Об «эффекте сотника Володи»
Шансы и риски новой политической ситуации
Сегодня к Украине приковано внимание всего мира. После трёх месяцев жёсткой борьбы и противостояния Евромайдан и оппозиция таки отстранили от власти Виктора Януковича. Цена оказалась очень дорогой: сотня погибших, до тысячи раненых и искалеченных, несколько десятков считаются исчезнувшими без вести. Такую цену за смену власти в новейшей истории Украина ещё не платила. Но отличие ситуации как раз заключается в том, что люди умирали не за кланово-олигархический пакт и переформатирование власти, а за изменение системы. То, что происходит в последние месяцы в Киеве, можно трактовать как восстание, но пока что не как революцию. Система пока не демонтирована.
Казалось бы непреклонная власть Януковича, который в течение всех четырёх лет своего президентства цементировал вертикаль власти, сместить будет невозможно. Но дух протестующих оказался несокрушимым, общество самоорганизовалось и победило. После исчезновения уже бывшего президента Януковича и его ближайшего окружения (Клюева, Арбузова, Захарченко, Пшонки, Клименко...), общественность получила доступ к их именьям. Подробности дворцов бывших руководителей государства шокируют. В СМИ, а особенно в соцсетях, в настоящий момент смакуют подробности роскоши богатеев: золото, антиквариат, коллекции, экзотичные животные, спортивные комплексы, самые дорогие машины. Однако здесь очень важно не переключать внимание на эти подробности, а говорить о главном ради чего люди протестовали и умирали.
Безусловно, сейчас первоочередной задачей является восстановление управляемости государством и сохранение её целостности. Хотя и наблюдается массовый выход регионалов из партии, руководят в восточных и южных областях люди точно не из новой власти. С ними нужно договариваться. И если харьковский дуэт «Добкин-Кернес» уже открещиваются от сепаратистских заявлений, в Крыму такие заявления раздаются. А в отдельных регионах прошла волна пророссийских митингов.
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»
Второй важной задачей является выявление и привлечение к ответственности всех причастных (заказчиков, координаторов и исполнителей) к преступлениям в последние месяцы. Кто отдавал приказы о разгоне майданов, расстреле людей? Кто похищал и истязал протестующих? Кто нанимал «титушек»? На эти и другие вопросы должны дать ответ те, кто сегодня контролирует силовые органы.
Третье. Формирование власти. За эти последние дни в парламенте произошло столько событий, что разобраться в них даже законодателю — сложно. Однозначно, юридической чистоты во всех принятых решениях нет. Эксперты склоняются, что они также диктуются требованием ситуации, которая сложилась, и политической целесообразностью. Среди принятых решений: возвращение в действие изменений Конституции 2004 года; освобождение экс-премьера Тимошенко; назначение Турчинова спикером парламента; отстранение от власти Януковича, обязанности которого исполняет тот же Турчинов; назначение и.о. министра внутренних дел, уполномоченного по контролю за деятельностью Службы безопасности; уполномоченного по контролю за деятельностью Генеральной прокуратуры; отмена «языкового закона», судебной реформы.
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
На вчерашний вечер Верховная Рада продолжала заседать. У нее много работы: формирование парламентской коалиции, избрание нового председателя и состава Кабинета министров, председателя Национального банка. На фоне форсированного переформатирования власти и кулуарных договоренностей среди общественности все чаще звучат предостережения, что Евромайдан был лишь способом прихода к власти других лиц (среди которых те, кто многократно себя дискредитировал), а не изменение системы. Исходя из того, как себя ведут политики (старые методы и способы принятия решений), они не поняли, что сегодня Майдан другой, комбинации не пройдут. Пример уже есть — остановка кортежа Яценюка и Тимошенко в аэропорту и замечания: так нельзя.
«СЕГОДНЯ ЛЮДИ НЕ НАСТРОЕНЫ ТЕРПЕТЬ ВОЗВРАЩЕНИЕ К СТАРЫМ ПРАВИЛАМ»
Виктория ПОДГОРНАЯ, политический консультант:
— События последних дней драматичны. Было трудно представить себе, что власть сможет пойти не просто на силовой сценарий, а фактически на расстрел мирных граждан, протестующих, да еще и в таком количестве. Это тянет на преступление против человечности, Гаагский трибунал. Поступки власти, лично бывшего президента Януковича, перешли предел и в плоскость преступных действий. Он должен быть наказан со своими сообщниками.
Политические события развивались в связи со страшными решениями власти. Они были закономерны, потому что выдержать то, что происходило, украинское общество не могло. За три месяца люди переосмыслили много вещей, и это поставило власть вне закона и легитимности, то есть вне какой-либо поддержки большей части общества — на востоке, к сожалению, настроения немного другие, они просто ментально не способны воспринимать некоторые вещи из-за длительной пропаганды и незнания правды. Политические же события достаточно существенны. Президент стал преступником. Парламент стал центром принятия решений, но процессы, которые там происходят, напрягают общество и Майдан. Кроме того, были приняты очень важные решения: отстранение от власти Януковича, назначение президентских выборов, установление контроля над силовыми структурами — это крайне важно, учитывая ситуацию с силовыми действиями.
Форсированные решения, которые принимает, в основном, команда «Батьківщини», содержат как целесообразную составляющую, так и чисто политическую. Очевидна попытка не то, чтобы захватить, но перевести власть в свои руки. Для того, чтобы навести порядок не нужно захватывать все должности, решать вопрос скопом, без обсуждения с общественностью. Единственное, что было сделано, Аваков поговорил с Самообороной и привлек их к контролю над ситуацией в стране и силовыми структурами. Но этого мало, потому что все стратегические решения принимаются в парламенте, в первую очередь оппозицией, без учета мнений общественности, хотя Майдан и до сих пор стоит и остается субъектом политических процессов. В целом без Майдана они бы не смогли получить контроль над парламентом и властью в стране. Поэтому этот политический шаг достаточно циничен. Это — стандарты старой политики, которая должна измениться. У общества большой заказ на смену политических лиц и на изменение политики как таковой. Люди стояли не ради смены одних лиц на других — мы это проходили в 2004 г. Люди хотят изменения системы, правил игры, слома олигархической коррупционной модели государства и экономики, которая не дает жить миллионам людей. Они сделали все для этого. Если же оппозиция будет вести себя так и в дальнейшем, она будет еще больше отталкивать Восток и Юг, давать возможность таким людям, как Кернес и Добкин, возвращаться и понимать, что правила игры остались неизменными.
Политикам нужно было бы продемонстрировать принципиальность, а Майдан, в свою очередь, напомнить политикам об их моральных и других обязательствах перед обществом и создать альтернативные механизмы контроля за новой властью, чтобы не произошло возвращения к старому алгоритму политики.
Отдельно стоит вспомнить возвращение Юлии Тимошенко. Как человек, я согласна, что она политический заключенный и ее нужно было освободить. Однако ее политические амбиции, о которых она заявила сразу, только приземлился самолет, выглядят не совсем адекватно. Наверное, она не совсем адекватно понимает ситуацию в стране. Возвращение старых политиков и старой политики — несвоевременно и не на повестке дня, сформированной Майданом, который прошел через такие большие потери и испытания. Если политики не будут осторожными, произойдет последующее развитие революционных действий. Сегодня люди не настроены терпеть возвращение к старым правилам.
«НЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ, ЧТОБЫ УСПЕХ РЕВОЛЮЦИИ ОБЪЯСНЯЛСЯ КАК ПОБЕДА ОДНОЙ ЧАСТИ УКРАИНЫ НАД ДРУГОЙ. А ТАКАЯ ОПАСНОСТЬ ЕСТЬ»
Ирина БЕКЕШКИНА, председатель Фонда «Демократические инициативы» им. И. Кучерива:
— В стране состоялась революция, однозначно. Пока еще она идет успешно для революционеров, но это еще не конец. Целью было не только изменить власть, но и изменить жизнь. Насколько это будет реализовано, покажет время, собственно потому и стоят баррикады и потому Майдан не расходится. Основные требования Майдана были удовлетворены: отставка Януковича, выборы и тому подобное. Что же касается других запросов — их не так легко и быстро можно выполнить. Очевидна потребность в реформах и новом правительстве, которое не должно строиться по партийному или идеологическому принципу — там должны быть профессионалы.
Основная задача парламента — как можно быстрее отстроить функционирующую власть. Кроме того, нужно провести расследование относительно виновных в преступлениях против людей, предварительно проведя смену кадров в прокуратуре и милиции: расследование собственных преступлений — это нонсенс. Заодно, вновь назначенное правительство должно отвернуть дефолт, который надвигается на Украину, и уберечь ее от экономической катастрофы. Ведь казна пуста — денег нет.
Что мне не понравилось в первых шагах новых глав — нотки популизма, к которому в настоящее время не нужно прибегать. Например, инициатива отмены пенсионной реформы. Более богатые страны увеличивают пенсионный возраст не потому, что это им нравится, это необходимость. Если такую реформу провел вместо вас кто-то другой, не трогайте эти вопросы. Есть опасность, что новая власть будет прибегать к популизму, и это лишь ухудшит ситуацию. Нужно честно говорить с людьми о существующих проблемах и отмечать то, что простых решений нет.
С Майданом нужно вести диалог, но это довольно сложно, потому что Майдан не воплощен в конкретных людях. Если он хочет быть стороной переговоров, нужно выделить несколько человек, которые будут участниками переговоров. Впрочем, это достаточно сложно, потому что Майдан достаточно фрагментарный и не имеет определенного центра управления. Но некоторые рекомендации Майдана вполне рациональны. Многие из людей, которые отличились на Майдане и продемонстрировали свою способность заниматься определенными вопросами, могут быть в составе правительства или других руководящих инстанциях. Есть инициатива выдвижения Ольги Богомолец, если она, конечно, захочет, на должность министра здравоохранения. Также есть предложение включить людей из «Правого сектора» и «Самообороны» в ряды МВД. Привлекать нужно и представителей общественных организаций. Например, Игорь Колиушко, у которого есть депутатский опыт, мог бы быть Министром юстиции.
В целом, очень не хотелось бы, чтобы успех революции объяснялся как победа одной части Украины над другой. А такая опасность есть. Я не считаю, что отмена закона о языках была первоочередной задачей, тем более, аргументируя это тем, что русский — язык оккупантов. Нельзя действовать таким образом. В первую очередь, нужно решать задачи, которые объединяют Украину, а таких очень много.
«...НО БОРЬБА ЗА УСТАНОВЛЕНИЕ НОВЫХ ПРАВИЛ ЖИЗНИ ДОЛЖНА ПРОДОЛЖАТЬСЯ»
Левко ЛУКЬЯНЕНКО, общественный и политический деятель, Герой Украины, бывший политзаключенный:
— Нация, которая не хочет посылать своих сыновей на смерть за свободу нации, не будет иметь свободы. Национальная свобода — это настолько большая ценность, что каждая нация должна жертвовать своими сыновьями ради сохранения национальной независимости. Жаль, что погибли люди, но если бы не было этой стрельбы — мир, нация не всколыхнулись бы. Все видели, как на улицах снайперы расстреливали людей. Эти аргументы, думаю, были бронебойными на переговорах с Януковичем. Без этих смертей такого оружия в дипломатических переговорах у оппозиции не было бы. Сильное давление со стороны общества заставило Януковича капитулировать. В настоящее время преступники от власти бегут от ответственности за преступления по отношению к украинской нации. Но каждый виновный должен быть наказан.
Сейчас мы видим процесс становления новой власти. Новое оппозиционное большинство в Верховной Раде приняло за эти дни много важных решений. Основное — возвращение к Конституции 2004 года, которая сузила права президента и усилила влияние парламента. Но есть опасность — Партия регионов думает остаться у власти. Все они теперь очень дружно критикуют Януковича, хотят себя обелить и остаться у власти. Это — страшная опасность для будущего Украины.
Если им удастся вернуться к власти, то через месяц-полгода мы увидим, что у нас ничего не изменилось. Ведь дело же не в личности самого Януковича (хотя это тоже имеет огромное значение), а в том, что была создана огромная партия олигархов, воров, шантажистов... И если даже у Партии регионов не станет нескольких руководителей, — остальные придадут новому государству старое содержание. Тогда перед Украиной может опять стать вопрос о продолжении борьбы за справедливость в обществе.
Мы живем в очень ответственный момент. Нельзя допустить повторения ситуации, которую мы имели в 2004 году, и нового возвращения Партии регионов.
Если нация борется за то, чтобы в Украине была справедливость, демократия, чтобы мы жили в ореоле европейской цивилизации, то необходимо почистить власть полностью. Нужно рассмотреть персональное участие каждого (у всех — свое) и непременно осудить вдохновителей, организаторов и исполнителей преступлений.
Также нет худшей беды для любого общества, когда бизнес растет с властью. В Украине это случилось. У нас уничтожена судебная система как защитника справедливости для людей. Требование их отъединения — сейчас не самая ли основная.
Важен и принцип отбора кадров: человек, имеющий бизнес, должен сделать выбор — либо ты идешь в политику, либо остаешься в бизнесе. Совмещать это нельзя. Это нивелирует все права граждан и сделает невозможным установление справедливости в нашем обществе.
Майдан должен стать гарантом того, чтобы ВРУ не стала очередным сборищем олигархов, которые через полгода наплюют на народ и будут над ним издеваться. Изменятся только фамилии. Чтобы этого не произошло, должен быть Майдан, который будет поднимать людей и вести постоянный контроль над политиками.
Во ВРУ должна произойти внутренняя структуризация — формирование коалиции. Далее нужно подыскивать ответственных людей для нового правительства. Следует назначить и главу НБУ. Есть проблема информационного пространства, которое до Майдана принадлежало ограниченному кругу лиц и не служило украинской нации. Эта революция дала украинцам возможность вернуться к своим духовным ценностям. Необходимо сделать украинское пространство национальным и консолидирующим фактором формирования новой государственности.
Сейчас мы видим некоторых политиков, заботящихся не об Украине, а лишь о своих должностях. Кажется, Майдан им уже мешает, и они бы хотели, чтобы он разошелся. Однако для того, чтобы выиграл народ, Майдан должен стать двигателем становления новых правил жизни. Нам необходимо очистить землю от имперских символов.
Бывшая власть считала преступниками людей, которые с оружием в руках воевали за самостоятельную Украину. Друзья, которые сидели со мной в концлагерях, умерли с клеймом «преступник» в самостоятельной Украине. Это просто немыслимо. Теперь мы должны исправить то, что за 23 года государственной независимости так и не сумели сделать.
Необходимо очистить весь аппарат власти и выгонять старые кадры. Я не говорю, что их нужно судить так же, как они судили нас, но допускать их к власти нельзя. Борцам за волю Украины нужно обеспечить нормальные условия жизни хотя бы на склоне их жизни.
Разумеется, не нужно забывать, что параллельно за нами пристально наблюдает другая сила — Московия. У Путина есть план подчинить всю Украину. Если не удастся захватить всю, то хотя бы какую-то ее часть. Поэтому мы не можем успокаиваться.
То, чего мы достигли — решающая победа в бою. Но это не конец борьбы. Ее нужно продолжать. Поэтому я очень рад, что есть Майдан, который стоит и пристально смотрит за работой новой власти. Для патриотических сил сейчас не время для отдыха. Мы отпраздновали победу над Януковичем, но впереди — не менее важная работа. Если же мы, не дай Боже, проспим этот момент и успокоимся, то совсем скоро можем оказаться под новым игом.
Подготовили Юлия ЛУЧИК, «День», Анна ЧЕРЕВКО
Выпуск газеты №:
№34, (2014)Section
Подробности