Перейти к основному содержанию

Неосталинизм в действии

Беспрецедентная атака оккупационной власти на журналистов в Крыму должна вызвать жесткую реакцию мирового сообщества
19 апреля, 19:16
ФОТО АНДРЕЯ КАНИЩЕВА. ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

В Крыму российской оккупационной властью вызван на допрос журналист Николай Семена, а в его доме проведен обыск. Обыски произведены еще у нескольких журналистов и правозащитников — Русланы Люмановой и Леньяры Абибулаевой, хотя по неофициальным данным, журналистов, которых обыскивают и допрашивают, больше. До того так называемый «прокурор Крыма» Поклонская заявила, что отныне те, кто подвергает сомнению «референдум» марта 2014 года, будут преследоваться по обвинениям в «сепаратизме». Это значит, что слово и гражданская позиция оккупантом официально признаны уголовным преступлением. Николаю Семене грозит до пяти лет лишения свободы.

«Пока нам известно о фамилиях трех людей, у которых прошли обыски и которых забрали на допросы, — комментирует «Дню» руководитель «Крымской правозащитной группы» Ольга Скрыпник. — Однако местные журналисты сообщают, что этих людей больше. Поскольку основанием для обысков и задержания является уголовное дело, возбужденное по статье 280.1, — это сугубо политическая статья, так называемая «сепаратистская», которая была введена в Уголовный кодекс России в мае 2014 года именно в связи с событиями в Крыму. Сугубо для борьбы с любым человеком, который не согласен с позицией Кремля. Уже есть примеры, когда возбуждались уголовные дела. Но на сегодняшний день ситуация усложняется тем, что предыдущие дела, которые были заведены на журналистов, касались тех, кто выехал — например, Анна Андриевская, Андрей Клименко. Но эти люди находятся в Крыму, и они действительно сейчас в большой опасности, поскольку это политическая статья, она не имеет правового определения, то есть нет каких-то четких рамок. Поэтому получается, что прокурор субъективно может трактовать эту статью и любую фразу как сепаратизм. Насколько мы поняли, у Поклонской нет каких-то доказательств, что статьи, которые были опубликованы на сайте «Крым. Реалии», действительно связаны с этими людьми. Здесь вопрос: насколько вообще достоверна информация у прокуратуры? Но поскольку это будет политическое дело, очень часто доказательства просто фабрикуются. Также мы устанавливаем связь с родственниками».

Подобные действия стали своеобразной имплементацией программной статьи в российском «Коммерсантъ» председателя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина. На днях он заявил о необходимости «действенного заслона информационной войне» и приплел сюда защиту от экстремизма, терроризма и даже «Национальную идею» в русле российского конституционализма (!). А именно Бастрыкин считает, что «референдум» в Крыму был «актом правового выражения всенародного волеизъявления населения Крыма» и «стал неотъемлемой частью российского конституционализма». И не о российском вторжении, ни о «зеленых человечках», а тем более об особенностях проведения таких «референдумов» в Крыму и на Донбассе, разумеется, не упоминается.

Такие на первый взгляд абсурдные статьи и заявления в РФ никогда не появляются случайно, равно как и кровавые призывы Жириновского, которые Кремль воплощает на практике. Разумеется, что один из главных мировых террористов, который откровенно развязал войну в Украине, оккупировал часть территорий и убил более 10 тысяч украинских граждан, таким образом фактически предупредил очередную волну наступления. Сначала в заявлениях, а затем и в действии через аресты, массовые проверки (как это произошло в частности в поселке Партенит, где высадился целый десант ОМОНовцев с целью проверки соблюдения паспортного режима для предотвращения наплыва в поселок нелегалов) и тому подобное. Это доказывает то, что на санкции и любое другое внешнее давление РФ будет реагировать исключительно радикально по отношению ко всем, кто находится в сфере ее досягаемости. РФ будет осуществлять «чистки», выискивая любой намек на инакомыслие. В этом плане показательно то, что украинское информационное влияние на оккупированных территориях уже полтора года фактически уничтожено — люди там находятся в среде исключительно российского влияния.

Но есть и другая сторона причин таких преследований. Стоит вспомнить, что в понедельник российская сторона вышла с заявлением о том, что количество российских военных, которые принимали участие в оккупационной операции на востоке Украины и попали в плен, достигает 130 человек. И это только официальные данные, которые РФ признала. Безусловно, эти пленные являются своего рода потенциальным «обменным фондом» для освобождения из подвалов наших военных и гражданских граждан, которых незаконно лишили свободы на оккупированной территории. Учитывая то, что взять в плен военного достаточно сложно, российские военные и наемники давно перешли к тактике заключения именно гражданских лиц. В январе газета «День» напечатала показательное интервью с бывшим пленником так называемого «ЛНР» Анатолием Поляковым, который попал «на подвал» к боевикам и фактически является одним из свидетелей того, что этими операциями заведуют именно российские спецслужбы. Тогда Поляков выразил убеждение в том, что стоит ожидать новых волн задержаний и арестов.

Следует напомнить, что «расстрельные списки» несогласных, в которые попадали в частности и журналисты «Дня», оккупант практиковал с самого начала агрессии. Только тогда, в 2014-ом, эта методика борьбы с «мыслящими инако» реализовывалась неофициально, но упомянутые списки составлялись достаточно профессионально и детально, что говорит о том, что этим вопросом занимались отнюдь не любители. Оказывается, что сам факт обнародования материалов в «Дне» для РФ является признаком враждебности, опасности. Бывший автор нашей газеты Николай Семена в конечном итоге стал жертвой такого сталинского (читайте — путинского) подхода.

На фоне этой опасной для личности свободы слова и прав человека истории недавние призывы некоторых украинских журналистов к «борьбе с языком ненависти» и поиску компромиссов с представителями оккупанта выглядят исключительно цинично. Коммивояжеры на оккупированные территории для поиска «общего языка» с бандитами, по-видимому, забыли, что те «тоже люди» вовсе не видят людей в нас. Более того, никакого интереса мириться у них нет, а есть один интерес — демонстрация физической силы, пренебрежение всеми правилами для того, чтобы продемонстрировать миру не только беспомощность Украины как государства, но и мировое сообщество поставить в положение пассивного наблюдателя.

Или в то время, как некоторые журналисты разбирали по частям светскую жизнь политиков, копаясь в переменчивых «сенсациях», «День» писал о новейшей и давней истории кровавых отношений с северным соседом (ГУЛАГ, Норильское восстание), который четко знает и наши слабости, и ту опасность, которую представляем мы для империи самим только фактом своего существования — как государство, как народ.

Спикер Верховной Рады Андрей Парубий обратился к ООН с призывом осудить незаконное запрещение Кремлем в Крыму меджлиса крымскотатарского народа. РФ позволяет себе объявлять лидеров крымских татар, которые пострадали от Москвы, в международный розыск и преследовать представителей этого сообщества. Парубий заявил: «Это впервые по окончании эпохи диктаторов Сталина и Гитлера целый народ объявляют экстремистами. И это является проявлением российского фашизма».

В свою очередь, в МИД Украины заявили «Дню», что «жестко осуждают задержание Николая Семены и других лиц», назвав эти случаи «сталинскими методами».

Как видим, не только меджлис попал под российское давление. В опасности находятся все, кто не так мыслит, не так дышит и не так шагает, как того желает другой диктатор, только сегодняшний — Путин. А это значит, что заседание ООН нужно сзывать срочно по целому спектру угроз, которые несет в себе путинский режим и его методы. И, безусловно, мир должен немедленно задуматься над новыми способами влияния на Москву.

Ключевой вопрос: что необходимо делать в настоящий момент официальной украинской власти, гражданам и мировому сообществу, чтобы действенно противостоять преступным намерениям Кремля и защитить людей от опасности?

«Ситуация, которая существует относительно политических узников, в частности «26 февраля» — Сенцова, Кольченко, Афанасьева, Костенко и других, которых РФ обвиняет в терроризме, делает это она для того, чтобы использовать их для давления и посеять страх среди жителей Крыма, — комментирует «Дню» Сергей Костинский, член Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания. — Сопротивление не имеет смысла, и за это будет наказание — вот что хочет продемонстрировать Кремль. Во-вторых, этих заключенных оккупант может использовать для того, чтобы обменивать на какие-либо преференции со стороны украинской власти.  Николая Семену я знаю лично и считаю его одним из гуру крымской журналистики. РФ может сделать из дела, которое они возбудили против Николая, пример, что будет с теми, кто выступает против оккупации. На этом независимая крымская журналистика заканчивается, ведь отмечаю, что Николай Семена является очень авторитетным журналистом. Он является маркером высокого профессионализма. Это фантасмагория, когда украинцев обвиняют в сепаратизме за то, что они украинскую землю считают Украиной. Считаю, что эти дела могут быть решены исключительно на международном уровне с использованием всех элементов дипломатии. Необходимо усилить давление на РФ. В настоящее время есть список Савченко и Сенцова. Думаю, что если Семену лишат свободы, то должен быть создан санкционный список Семены. Ведь мы видим, что охота за украинскими независимыми журналистами является системной и тотальной».

«Украинское государство в лице Президента должно призвать международное сообщество немедленно обсудить ситуацию в оккупированном Крыму, — заявил председатель меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров. — Мы должны призывать провести внеочередное заседание Совета Безопасности ООН, должны просить наших партнеров по Европейскому Союзу, Совету Европы также об обсуждении этих вопросов в своих институциях, на заседаниях Европарламента. Все это должно быть связано с санкциями, вопросами последующего развития ситуации на востоке Украины. Наступило время честно говорить о том, что нет пошагового решения вопроса возобновления территориальной целостности Украины, нет приоритетов относительно соблюдения прав человека на территориях, которые Украиной не контролируются. Нужно настаивать на том, чтобы международные инструменты, которые могут обеспечить территориальную целостность Украины, были задействованы в полной мере. То есть, углубление санкций, последующая максимальная изоляция России, чтобы заставить ее сесть за стол переговоров по Крыму, Донецку и Луганску».

«Россия тестирует западное общество, международные организации, — продолжает Рефат Чубаров. — В настоящее время обострилась ситуация вокруг возвращения/невозвращения Надежды Савченко, других политзаключенных. Собственно, идут определенные осложнения взаимоотношений России с международными финансовыми институциями. Думаю, что все это заставляет Путина спешить с осуществлением последующих своих планов — оставить Крым в составе России, иметь возможность через отделение восточных областей с теми правами, на которых настаивает Россия, удерживать Украину полностью в орбите своей политики. То есть Путин в настоящее время делает последующие, но уже исчерпывающие шаги, чтобы попробовать реализовать до конца планы, которые бы дали ему возможность достичь таких результатов в ходе переговоров с Западом, чтобы он мог отчитываться своему обществу, что достиг ощутимых побед: «Крымнаш», «Украина никуда не идет», «Донецкая, Луганская, так называемые, республики строят свою счастливую жизнь». Путин в настоящий момент тестирует общество перед тем, как, возможно, искать другие шаги. Поэтому Запад должен не только воздержаться от последующих компромиссов относительно России, но и быть в настоящее время жестче относительно своих требований. У Путина уже достаточно мало и ресурсов, и резервов».

«Россия погружается во тьму худших подходов к лучшим людям»
 

Лариса ИВШИНА (в комментарии по просьбе крымскотатарского телеканала ATR): «Разумеется, это ужасное событие, в который раз свидетельствующее о том, что Россия выбрала неосталинизм в качестве своей политики — и внешней, и внутренней. Это требует чрезвычайно четкой позиции не только от Украины, ее политического руководства, но и от европейских и мировых лидеров. Знаю, что звучат призывы осудить запрет Меджлиса, что также является вопиющим нарушением прав людей, но к этому нужно присоединить и нарушение прав журналистов. Ведь это беспрецедентное давление, которое осуществляется под совершенно надуманными поводами.

Еще совсем недавно либеральная пресса могла выразить какую-то свою редакционную позицию. А теперь журналисты России так запуганы, что боятся собственного голоса. И тем более нужна поддержка тех людей, которые имеют позицию и мужество ее выражать и защищать.

Леньяра Абибулаева принимала участие во многих наших фотоконкурсах. Это талантливый, прекрасный человек, с которым сегодня не вяжутся никакие обвинения. А Николай Семена работал с самого начала в русской газете «Известия», которая на постсоветском пространстве в перестроечное время была самой продвинутой. Впоследствии сотрудничал с газетой «День», и это были самые широкие темы: экологические, проблемы социальной, культурной жизни Крыма. Это человек, который очень любит Крым и хорошо его знает. И мне кажутся не только ужасной несправедливостью какие-то надуманные обвинения. Это — удар. По свободе слова, по правам человека, по всем лучшим чертам, это попытка запугать.

Конечно, это тревожный сигнал для всех крымчан. Мы все помним примеры из нацистской Германии: «Сначала они пришли за евреями. Я молчал, я не был евреем. Потом они пришли за коммунистами. Я молчал, я не был коммунистом. Потом они пришли за профсоюзниками. Я молчал, я не был профсоюзником. Потом они пришли за мной. И не осталось никого, кто мог бы помочь мне».

Неосталинизм в России должен быть квалифицирован именно так. Россия выступает как государство-террорист. И последствия разворачивания этой политики будут очень драматичны, если в мире вместо четкой оценки будут искать способы кулуарно договориться, «через голову» Украины дружить с агрессором. Так было с Гитлером. Нужно иметь характер. Кстати, газета «День» была и остается той газетой, которая все годы говорила, почему Украине нужно изучать антисталинистскую литературу. Единственные наши друзья и партнеры в России — это люди, которые стоят на четкой антисталинской платформе. Но в принципе вся Россия погружается во тьму худших подходов к лучшим людям. Это чрезвычайно драматично и для всей Европы, как бы ее ни наполняли другими проблемами. Стимулированная Россией бойня в Сирии наводнила Европу беженцами, и это проблема серьезного уровня. Но за этим нельзя упускать из вида вопросы еще более сложные и еще более важные, которые нуждаются в консолидации, принципиальной позиции и лидеров, и всех журналистов.

Кстати, это касается и украинских журналистов, потому что на самом деле в это время, когда идет такое наступление на права людей, очень много ищут через сервильные организации подходов под надуманными поводами: «Давайте заменим язык ненависти относительно России на язык особой толерантности». Вместо того чтобы заниматься этим самооправданием, нужно занимать принципиальную позицию. Только она, только солидарность нам поможет. Это требует очень серьезного переосмысления и, кстати, работы всех журналистов, которые могли бы объяснить на этом конкретном случае с конкретными журналистами всю несправедливость и варварство поступков оккупационной власти».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать