Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

О перспективах христианской демократии в Украине

Два ключевых условия
02 апреля, 10:10

Нынешнее состояние Верховной Рады VII созыва — впрочем, как и всех предыдущих — еще сильнее убеждает в том, что Украине сегодня остро не хватает новых молодых партий, лидеры и представители которых хотели бы искренне изменить ситуацию в стране к лучшему. Разумеется, изменить то, что можно и нуждается в изменениях.

Вероятно, такие политические силы вскоре появятся, и не исключено, что наиболее созидательными и продуктивными окажутся из них те, что будут твердо стоять на позициях христианской демократии — разновидности современного консерватизма, чья социальная и идеологическая база основана на признании христианского морального порядка в качестве основополагающей ценности.

Нынче христианская демократия в Украине находится в заброшенном состоянии. Есть две якобы работающие в этом направлении политсилы — Христианско-демократическая партия Украины и Христианско-демократический союз, который ранее возглавлял Владимир Стретович. Первая — малоизвестна. ХДС, в свою очередь, в середине «нулевых» была на слуху, но в последнее время о ней уже практически ничего не слышно. Растворение партии в политической пустоте усилилось с приходом в ее ряды Давида Жвании, который с декабря 2012 года стал членом фракции Партии регионов. Судя по всему, от Христианско-демократического союза уже не стоит ожидать новых всплесков активности.

В то же время в нынешней общественно-политической жизни страны уже отчетливо наблюдаются два ключевых условия, которые способствуют потенциальному появлению и последующей эффективной деятельности новых и честных христианских демократов. На этих условиях остановимся подробней.

НА СМЕНУ НАЦИОНАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИМ КОНСЕРВАТОРАМ

В начале статьи уже было подчеркнуто, что христианская демократия — это разновидность современного консерватизма. Консерватизма, который в сегодняшней Украине заметно сдал свои позиции, по сравнению с первыми годами независимости. Отечественными консерваторами принято считать такие национально-демократические силы, как Украинская народная партия Юрия Костенко, Народный Рух, Республиканская партия Левка Лукьяненко, Украинская национальная консервативная партию. Все они постепенно уходят в прошлое, и ожидать «новых волн» от них, судя по всему, не следует.

Как бы там ни было, Ольга Бабкина и Владимир Горбатенко отмечают, что консерватизм как тип общественно-политической мысли и идейно-политического течения отражает ориентации и ценности тех социальных групп, положению которых угрожают объективные общественные тенденции.

Этот тезис имеет прямое отношение к сегодняшнему положению христианства в мире, в Украине — в частности. Современные либеральные течения, доминирующие на Западе и стремительно оседающие на постсоветском пространстве, по сути, наступают на традиционные христианские ценности, которые исторически выступают фундаментом многих консервативных направлений. Придерживаться того, чему учит христианство, перестает быть «модным». Но тренды — дело изменчивое и порой ретроспективное. То, что сегодня перестало быть «модным», завтра может стать «модным» вновь. Именно поэтому важной составляющей будущих христианско-демократических сил в Украине должна быть молодость.

ХРИСТИАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ VS РАДИКАЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ

За последние годы многие украинцы окончательно разочаровались в старых национал-демократах и соскучились по молодым радикально-националистическим борцам за справедливость. Это хорошо иллюстрирует результат ВО «Свобода» на парламентских выборах, а также поступательный рост популярности партии, согласно последним соцопросам. Стиль деятельности свободовцев после избрания в Раду, вопреки прогнозам солидной группы политологов и журналистов, умеренным и конструктивным не стал. И едва ли станет, поскольку «страсти накаляются, а проценты растут».

Но, как пел Виктор Цой, «если есть тьма, должен быть свет». Наряду с украинцами, желающими видеть торжество радикального национализма, есть и другие украинские граждане, соскучившиеся по умеренным национально-ориентированным политикам, которые ставят во главу угла христианские ценности.

Здесь вспоминаются некоторые мысли Остапа Крывдыка из декабрьской статьи «Свобода»: що далі» (pravda.com.ua). В ней автор подчеркивает, что в Украине альтернативой набирающему популярность радикальному этнонационализму является именно христианская демократия:

«...Это совсем другие центральные приоритеты: Бог, человек, семья, а дальше — нация, государство, цивилизация, классы и социальные группы, территориальные общины... Это — личная ответственность каждого за свою судьбу, судьбу семьи и судьбу народа и государства, а не поиск виновного... Такая сила критически нуждается в людях, которые олицетворяют собой эти взгляды  — тех, кто своей жизнью доказал веру в эти идеи; нужны люди новой сетевой культуры, соответствующей духу информационной эпохи».

КОРНЕВОЕ УТОЧНЕНИЕ

Правда, под воздействием все того же «духа времени» нынешние европейские политики, называющие себя христианскими демократами, зачастую используют эту политическую самоидентификацию как некую символическую формальность, под которой уже практически незаметно реальное христианское содержание.

Например, в 2010 году канцлер Германии и лидер германского Христианско-демократического союза Ангела Меркель публично поздравила главу МИДа страны Гидо Вестервелле со вступлением в однополый брак. Такую реакцию лидера одной из главных политических сил Германии можно объяснить разве что этикой светского гуманизма, но явно не стержневыми христианскими ценностями.

Это — пример, заставляющий подчеркнуть главный вывод в контексте перспектив христианской демократии в Украине. Успех будущих украинских христианско-демократических сил можно будет считать успехом только в том случае, если они будут искренними, выдержат внешнее идеологическое давление и не сдадут базовые христианские принципы в угоду «духу времени».

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать