О чем говорит молчание
«Тайные» встречи президентов говорят о том, что у украинской стороны нет принципиальной уверенности в окончательном решении, а у российской стороны — есть желание всеми силами нажать на Украину
9 ноября на сайте Президента Украины появилась информация о том, что Виктор Янукович осуществит рабочий визит в Российскую Федерацию. А дальше — тишина. И это дает основание для российской стороны использовать упомянутую информацию по своему усмотрению. Начиная от одиозного российского ведущего программы «Вести недели» Дмитрия Киселева, который в присущем ему стиле сообщил, что Янукович не появлялся в Москве и не проводил встречу с Путиным. Заканчивая либеральным «Эхо Москвы», которое приводит заявление главы оппозиционной фракции «Батьківщина» в Верховной Раде Арсения Яценюка: «Если речь действительно идет о тайных переговорах с президентом другой страны, то это является прямым основанием для импичмента, поскольку идет речь о государственной измене».
А, собственно, какие основания для таких утверждений? В первую очередь, молчание украинской стороны.
Следовательно, чтобы положить конец слухам, за окончательной и официальной информацией мы обратились к пресс-службе Президента Украины. Но ответа в течение вчерашнего дня так и не получили. За них эту работу сделал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Он прервал информационную тишину и заявил, что в субботу таки состоялся короткий рабочий визит Януковича в Москву, где они с Путиным обсудили торгово-экономические отношения между Россией и Украиной. Больше — ничего!
«Наблюдается определенная эволюция отношений между двумя президентами, — комментирует «Дню» ситуацию политолог Виктор НЕБОЖЕНКО. — Это очень опасная тенденция, не принятая в международном содружестве. В нормальных странах от теневых, тайных встреч идут к публичным и открытым переговорам. С точки зрения международной практики дипломатии, последние события свидетельствует о большом кризисе российско-украинских отношений».
К чему это может привести? «Припоминаю в 2004-м, во время встречи на Азовском море неожиданно, из поля зрения журналистов, где-то на сутки пропали Кучма с Путиным... А когда нашлись, Кучма так же неожиданно изъял из военной доктрины — «курс на НАТО»... Который, как мы помним, удалось провести даже через парламент. Так что это тревожно, когда пропадает Президент», — написала на своей странице в Фейсбуке главный редактор «Дня» Лариса ИВШИНА.
Политический аналитик из Института Евро-Атлантического сотрудничества Владимир ГОРБАЧ привел другой пример: «Можно вспомнить более близкий пример. В 2010-м была встреча Януковича с Путиным и Медведевым в Орехово-Зуево. Именно после этого появились Харьковские соглашения. Поскольку мы не знаем, о чем они говорят, может быть все — в любой момент и в любую сторону».
Сколько энергии потрачено, чтобы элементарно узнать о том, была ли встреча. Главный же вопрос — о чем говорили, похоже, останется опять на уровне предположений.
«Есть слухи по поводу того что Россия пытается активно убедить в последний момент Украину не соглашаться на Ассоциацию с Евросоюзом, — рассказывает «Дню» независимый журналист (Москва) Семен НОВОПРУДСКИЙ. — Такие разговоры ходят, но никакой официальной информации нет. Сама закрытость этих встреч, к сожалению, вписывается в политическую культуру, которая характерна как для украинских, так и для российских властей. С российской стороны, это культура политических разводок и специальных спецопераций. С украинской — это попытка максимального затуманивания ситуации, потому что мы видим, что Янукович, к сожалению, не принял для себя окончательного решения».
Новопрудский считает, что стратегически даже для самой Москвы было бы выгодно, если бы Украина попала в зону геополитического влияния ЕС. «В настоящий момент Россия ничего толком не может предложить Украине, учитывая, что все ее бизнес-проекты, в том числе и газовые, были направлены на то, чтобы прекратить использовать Украину как страну доминирующего газового транзита, — говорит журналист. — Россия своими руками начала отходить от стратегического партнерства с Украиной. Тайные встречи президентов говорят о том, что у украинской стороны нет принципиальной уверенности в окончательном решении, а у российской стороны есть желание всеми силами нажать на Украину и заставить ее в последний момент передумать».
«Ситуация достаточно абсурдна, смешна и трагична в то же время. Так ведут себя геополитически одинокие субъекты (Украина) — они пытаются продать себя дороже всего во всех направлениях, — считает Горбач. — Но закончится такая игра тем, что и Запад, и Россия сделают все для того, чтобы режим Януковича обанкротился. Жаль, если это произойдет вместе с банкротством всей Украины».
А вот по мнению политолога Небоженко есть и определенный позитив. «Проблема состоит в том, что Россия всегда настаивала, чтобы Украина выясняла отношения с Таможенным союзом. Нынешние же встречи говорят о том, что Россия признала — Украина имеет право договариваться, торговать и сотрудничать не с ТС, а с самой РФ. На встречи уже не приглашают Лукашенко и Назарбаева — это очень важно. Ясно, что одна из повесток дня на тайной встрече — желание России отговорить Януковича от подписания Ассоциации. Но дело в том, что это публичная дискуссия и такие вопросы невозможно решать тайно. Не может же Путин обещать золотые горы Януковичу, а в это время публичная дипломатия России и СМИ ведут огромную психологическую войну против Украины. Президент Путин не настолько наивный человек, чтобы не видеть, что Запад слишком серьезно взялся за Украину и уже ее не отпустит».
Однако мы знаем, что условием Евросоюза Украине является решение «вопроса Тимошенко». Вчера как раз по этому поводу заседала парламентская рабочая группа относительно проекта о лечении заключенных за рубежом. Но результата это не дало.
«Любое решение Верховной Рады на этот счет будет скандальным, — продолжает Небоженко. — Парламентское большинство в лице Партии регионов делает все, чтобы не решать эту проблему, которую, как горячий шар, бросил им Янукович. Депутаты от ПР всегда ненавидели Тимошенко и считают, что если это ключ к ассоциации, он должен быть у самого Януковича. ВР в лице парламентского ядра саботирует желание Януковича снять с себя политическую ответственность по этому делу. Поскольку договор в Вильнюсе подписывает Янукович, а не ВР, трудно будет ему, а не парламентариям. Последние могут себе позволить спокойно обсуждать вопрос Тимошенко еще два года своей каденции. А Янукович — нет».
«Лечение Тимошенко никоим образом не касается темы выборочного правосудия, — комментирует Горбач. — Это уже фактически гуманитарная миссия Кокса-Квасьневского для того, чтобы просто вывезти ее за границу и вывести из-под контроля действующей украинской власти. Это понимает Юлия Тимошенко и оппозиция, поэтому они соглашаются на все необходимые шаги до последнего. Но это прекрасно понимает и Президент Янукович и его окружение, которые этого боятся и делают все возможное, чтобы не допустить освобождения».
К сожалению, на фоне последних событий эксперты все чаще говорят о возможном неподписании Соглашения с Евросоюзом.
«Мой прогноз развития ситуации таков, — допускает Горбач. — До Вильнюса Тимошенко освобождена не будет, она не покинет пределы Украины, на саммите ассоциация подписана не будет, ЕС парафирует соглашения с Молдовой и Грузией, а в декларации скажет, что Украина тоже многое сделала, но не решила вопрос выборочного правосудия, поэтому украинскому руководству дается время для того, чтобы подумать и решить эту проблему. Подписание же состоится, если Украина выполнит это требование, например, весной 2014 г. до выборов Европарламента. Понятно, что параллельно никакой финансовой помощи, кредитов МВФ до этого не будет — это будет серьезным экономическим давлением».
Кто будет нести ответственность за возможный срыв Соглашения? На днях премьер-министр Николай Азаров назвал — европейцы. «Азаров скорее развлекается, чем серьезно утверждает, что европейские политики виноваты в том, что Украина не справляется со своими обязанностями. Выходит, что в плохой работе Кабинета Министров: дипломатов, экономистов, непрофессионалов — виноват кто угодно, кроме самого Кабмина. И так уже три года», — удивляется Небоженко.
«Конечно, понимая, что игра может закончиться поражением, то есть неподписанием соглашения, власть пытается превентивно переложить ответственность на Европу, украинскую оппозицию. Но это поиски виноватого вместо поиска выхода», — подвел итоги Горбач. Последние слова эксперта очень меткие, ведь сегодня действительно и власть, и оппозиция наперегонки пытаются переложить ответственность за возможное неподписание Соглашения. Даром стараются. Виноваты будут все. Кстати, европейская сторона тоже. Они уже стали заложниками того, что судьбу всей страны поставили в зависимость от судьбы одного человека. Однако надеемся все-таки, что сбудется оптимистический прогноз.
КСТАТИ
Вчера сначала российские СМИ, в частности Gazeta.ru, а позже и украинские («КоммерсантЪ»), со ссылкой на The Financial Times, сообщили, что Американский инвестиционный фонд Franklin Templeton выкупил государственные облигации Украины на сумму 5 миллиардов гривен, что составляет 20% от внешнего долга Украины. Издания также сообщили, что уже начались переговоры о последующем сотрудничестве между Украиной и Фондом. Так, в частности, первый вице-премьер Украины Сергей Арбузов и министр финансов Юрий Колобов уже провели ряд встреч в Калифорнии.
Украинское правительство никак не отреагировало на эти сообщения в СМИ: на сайте Кабмина нет ни опровержения, ни подтверждения этой информации. Поэтому «День» обратился с соответствующим запросом в пресс-службу Кабмина. Кроме того, теперь мы проверяем информацию в пресс-службе самого Фонда. Но на время выхода материала, ответ в редакцию не пришел.
Есть, по меньшей мере, три аргумента, подыгрывающие этому сообщению, — даже если это дезинформация, направленная на подрыв рейтинга власти в обществе. Первый — совокупный государственный долг Украины, то есть государственный и гарантированный государством долг Украины, в соответствии с последним сообщением Министерства финансов Украины, составил 69 миллиардов долларов. При этом Кабмин прогнозирует до 2015 года увеличение госдолга до 31% ВВП. А их нечем покрывать: переговоры с основными кредиторами (МВФ в частности) зашли в тупик. Во-вторых, первый вице-премьер Сергей Арбузов в прошлом месяце действительно летал с «рабочим визитом» в США. Но с кем он там встречался, какие вопросы обсуждал и с каким результатом вернулся — тайна: ни одного сообщения на официальном сайте Кабмина, ни одного комментария самого Арбузова. И, в-третьих, Американский инвестиционный фонд Franklin Templeton, основанный в 1947 году в Нью-Йорке американским брокером Рупертом Х. Джонсоном-старшим, действительно имеет практику выкупа государственных долговых бумаг. В частности, пишет Financial Times, в его активе есть акции Ирландии.
Поэтому и в этой истории, равно как и с «фантомным» визитом Президента, много вопросов к власти, а особенно к ее информационной политике, а ответов — нуль. И это, собственно говоря, еще один вопрос: почему власть избрала такую тактику поведения со своими гражданами? Конечно, она не видит в них тех, на кого может опереться в борьбе с дырами в бюджете, учитывая то, как та же власть сама их «проедала». Но не объяснять свои действия, особенно, когда они касаются будущего страны (ведь долги будут отдавать дети и внуки) — это, как минимум, настраивает враждебно. Еще не стихло возмущение сообщением о «китайском кредите» под залог земли, равной по площади трем областям Украины, после которого министру аграрной политики и продовольствия пришлось чуть ли не каждому СМИ на диктофон повторять: три миллиарда долларов Китай дает нам под... кукурузу? Но поверил ли ему кто-то? И сейчас верит ли?
Алла ДУБРОВЫК, «День»
Выпуск газеты №:
№206, (2013)Section
Подробности