Об «особом порядке» на Донбассе
Народный депутат: «Именно из-за отсутствия единой и однозначной позиции власти относительно защиты нашего государства Запад не хочет брать на себя риски»Внутри коалиции появились очередные расхождения. Из-за этого начало пленарного заседания откладывалось несколько раз. На момент подготовки номера оно так и не началось. На этот раз поводом стали законопроекты Президента Петра Порошенко, касающиеся закрепления «особого статуса» территорий «ДНР-ЛНР», которые находятся под контролем террористов и российских оккупантов. В первом представленном главой государства проекте постановления содержится перечень районов, городов, поселков и сел Донецкой и Луганской областей, в которых вводится «особый порядок» местного самоуправления сроком на 3 года. Второй документ содержит изменения к статье 10 Закона Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», в котором расписаны механизмы, средства и стандарты для проведения местных выборов на установленной территории с «особым порядком». Третий вопрос касался обращения Украины в Совбез ООН и Совет ЕС относительно развертывания на территории Украины международной операции по поддержанию мира и безопасности.
Полную поддержку данным инициативам провозгласили лишь две фракции парламента — «Народний фронт» и «Блок Петра Порошенка». Против выступили «Радикальна партія» и «Батьківщина», в «Самопомочі» взгляды депутатов разделились. Как поделился с «Днем» один из членов фракции «НФ», у «Радикальної партії» есть желание переделить правительство, потому «принципиальная позиция» Олега Ляшко против законопроектов Президента связана именно с политическими торгами за несколько министерских портфелей. Сам же Ляшко в комментарии «Дню» заявил, что «данные законы являются легализацией российской оккупации, имплементацией плана Путина по расчленению Украины. Эти территории должны получить не «особый статус», а статус оккупированных территорий. И альтернатива для этого одна — бороться и освобождать их».
МОМЕНТ КОНСУЛЬТАЦИЙ (НА ФОТО В ЦЕНТРЕ — НАРОДНЫЙ ДЕПУТАТ АЛЕКСЕЙ ПОРОШЕНКО)
«Я не сомневаюсь, что какие-то политики пользуются ситуацией в парламенте и торгуются по этому вопросу, — говорит «Дню» народный депутат от «Батьківщини» Игорь Луценко. — Однако никакой торг не должен иметь место относительно такой очень тяжелой проблемы. Я же ни при каких условиях не могу голосовать за данные законы, ведь очевидно, что с Россией ни в какие подобные игры играть нельзя — это подтверждается нашим опытом. Этим мы легитимизируем оккупацию под видом «особого статуса» с разграничением территорий, отдачей их на откуп террористам». Луценко рассказывает: ранее секретарь СНБО Александр Турчинов предлагал отменить «особый статус» территорий на Донбассе, но потом кардинально изменил свое мнение, Порошенко же заявил, что Минские соглашения не работают. «Все это свидетельство того, что международное сообщество нажало на нескольких лиц в руководстве нашего государства, чтобы они удовлетворили Россию, — делает вывод депутат. — И альтернатива этому — выполнение хотя бы базовых пунктов подписанных Минских соглашений — прекращение террористами огня, отвод оружия, обмен пленными». По мнению члена «Батьківщини», Западу нужно вынуждать к этому Россию, усиливая санкции, вооружая украинцев и так далее. «Но этого никто не делает, и в этом также есть вина парламента, который не может выработать консолидированное решение даже в вопросе «особого статуса». Именно из-за отсутствия единой и однозначной позиции власти относительно защиты нашего государства Запад не хочет брать на себя риски, помогая нам оружием», — подводит итог Луценко.
«Существует дискуссия, что воплощение этих законопроектов маловероятно, но я считаю, что мы должны пройти до конца путь выполнения Минских договоренностей, — делится с «Днем» член фракции «БПП» Егор Фирсов. — Нас в этом поддерживают геополитические тяжеловесы — США, Германия, Франция, Великобритания. Каждый понимает, что Минские договоренности не выполняются на все 100%, так же нет 100% вероятности, что принятые законы будут выполняться. Критерий истины — практика, и для меня как для представителя Донецка основной критерий действенности этих договоренностей — когда я смогу без угроз для жизни приехать в Донецк и так же из него выехать».
«Перерывы в Верховной Раде были объявлены, чтобы привести фракции коалиции к какой-то общей точке зрения, — рассказывает «Дню» член фракции «Народный фронт» Дмитрий Тимчук. — Но за этими спорами и торгами очень трудно понять, где есть позиция, а где шкурные интересы». Сами же законопроекты депутат называет неоднозначными: «С одной стороны предоставление «особого статуса» районам Донбасса определяется как проигрышное. Очень большая часть украинского общества выступает за кардинальное решение этой проблемы и слабо верит, что террористы будут выполнять договоренности. Это небезосновательное мнение, ведь, начиная с сентября, мы видим, как террористы нарушали взятые обязательства». «С другой стороны мы видим настроенность украинской исполнительной власти на мирный диалог и решение этой проблемы в любом формате без кровопролития, — продолжает координатор «Информационного сопротивления». — Если мы апеллируем к поддержке Запада, то там, конечно, популярен именно мирный диалог». Парламентарий говорит: «Вариант с «особым порядком самоуправления» не самый худший, но в этом случае очень многое будет зависеть от исполнительной власти и ее умения строить долгосрочные стратегии относительно взятия ситуации под свой контроль». «Однако наша власть в течение всех лет независимости действовала ситуативно, без каких-либо стратегий, потому она вряд ли выполнит такую задачу, — утверждает Тимчук. — Поэтому как можно провести местные выборы, а только потом вывести иностранные войска и взять под контроль границу? Получается, что Россия проведет на Донбассе выборы, аналогичные псевдореферендуму в Крыму, а какие-то наблюдатели будут только для галочки. А должно быть с точностью до наоборот, но РФ на эти условия не пойдет».
Как делится Тимчук, он сам является сторонником силового решения проблемы на Донбассе: «Мы понимаем, какие цели ставит перед собой Кремль. А реагировать на военную агрессию можно только силой. С другой стороны, если предоставить этим территориям статус оккупированных, то любой вариант попыток вернуть их становится маловероятным — это фактическое признание собственного «Приднестровья»». К миротворческому контингенту Тимчук также относится скептически: «Чтобы провести полноценную операцию по разделению сторон, нужно минимум 50 тыс. миротворцев с тяжелым вооружением, авиацией, РСЗО и др. ООН такое не способна сделать, ведь это была бы наибольшая операция за всю ее историю. И Россия не позволит ее провести. Поэтому они могут, как в Южном Ливане, мониторить ситуацию в демилитаризованной зоне, как это делал UNIFIL».
Поэтому, переговоры внутри коалиции относительно голосования за «особый статус» Донбасса продолжались до вечера. Позже появилась информация, что в Администрации Президента состоялась встреча Петра Порошенко с председателями фракций парламентского большинства. Очевидно, переговоры между Главой государства и депутатами проходили не так гладко, ведь в это же время на официальной странице Порошенко у Twitter появилось сообщение: «Украинский Парламент независим от Президента, и он несет политическую ответственность за решения, которые он принимает!». Позже появилась информация, что члены коалиции достигли компромисса. Следовательно, Верховная Рада будет рассматривать президентские документы относительно Донбасса одновременно с проектом постановления о признании части территорий Донбасса оккупированными.
Выпуск газеты №:
№46, (2015)Section
Подробности