О мультинациональном войске
В ближайшее время может быть подписано Соглашение о создании украинско-польско-литовской военной бригады![](/sites/default/files/main/articles/16072014/1soldat_0.jpg)
Об этом договорились Президент Украины Петр Порошенко и премьер-министр Польши Дональд Туск во время телефонных консультаций. Как сказано в коротком информационном сообщении по этому поводу на сайте главы государства, «стороны уделили большое внимание этому вопросу». В Совете национальной безопасности и обороны пока не смогли рассказать нам подробностей создания такой бригады — говорят «будут готовы документы — тогда». Но это не снимает с повестки дня актуальность самой идеи, тем более, когда против Украины ведется война со стороны России. Какова история вопроса и насколько реально создание бригады «УкрПолЛитБриг»?
«ТРИ СТРАНЫ МОГУТ САМИ ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ О СОЗДАНИИ БРИГАДЫ, НО ИМ НУЖНО ЧЕТКО РЕШИТЬ, В РАМКАХ ЧЕГО ЭТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ БУДУТ ДЕЙСТВОВАТЬ»
Игорь КОЗИЙ, военный эксперт Института Евро-Атлантического сотрудничества:
— Идея однозначно позитивна. Нам уже давно пора отойти от устаревших стандартов. В Украине подрастает другая будущая плеяда военных руководителей, но нам еще нужно избавиться от коррупционеров в Вооруженных силах Украины.
Возможно, события на востоке подтолкнули к реализации этой идеи. Но она не нова. Ей около 10 лет — с момента, когда мы начали сотрудничество с ЕС, подписав соответствующее Соглашение по поводу привлечения ВСУ в кризисных ситуациях. Украина начала искать соответствующие пути военного сотрудничества с государствами-членами Европейского Союза. Как один из проектов — создание «УкрПолБата» в рамках миротворческих операций НАТО.
Такое же сотрудничество предложено по «УкрПолЛитБригу» с Евросоюзом. Однако эта идея ни разу не могла найти фактического решения, потому что Украина не является членом ЕС и не может сама себя финансировать в рамках проведения операции ЕС — нам нужно было всегда искать спонсора, ведь, по механизму, страна-участница должна финансировать сама себя или искать спонсора. И такого спонсора среди стран Европейского Союза было очень трудно найти. В НАТО это значительно проще — там есть США, Канада и соответствующий спрос.
Мы постоянно через Вышеградскую группу пытались зайти в этот формат, потом пробовали создать не бригаду, а батальон, но он все равно не нашел своего воплощения. Ныне, в канун ратификации Соглашения об ассоциации, Украина как уже фактический ассоциируемый член может найти себя в этой международной конструкции.
Многие связывают это с событиями на востоке, но это не главное, ведь есть история попыток создания аналогичных подразделений, и в силу определенных обстоятельств экономического или политического характера это не происходило.
Идея в том, чтобы применять бригаду в кризисных ситуациях в миротворческих миссиях, которые проводятся Европейским Союзом. В данном случае ЕС рассматривает кризис, который происходит у нас, как такой, который нуждается в миротворческих силах. Мы уже принимали участие в подобных миротворческих операциях, например, наша авиация привлекалась для перебрасывания французского военного контингента в Африку. Но практики привлечения пехотных формирований в нашем опыте не было. У нас были отдельные миротворческие штабные офицеры, которых мы направляли в соответствующие зоны.
Практика сотрудничества поляков и украинцев уже есть, но под руководством НАТО.
Штаб бригады должен иметь определенное расположение — это может быть Польша, Литва или Украина — зависит от договоренностей. Штаб будет многонациональным — это однозначно. Что касается непосредственно подразделений бригады — стороны договорятся, кто и что выделит. Они будут располагаться на национальных базах — такая практика существует. Могут быть отдельные подразделения, которые относятся к обслуживанию штабов, например комендантский взвод или рота связи. Иногда такие подразделения комплектуются по смешанной системе.
Но это процесс не на месяц-два, ведь будут решаться вопросы согласованности, логистики, пока это оформится в определенный документ.
Три страны могут сами принять решение о создании бригады, но им нужно четко решить, в рамках чего эти подразделения будут действовать. Если планируется их привлечение к операциям ЕС, то с военным комитетом, военным штабом и политико-безопасностным комитетом должны проводиться какие-то консультации, обсуждения и определенное согласие стран-членов. В рамках многонационального формата, при участии этих трех стран — это уже совсем другое законодательство.
Россия все стремления Украины интегрироваться в НАТО или ЕС воспринимает негативно. Сейчас она также будет включать все механизмы, чтобы идея «УкрПолЛитБрига» не была реализована.
«МУЛЬТИНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ УМЕЕТ ЛУЧШЕ РЕАЛИЗОВАТЬ НЕСТАНДАРТНЫЕ МИССИИ В РАМКАХ ГУМАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ, МИРОТВОРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ»
Анджей ШЕПТИЦКИЙ, аналитик Института международных отношений Варшавского университета:
— Создание этой бригады можно оценивать по четырем пунктам. Во-первых, это нужно воспринимать в общем развитии сотрудничества с западными партнерами. Во-вторых, это мультинациональное военное формирование, которое является популярным и важным инструментом, потому что оно умеет лучше реализовать нестандартные миссии в рамках гуманитарной помощи, миротворческих операций. В-третьих, эта инициатива может способствовать адаптации Украины к западным военным стандартам. А в-четвертых, это может посодействовать укреплению украинского военного потенциала в целом.
Вообще, такие силы используются в международных операциях — в рамках миссий ООН, ЕС или также НАТО в случае реальной катастрофы. Так как Литва и Польша являются членами НАТО, а Украина — нет, то такое подразделение, скорее всего, будет применяться не для задач обороны, а для невоенных миссий. То, кто будет служить в этой бригаде, будет зависеть от задач, на которые она ориентирована. Мы уже имеем опыт польско-украинского батальона — эта формация существует несколько лет и была привлечена в Косово, в нее в основном входили механизированные подразделения.
Сейчас мы часто слышим очень «интересную» информацию от российской машины пропаганды о присутствии в Украине американских частных войск, о широких инструментах польской власти, которые используются, чтобы контролировать Украину. И потому очень ожидаемо, что эта новая инициатива будет также использована российской пропагандой.
«ПОДОБНАЯ БРИГАДА МОЖЕТ СТАТЬ ЭФФЕКТИВНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКЕ...»
Лаурас БЕЛИНИС, политолог, г. Вильнюс, Литва:
— Я очень положительно оцениваю эту идею, ведь она позволит всем странам-участникам проекта согласовать определенные действия, уточнить понимание друг друга в тех проблемах, которые должна решать эта бригада. Это сближает страны-участницы, показывает, что они и их политические режимы близки, в том числе духовно. Это так же дает повод для того, чтоб население стран, участвующих в бригаде, понимало, что мы принимаем участие, потому что наши страны дружественные и нормальные.
Подобная бригада может использоваться как подразделение быстрого реагирования для решения проблем, которые возникают неожиданно и не входят в планы и программы регулярной армии. Оно может стать эффективным инструментом в международной политике участия в горячих регионах вблизи Европы.
Мы можем очень легко предугадать реакцию России на подобную инициативу, но нам не стоит к ней прислушиваться. Очевидно, она будет полностью отрицательной, уничижительной, с желанием показать, что это соединение с одной стороны неэффективно, но для внутренней пропаганды оно будет трактоваться как очередное формирование, угрожающее России.
Выпуск газеты №:
№128, (2014)Section
Подробности