмотреть законопроект о восстановлении суверенитета УкраиныНа будущей неделе, во вторник, Верховная Рада должна рассмотреть законопроект №7163 о возобновлении суверенитета Украины. Настоящий документ иногда называют законом «о реинтеграции», хотя в его названии четко указывается факт оккупации. В течение длительного времени в этот проект закона внесено множество правок. Но на самом ли деле украинская власть и общество осознает все тонкие и болезненные нюансы, которые связаны с самим процессом возобновления целостности нашего государства?
Напомним, что Верховная Рада приняла 6 октября в первом чтении упомянутый законопроект, который был инициирован Президентом Украины Петром Порошенко. Настоящий документ в частности регулирует правовые основы использования Вооруженных сил Украины на востоке страны и официально признает РФ агрессором.
В свою очередь комитет Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны еще 15 ноября учел 238 правок к законопроекту. Важным моментом является то, что депутаты отметили необходимость акцента не только на оккупированном Донбассе, но и относительно Крыма. Таким образом, Комитет решил прибавить к документу упоминание аннексированного Россией Крыма и дополнить преамбулу ссылкой на дату оккупации, которой считается 20 февраля 2014 года. Также из законопроекта была удалена апелляция к Минским договоренностям, что, по мнению экспертов, могло стать законодательным признанием их легитимности.
В среду, 10 января, Президент Петр Порошенко провел встречу с представителями Украины в Трехсторонней контактной группе по мирному урегулированию ситуации на Донбассе. Показательным является то, что такая встреча состоялась именно перед голосованием за упомянутый законопроект по деоккупации. В мероприятии принимали участие Леонид Кучма, Ирина Геращенко, Евгений Марчук, Владимир Горбулин и другие деятели.
ПОСЛЯ ВЧЕРАШНЕГО ОБСТРЕЛА. АВДЕЕВКА. 2 ФЕВРАЛЯ 2017 г. / ФОТО ЕВГЕНИЯ МАЛОЛЕТКИ
Ирина Геращенко отмечает то, что для гуманитарной группы ключевым приоритетом на ближайшее время является вторая волна освобождения заложников. Напомним, что бывший премьер-министр Украины, глава СБУ, министр обороны и глава СНБО, а в настоящее время — представитель Украины в Трехсторонней контактной группе в Минске Евгений МАРЧУК еще в декабре прошлого года на Международной конференции по морской безопасности отмечал то, что и Украина, и мир должны поддерживать любые возможности диалога с РФ. Тогда Евгений Марчук сравнил абсолютно изолированную Россию с «черной дырой». Такое положение вещей, по его мнению, может иметь слишком негативные последствия.
«У НАС НЕТ ПРОПИСАННОГО МЕХАНИЗМА ВОЗВРАЩЕНИЯ НАШИХ ЗЕМЕЛЬ»
«Я могу четко сказать, что законопроект «о деокупации» нужно принимать однозначно, — говорит «Дню» член координационного совета ОО «Сила права», бывший председатель Луганской ОГА Ирина ВЕРИГИНА. — Хотя бы для того, чтобы войну назвать войной. От этого термина производно все другое, в частности в правовом поле. У нас, подчеркиваю, не АТО, а настоящая война. И мы так же должны в правовом поле определить то, что у нас часть территории является именно оккупированной. Подчеркиваю — это оккупация украинской территории РФ, что должно иметь соответствующие правовые последствия. Единственное что меня беспокоит — это то, что у нас нет прописанного механизма возвращения наших земель. Именно поэтому мы в общественной организации «Сила права» создали соответствующую общественную платформу о деокупации и реинтеграции наших территорий. Мы вместе с обществом должны найти соответствующие пути восстановления нашего суверенитета. Как мы видим, общество часто бывает активнее государственных институтов. Возможно, процесс возвращения территорий не будет проходить так быстро, как хотелось бы нам. Но это обязательно произойдет. И здесь важно не забывать о том, что оккупант должен понести свои расходы на компенсацию убытков украинцев. Ведь именно Россия виновата в том, что миллионы украинцев переживают и материальные, и моральные потери. И потому именно Россия должна возместить их в полном объеме. Отдельно подчеркну — нельзя разделять Крым и Донбасс. Суверенитет нашего государства — это святая вещь для украинцев. Он касается не только отдельных территорий, но и целостности государства в целом. Поэтому этот законопроект нужно было принять давно. К сожалению, существуют определенные политические спекуляции вокруг него. Еще в прошлом году он должен был бы быть принят. Но видим, что продолжаются торги. Здесь все зависит от воли Президента. Если он примет соответствующее решение, то и закон будет принят. Выходит так, что мы можем торговать с оккупантом, а войну войной назвать не можем. И заложниками такой политики опять же становятся переселенцы. Отдельно подчеркну, что хочу на законодательном уровне увидеть право переселенцев на избирательный голос. В этом большая проблема, ведь у нас множество украинских граждан, которые фактически не способны влиять на политику в государстве».
«ВЛАСТЬ ЛИШЬ ИМИТИРУЕТ ПОПЫТКУ ВОССТАНОВИТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНУЮ ЦЕЛОСТНОСТЬ НАШЕГО ГОСУДАРСТВА»
В свою очередь кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института государства и права им. В. Корецкого НАН Украины Николай СИРЫЙ в комментарии «Дню» сделал акцент на базовых концептуальных задачах, связанных с восстановлением государственного суверенитета.
«Даже если мы говорим о чисто юридической стороне вопроса, то все равно мы должны отходить от задачи по восстановлению целостности страны, — говорит Николай Сирый. — Это базовый вопрос, от которого должны исходить все другие средства его реализации. Пока я не вижу ответа на этот вопрос. Сейчас мы часто говорим о международном содружестве, которое якобы должно быть гарантом реализации этой задачи. Безусловно, это важный инструмент, но он не может быть, так сказать, основным. Основа — в нашем желании восстановления суверенитета. Поэтому разговоры о реинтеграции без четкой стратегии по восстановлению суверенитета носят в себе определенную беспредметность. Единая цель, которую может достичь нынешний законопроект, — это признание факта оккупации нашей территории. Украинское государство должно установить тот характер отношений с украинцами, оказавшимися на оккупированной территории, который приближал бы нас к возвращению целостности нашего государства. В этом суть, и именно в этом контексте нужно принимать законодательные и правительственные решения. Пока все выглядит так, что власть лишь имитирует попытку восстановить территориальную целостность нашего государства. Идет взвинчивание информационного пространства, в результате чего упомянутая целостность не восстанавливается. Нужно четко осознавать, что у нас появились два уровня отношений — с агрессором и с людьми, находящимися под оккупацией. Здесь необходима ясная стратегия на общегосударственном уровне и принципы, которые нужно неуклонно соблюдать. Агрессор тогда оставит наши территории, когда он реально почувствует нашу силу. И мы должны всячески демонстрировать способность защищать себя. Украинцы, оказавшиеся на оккупированной территории, в свою очередь должны чувствовать, что большая Украина о них не забыла. Связи с большой Украиной у них должны не ослабевать, а наоборот, усиливаться. Например, встает вопрос — где должны учиться дети, оставшиеся на оккупированной территории. Мы должны так же задуматься над тем, как быть с ситуацией, когда люди вынуждены ехать на оккупированную территорию по семейным обстоятельствам. Лечиться нужно в украинских или российских больницах? На весь этот перечень вопросов украинское государство должно дать ответы. И фоном для всех этих вопросов, повторяю, должно быть ощущение Россией того, что Украина — это серьезный военный соперник».
«В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА «О ДЕОКУПАЦИИ» КРАСНУЮ ЛИНИЮ НИКТО НЕ ПЕРЕСТУПИЛ»
Юрист-международник Владимир ВАСИЛЕНКО, имеющий непосредственное отношение к разработке законопроекта «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях» заметил, что несмотря на попытку перекроить законопроект, он тем не меньше не претерпел существенных изменений.
«Если говорить о законопроекте о деокупации, который вывешен на сайте Верховной Рады, то в принципе он приемлем, — говорит «Дню» Владимир Василенко. — Но тем не меньше он требует определенных косметических уточнений, которые должны усовершенствовать юридическую технику вопроса. То, что вокруг этого законопроекта поднимается неконструктивная шумиха, значит, что российская агентура в Украине работает на полную мощность. Для них принятие этого законопроекта является костью в горле, ведь именно этот законопроект в случае его принятия будет эффективно обеспечивать защиту украинских интересов. Ведь в этом законопроекте четко определяется реальное положение вещей — наличие войны и оккупации украинских территорий. До этого существовал туман определений, в которых неизвестно, кто с кем воюет, и РФ вообще вроде бы ни при чем. РФ вообще искусственно позиционируется как миротворец, который лишь стремится помочь Украине. Это не верно, и мы должны четко об этом заявлять на всех уровнях, в том числе в юридической плоскости. Что касается непосредственно законопроекта, то действительно к нему было множество правок. Те поправки, которые имели в своей основе здравый смысл, учтены. Учтены очень многие компромиссные замечания. В этом нет ничего удивительного, и эта работа не противоречит сути закона. Надеюсь, что 16 января законопроект будет принят. Отдельно следует заметить, что в упомянутом законопроекте нет упоминаний о Минских договоренностях. Но это не значит, что Украина отказывается от выполнения взятых обязательств. Следует при этом понимать, что прежде всего в русле Минских договоренностей должен быть решен вопрос безопасности. Второй момент — все политические вопросы должны решаться на основе общепризнанных принципов международного права. В процессе подготовки законопроекта мне действительно пришлось убеждать некоторых политиков в необходимости соответствующих формулировок. Мне тоже пришлось идти на определенные компромиссы, но «красную линию» никто не переступил».
Так что на будущей неделе Верховная Рада имеет возможность покончить с абстрактными определениями, преследующими Украину с 2014 года. АТО теперь может быть официально названо войной, а фактическая оккупация оккупацией на бумаге. Это в свою очередь должно повлиять и на юридическую сторону вопроса, ведь от формулировок и определений зависят последствия в плане формирования претензий к агрессору. Как показывает практика, в данной сфере общественные организации инициативно опережают представителей власти.
Выпуск газеты №:
№3-4, (2018)Section
Подробности