Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Об искусстве «конвертируемом» и не очень

18 февраля, 00:00

Перед авторами программы стояла довольно сложная задача. Без надрыва рассказать о нынешнем драматическом этапе развития национальной культуры, приспосабливающейся к рыночным отношениям; о проблемах ее развития в полиэтнической стране, переживающей кризис идентичности и в тоже время стремящейся интегрироваться в мировое культурное пространство. Представив наиболее сильные и авторитетные культурные силы страны, сберечь определенный баланс между территориями, заявив при этом об их безусловных особенностях. В конце концов, создать при этом у зрителя праздничное и торжественное настроение, сочетая официальность события с задушевностью бесед в студии.

К чести готовивших программу, сделать это все же удалось. Использование прямых включений из регионов в сочетании с «мини-новеллами», подготовленными журналистами, насыщенный визуальный ряд говорит о серьезной подготовке. И эту форму не испортила так часто повторяющаяся фраза «о знаковых событиях в культуре» и именование видов искусства (музыки, кино, литературы…) жанрами.

Чувствовалось, что ведущие — Кристина Стебельская и Василий Бырзул — «в материале». А потому было в равной степени интересно, что они спрашивают и у министра культуры Юрия Богуцкого, и у трогательно-искренней в разговоре певицы Нины Матвиенко, и у склонного к эпатажу театрального режиссера Андрея Жолдака. И хотя некоторые «мини-новеллы» лишь по касательной обозначали болевые точки в развитии культуры (и это понятно — ведь каждая из них достойна отдельной программы), почти каждый эксперт в кадре имел возможность достаточно подробно артикулировать эти проблемы. В «Аккорде без ностальгии» был представлен почти весь спектр формирующейся национальной культурной элиты — от танцовщика с мировым именем и художественного руководителя Донецкого театра оперы и балета Вадима Писарева до народной мастерицы Параски Борук. Гости студии, люди разных поколений, говорили практически об одном — о необходимости не только поддержки культуры со стороны государства (или, проще говоря, о том, что государство должно выполнить хотя бы те обязательства, которые взяло на себя), но и о невмешательстве государства в творческие дела художников.

Внимательный зритель «Аккорда» для себя мог отметить, что наиболее «конвертируемым» видом искусства Украины сейчас является академическая музыка, а наиболее кризисным — недешевый кинематограф. Что особого внимания требует не только традиционная культура, но, как оказалось, и отечественная массовая.

Кстати, о массовой культуре. Несколько странно было слышать с экрана, что необходимо поддерживать образцы только высокого искусства. Странно было также наблюдать отсутствие молодых в студии и слышать, что «субкультура поглощает культуру». Ведь так бодро звучавшая в финале программы полька «На охоте» Иогана Штрауса в свое время была образцом как раз пресловутой массовой культуры, а ныне она занимает место вполне элитарное.

Ясно одно: заниматься культурой (и руководить ею) стало сегодня значительно сложнее, но интересней. И поэтому смысл прозвучавшего в программе сводился к одному, что и было озвучено дирижером М. Гобдичем: Годом культуры должен был быть каждый из одиннадцати лет нашей независимости. А, может, так оно и было — вопреки постоянному сокращению государственного финансирования этой сферы. Иначе не было бы о чем рассказывать в программе.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать