Ностальгия
Руху — 14 лет
Одна из старейших украинских политических организаций — партия Народный рух Украины — на днях отметила свою 14 годовщину. Дата не круглая, да и особого празднования, за исключением торжественного заседания Центрального провода, руховцы не организовывали. Однако обойти вниманием это событие было бы несправедливо. Так как речь идет не просто об истории одной из многих украинских парламентских партий. «День рождения» Руха — в первую очередь повод вспомнить ряд страниц новейшей истории Украины.
Тем временем лейтмотив выступлений почти всех участников торжественного заседания Центрального провода НРУ сводился к следующему: нынешний Рух далеко не тот, что был когда-то. И с этим трудно не согласиться. Рух конца 90-х — это настоящий народный фронт, который объединил вокруг себя людей разных взглядов, идеологий, социальных положений, разных национальностей, вероисповеданий, различных видений прошлого и будущего, однако с одним стремлением — строить лучшую жизнь в Украине. Управляемый блестящим политиком и патриотом Вячеславом Чорновилом, Рух громко и аргументировано заявлял о своих целях. Сегодняшний Народный рух — партия не самая численная и отнюдь не самая влиятельная в государстве. Похоже, как отдельную силу избиратели ее уже не воспринимают, — только как составляющую блока «Наша Украина». А тех, кто в свое время выступал за поиски «самостійного шляху» и против растворения в «НУ», партия давно уже отторгла...
Ведь естественно, что тоска по прошлому величию глубоко укоренилась в душах членов НРУ. Их призывы к объединению, в первую очередь с силами, которые так или иначе вышли из среды чорноволивского движения, уже давно набили оскомину наблюдателям. Раздавались они и во время нынешних торжеств. Хотелось бы надеяться, что сегодня в эти призывы вкладывается несколько иное содержание, нежели еще совсем недавно. Во всяком случае, по свидетельствам сотрудников аппарата НРУ, за последние месяцы — с приходом к руководству известного политика, экс-министра иностранных дел Бориса Тарасюка — внутрипартийные методы работы изменились. Партия начала модернизироваться, переходить на более эффективные методы самоорганизации, динамичнее реагировать на изменения политической жизни, началось внедрение западных канонов менеджмента. Сам лидер НРУ Борис Тарасюк в разговоре с корреспондентом «Дня» заявил, что процесс возвращения в Рух его бывших членов и симпатиков уже начался, примером чего может служить заявление главы Республиканско-Христианской партии Николая Поровского о намерениях объединиться с НРУ. (Впрочем, способность РХП к объединению накануне выборов с более мощными и перспективными партнерами хорошо известна.) По словам господина Тарасюка, партия должна хотя бы попробовать вернуть себе прежнее влияние и авторитет до ближайших президентских выборов. При этом одним из приоритетов Борис Тарасюк назвал подготовку современных партийных менеджеров, квалифицированных кадров. «Мы должны подготовить тысячи руховских активистов, чтобы они были профессиональными участниками избирательного процесса на выборах 2004 года», — сказал лидер НРУ.
Что ж, задачи амбициозные. Но общественно-политические условия в Украине 2003 года серьезно отличаются от условий 1989—1990 годов. Чтобы вернуть влияние и авторитет до уровня тех времен, НРУ, очевидно, следует не только решить проблему повышения эффективности партийной работы, хоть это тоже очень важно. Партия должна четко определить свое собственное место на политической карте Украины, занять свою собственную позицию по всем ключевым вопросам, волнующим общество, иметь свое собственное мнение и ответы на вызовы сегодняшнего дня. Возможно ли сделать это, находясь в тени другой, пусть даже похожей по идейным установкам, политической силы? Не заявляя от себя, а только «кивая головой» в знак согласия со своим политическим патроном? Однозначно — нет. Все чаще звучат мнения экспертов о том, что уютные места в блоке «Наша Украина», которые заняла себе руховская номенклатура, могут стоить самого существования партии в дальнейшей перспективе. Украина идет к парламентско-президентской республике. Это означает, что парламент рано или поздно станет главным «силовым центром», а парламентские выборы — главными выборами, определяющими ритм политической жизни в стране. Может ли за победу на парламентских выборах бороться партия, которая не позиционирует себя как политически самодостаточная единица? Вряд ли. Таким образом, предположение напрашивается само собой — если Народный рух собирается отвоевывать утраченные позиции, его руководству уже в ближайшее время следует решить проблемы политической самоидентификации.
Выпуск газеты №:
№163, (2003)Section
Подробности