Перейти к основному содержанию

О способности противостоять

Как президенту Эстонии времен провозглашения независимости Арнольду РЮЙТЕЛЮ удалось привести страну в ЕС и НАТО
13 января, 09:25
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Арнольд Рюйтель сыграл ключевую роль в подготовке Декларации о суверенитете, принятой Верховным Советом Эстонской ССР в ноябре 1988 года. Мальчиком он видел, как советские войска оккупируют его страну в результате секретного договора Сталина и Гитлера. Через шесть десятилетий под его руководством Эстония вступила в НАТО и ЕС. 12 мая 1990 года по инициативе Рюйтеля в Таллинне был создан Совет балтийских государств. «Сплоченность балтийских государств накануне распада СССР сыграла ключевую роль в достижении независимости», — подчеркнул он на недавнем Форуме экс-президентов «Через диалог к доверию и миру», организованном Международным центром Балтийско-Черноморских исследований и консенсусных практик. В интервью «Дню» Арнольд РЮЙТЕЛЬ рассказывает о восстановлении государственности Эстонии и сегодняшних настроениях в регионе.

 «МЕНЯ ВЫЗВАЛИ НА СЕРЬЕЗНЫЙ РАЗГОВОР, НО МЫ НЕ ОТСТУПИЛИ»

— Эстония — первая страна из республик СССР, которая начала процесс выхода из Советского Союза. 16 ноября 1988 года Верховный Совет Эстонии, который вы возглавляли, проголосовал за суверенитет государства, верховенство местных законов над союзными. Насколько тяжелой тогда была борьба с Кремлем за независимость?

— Это действительно было сложно. Меня вызвали на серьезный разговор 15 ноября 1988 года и требовали объяснить, что значит такая инициатива. Сказали, что это серьезные нарушения советской Конституции, но я остался на своем. Эти разговоры продолжались потом в Москве и на других уровнях. Но я вернулся в Таллинн, и 16 ноября Верховный Совет все-таки принял Декларацию.

Тогда меня опять вызвали в Москву и в Президиуме 23 ноября 1988 года поставили данный вопрос на рассмотрение — постановили считать принятое Эстонией решение недействительным. Но мы не отступили и, начиная с этого момента, приняли 130 законов, в первую очередь, реформировав правовую систему Эстонии. А главное — мы жили по принятым законам. Мы понимали, что постепенное приспособление нашей правовой базы к Европейскому Союзу впоследствии облегчит процесс восстановления нашей самостоятельности, ухода от СССР. И действительно, потом, очень быстро, в рекордно короткие сроки, мы сумели вступить в ЕС.

«НАУЧНЫЙ ПОДХОД СОЗДАЛ И УСКОРИЛ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ»

— Чего удалось добиться и насколько изменилась Эстония за 25 лет независимости?

— То, что мы сделали, — очень серьезная работа. Как во время советской власти, так и после полного освобождения. Во-первых, эстонская территория была очень перегружена военными частями, ракетными системами, что, в том числе, отражалось на экологии. До начала 2000-х годов мы смогли полностью очистить эстонскую территорию. С другой стороны, был вопрос совершенствования правовой среды и финансовой системы. Переход на свои деньги также требовал новых мер. Все эти процессы мы реализовывали в ускоренном порядке. Если сравнивать все переходные общества и смотреть по разным международным рейтингам, то мы опережали практически всех. И в этом нам помогла наука — Академический совет при президенте, куда входили президенты Академии наук, ректоры университетов и самые видные ученые по разным направлениям, которые серьезно занимались разработкой программы развития. Так это происходит и до сегодняшнего дня. Научный подход во многом создал и ускорил предпосылки для развития. Парламент и правительство меняются, ситуация в международном плане — тоже, но мы сумели удержать такой темп развития. Хотелось бы, конечно, еще больше, но не будем форсировать.

«МЫ ЧУВСТВУЕМ СЕБЯ ЗАЩИЩЕННЫМИ АЛЬЯНСОМ. ЖАЛЬ, ЧТО УКРАИНА НЕ ИМЕЕТ ТАКОЙ ЗАЩИТЫ»

— В своем выступлении на форуме в Киеве вы сказали, что сотрудничество балтийских стран было очень важно на пути достижения независимости. Сегодня страны Балтии как-то координируют свои действия по совместному противодействию России? И насколько сильно чувствуется присутствие России в регионе, в частности в Эстонии?

— В настоящее время в связи с вопросом Украины и Крыма, решений Европейского Союза — наши отношения с Россией относительно сократились или практически ликвидировались. В первую очередь, в энергетическом плане. Частично — также научные и культурные контакты. После событий в Украине, конечно, и мы чувствуем угрозу от России. Нужно учитывать, что в Эстонии действительно осталось много военных офицеров из России, их семей, пенсионеров, что отражается на настроениях. Мы самостоятельно приняли серьезные меры для обороны, а также НАТО и Европейский Союз сейчас участвуют на нашей территории организованно — в виде тренировок, многонациональных учений. Мы чувствуем себя защищенными Альянсом, ведь есть пункт 5-й, которым гарантируется безопасность всем членам этой организации. Это максимально доказывается и реализовывается. Жаль, что Украина не имеет такой защиты.

«В ЭСТОНИИ СИЛЬНА ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ»

— На фоне войны в России против Украины, в Молдове и Болгарии все равно были избраны пророссийские кандидаты. Возможен ли поворот в сторону России в странах Балтии?

— Я думаю, что это нереально. Потому что в обществе, несмотря на достаточно большое количество русскоязычных — в Эстонии это примерно 25—26%, сильны позиции остальной части общества. Эстония, и в целом балтийские страны, пережили тяжелые времена в борьбе за восстановление своей самостоятельности. Более двух миллионов человек рука об руку стояли от Вильнюса до Таллинна. Или возьмем, например, ежегодные Певческие праздники, на которые приходят 150—200 тысяч человек, показывая важность эстонской идентичности и традиций. У нашего народа сильная историческая память — после 1940 года мы потеряли примерно пятую часть своего населения из-за оккупации Советским Союзом, пережили репрессии, аресты, расстрелы военных офицеров. Статистически, если усреднить, можно говорить, что каждая семья потеряла хотя бы одного человека. Так что есть память поколений, что в Россию больше — ни за что.

«БАЛТИЙСКО-ЧЕРНОМОРСКИЙ ПОЯС БЕЗОПАСНОСТИ — ВАЖНА ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ»

— По вашему мнению, насколько перспективным и жизнеспособным является Балтийско-Черноморский пояс безопасности?

— Этот вопрос в истории уже неоднократно поднимался, но на таком организационном и решительном уровне мы собрались в первый раз. Мы представители народов, которые долгое время были под кем-то — либо России, либо других держав, но сумели сохранить свою культуру, историю, страну, однако были политически слабы, а некоторые — и сейчас остаются такими. Это адекватно принимается в свете необходимости ускоренного развития, а для этого — объединения усилий. Важна политическая имплементация — суметь развивать государствам предложенное нами направление и реформирование политической среды поставленным целям. В некоторых странах уже избраны люди, которые не понимают важности этого вопроса. То есть такие отклонения могут быть, это нормальное явление развития современного мира. Главное — двигаться. Кто-то понимает быстрее, кому-то требует больше времени, чтобы осознать, что происходит в мире.

«ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ — ЭТО ТРАДИЦИИ ХОРОШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

— Какие в Эстонии точки роста для экономики?

— Секрет — построить систему, которая будет работать. Я бы привел пример, что общество — это пирамида, основа которой — народ, общественные организации, местное самоуправление. А парламент, правительство, президент — ее верхушка, и нужно делать максимум во благо основы, следить, чтобы все эти органы были «здоровые» и развивались, приспосабливать законодательство. Универсального рецепта нет — должны быть научно проработанные алгоритмы для каждой отдельно взятой страны.

— Эстонию называют «электронным государством» номер один. Как удалось достичь такого уровня?

— Запрос и высокий уровень пользования цифровыми технологиями обусловлен традициями хорошего образования. Наши университеты входят в 100 самых лучших университетов в мировом масштабе. Создавалась такая система, конечно, не за 10 лет, этот процесс начался намного раньше, он обусловлен исторически. Я сам был ректором 9 лет, и мое учебное заведение было одним из лучших в Советском Союзе. К «пирамиде» общества должны привлекаться ученые. Люди должны быть подготовлены, готовы принять и реализовать «электронное» государство.

«В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ЕС ПОДДЕРЖИВАЮТ БОЛЕЕ 80% ЭСТОНЦЕВ»

— Какие сегодня настроения в Эстонии относительно Европейского Союза?

— Если взять первоначальные показатели, то лишь 35% поддерживали вступление в Европейский Союз. Я тогда ходил из города в город, из района в район и объяснял, что, учитывая все факторы, нам необходимо интегрироваться в ЕС. Народ доверил мне этот вопрос. И постепенно процент поддерживающих европейский вектор вырос до 65% на момент вступления в ЕС. А в настоящее время, по разным опросам, мы добились поддержки даже более 80%, в то время когда показатели настроений в других странах Евросоюза на порядок ниже. Уверен также и в европейском будущем Украины. Но после серьезной работы в правовой среде, улучшения целого ряда экономических, хозяйственных, социальных показателей и корректности в финансовом, банковом секторе. От вас этого ждут.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать