Обратный отсчет
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20040115/44-4-1_0.jpg)
Еще во время прошлой парламентской каденции вошло в моду по любому поводу вспоминать предоставленное главе государства Конституцией право распустить Верховную Раду. Это можно делать в случае неспособности последней начать работу на протяжении тридцати дней. Упомянутая тридцатидневка приобрела чуть ли не магическое значение и, как это бывает в таких случаях, начала самостоятельную жизнь. Как только отдельные депутаты и целые фракции периодически хватались за свое право объявления импичмента, так оппоненты начинали пугать Верховную Раду роспуском из-за неспособности собраться. Некоторые пугливые парламентарии дошли в этом процессе до откровенного бреда. Они приезжали в столицу во время парламентских каникул, чтобы срочно собраться, если кто-то захочет присоединить отпуск к тем страшным тридцати дням. Реально никто до сих пор как следует не знает, что это за тридцать дней, с чем их едят, то есть как этим правом нужно пользоваться. Официально «счетчик» для парламента ни разу не включался. Хотя неофициальные намеки на то, что «обратный счет» начался, звучали и звучат регулярно.
Стоило Верховной Раде погрязнуть во вторник в малопродуктивных консультациях, как координатор парламентского большинства Степан Гавриш снова напомнил о знаменитых тридцати днях. На фоне заявления бютовца Александра Турчинова о намерении блокировать работу законодательного органа до «победного» для своей фракции конца, повод для разговоров о парламентском кризисе дал сам спикер Владимир Литвин.
Действительно, почему бы и не поговорить о парламентском кризисе? Во всяком случае, выглядит он более реально, нежели кризис конституционный, который оппозиционные фракции помогли увидеть в Украине аж в Парламентской ассамблее Совета Европы. Конституция пока что, судя по всему, в полной безопасности. Желание рассмотреть и принять еще два проекта изменений в Основной Закон, высказанное в начале недели теми, кто сам агрессивно мешал в конце декабря эти проекты рассматривать, является свидетельством того, что никаких признаков конституционного кризиса нет. Есть предложения по внесению изменений в Конституцию, которые были всегда и будут появляться до тех пор, пока носители власти в Украине не научатся эту власть цивилизованно друг другу передавать. Зато кризис парламентский выглядит более вероятным, во всяком случае, в разговорах.
Что касается перспектив перераспределения власти, а именно об этом политические силы думают сейчас по двадцать пять часов в сутки, то Верховная Рада еще не исчерпала свой потенциал. Можно допустить, что есть политики, которые согласны на прекращение полномочий парламента взамен на неприкосновенность Конституции, или, проще говоря, неизменность правил выборов президента. На поверхности простой расчет: когда я стану президентом, то организую такие выборы в парламент, которые меня полностью устроят.
О серьезной, системной работе высшего законодательного органа можно постепенно забывать. Верховная Рада просто обречена в год президентских выборов не заниматься ничем другим. Разве что протолкнуть под шумок пару-тройку как следует пролоббированных законопроектиков. Если даже замуровать сессионный зал монолитным железобетоном, оттуда весной все равно начнут массово прорастать кандидаты на высшую государственную должность. Этому ничем не поможешь.
В том случае, если депутаты снова начнут уничтожать электронику, у аппарата ВР будет повод проконсультироваться со связистами, которые наладили выпуск небьющихся таксофонов, или с банкирами, которые устраивают такие же неприступные для невооруженных кувалдой рук банкоматы. Если обойдется без разрушений, можно будет наблюдать за личными отношениями народных избранников, подкарауливая в кулуарах с видеокамерой момент приближения парламентариев из враждующих фракций друг к другу на критическое расстояние. Этим можно будет развлекаться до того самого момента, когда станут известны результаты компромисса, на которые готовы пойти практически все. Осталось сделать предварительные условия не слишком неприемлемыми для оппонентов.
Самым надежным залогом неминуемого разрешения парламентского кризиса является непреодолимое желание большинства оппозиционеров все-таки принять закон о пропорциональных выборах. На месте большинства автор бы этот закон одобрил как можно скорее. Чтобы оппозиция сменила объект своего внимания и начала, прощу прощения, консультироваться внутри себя о местах в будущих списках. Это вам не выборы президента, который в любом случае будет только один. Этот вопрос будущего нескольких сотен далеко не последних в стране людей, которые, во всяком случае, сами таковыми себя считают. Здесь прогноз сделать нетрудно — как только стоимость проходного места в партсписке сравняется по порядку с расходами на «освоение» избирательного округа, споры вокруг пропорционального избирательного закона сойдут на нет.
Но это все будет потом. Пока что призрак парламентского кризиса еще блуждает по коридорам здания на улице Грушевского и даже приобретает иногда реальные очертания в фигурах штатных верховнорадовских ньюсмейкеров. В случае желания отсчет тридцати дней до своего роспуска Верховная Рада может начать хоть со вчерашнего, хоть с позавчерашнего дня. Это никому не запрещено. Другое дело, что настоящий отсчет в коридорах украинской власти идет по другим часам...
Выпуск газеты №:
№4, (2004)Section
Подробности