Неясность в деле «агента ФСБ»
«В истории с Красновым много странного со всех сторон», – правозащитник
На этой неделе бойцами СБУ был задержан Станислав Краснов вместе с подругой по подозрению в намерениях совершения терактов. На самом деле, обвинения в адрес члена «Азова» официально свелись к хранению оружия (в частности, 30 кг пластида), а во всеуслышание СБУ заявило, что Краснов является агентом ФСБ. Руководитель аппарата представителя СБУ Александр Ткачук сообщил, что Краснов передал своему куратору в РФ списки полка «Азов», а также получил от российских спецслужб задание подготовить убийство активиста на админгранице с Крымом для дестабилизации ситуации.
История с задержанием Краснова за несколько дней приобрела достаточную огласку, в том числе в результате многих неясностей. Во-первых, поскольку Краснов был добровольцем и активно участвовал в блокаде Крыма, его дело сразу приобрело политический характер, особенно в русле темы борьбы властей с добровольцами. Дело начали комментировать политики, в том числе и те, кто сам находится под подозрением, в частности, в коррупции.
Во-вторых, СМИ обнародовало фотографии задержанного с побитым лицом. Сам Краснов заявил, что он восемь часов подвергался пыткам. Этот момент поднимает вопрос: на самом ли деле такое избиение произошло, и если это так, то как можно квалифицировать действия СБУ?
В-третьих, после того как СБУ назвало Краснова «агентом ФСБ», украинская спецслужба отпустила его перед самым заседанием суда в ночь на среду, что совершенно непонятно. В блоге полка «Азов» сообщается, что «вследствие того, что в течение трех суток Станиславу Краснову не было выдвинуто обвинений, его отпустили».
В-четвертых, в деле Краснова фигурируют записи весны 2014 года, когда главой СБУ был Валентин Наливайченко, заявивший на днях, что ничего не знает об этой истории. Более того, Наливайченко назвал действия Службы безопасности непрофессиональными.
Есть и еще один вопрос относительно того, что на протяжении года происходят задержания рядовых персон как со стороны добровольцев, так и со стороны российских террористов. Зато вне поля зрения остаются ключевые личности, стоявшие у источников войны и потери территорий. А может, такие «громкие» дела – лишь метод отвлечения внимания от отсутствия системной работы по обезвреживанию тех, кто до сих пор является диверсантом государственного масштаба?
«ЕСЛИ ДОБРОВОЛЕЦ НЕЗАКОННО НОСИТ ОРУЖИЕ, ТО ОН ДОЛЖЕН ОТВЕЧАТЬ»
Олег МАРТЫНЕНКО, директор Центра исследований правоохранительной деятельности:
– Если человека избили, то нужно проводить экспертизу и восстанавливать ситуацию, как и при каких условиях были нанесены те или иные телесные повреждения. Это могло быть и закономерное применение приемов рукопашного боя при задержании, что допустимо. При этом нужно тщательным образом исследовать, насколько профессионально была применена сила. Ведь может быть такая ситуация, как на примере недавнего расстрела BMW, когда оружие было применено законно, но непрофессионально, и вследствие этого правоохранителю придется отвечать перед законом. Для этого и должна быть назначена экспертиза и проведено служебное расследование. Было ли применение силы к Краснову законным и целесообразным – это вопрос. Важно не политизировать эту историю. Если доказано, что доброволец, патриот носит незаконно оружие, то он должен отвечать, даже если он Герой Украины.
«ЭТО ДЕЛО, КАК И МНОГИЕ ДРУГИЕ, СРАЗУ СТАЛО ПОЛИТИЗИРОВАТЬСЯ»
Евгений ЗАХАРОВ, правозащитник:
– В истории с Красновым много странного со всех сторон. Если Краснова действительно избили, то возникает вопрос, почему об этом не заявляет его адвокат, а фотографии избиения обнародовал Мосийчук. Если информация об избиении подтвердится, то это, безусловно, позорно для правоохранителей. Кем бы он ни был, подвергать пыткам человека нельзя. К сожалению, СБУ в последнее время так себя ведет часто. Подобные избиения случаются не впервые. Но по Краснову нужно вопрос исследовать внимательно, ведь существует много неясностей. Дальше – куда делась девушка, задержанная вместе с Красновым? Почему мы о ней ничего не слышим? Кроме того, непонятно, почему подозреваемого отпустили перед заседанием суда, при том что СБУ заявляет, что Краснов является агентом ФСБ. Возможно, это прием оперативной работы, но таких странных вещей, которые не укладываются в обычную логику правоохранительных органов, происходит очень много и в других случаях. К сожалению, это дело, как и многие другие, сразу стало политизироваться и уже носит в СМИ манипулятивный характер.
Section
Подробности