Одна шестая...
«Была создана целая система обещаний»![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20050202/418-4-2.jpg)
В отношениях между социалистами и новоизбранным Президентом Украины Виктором Ющенко явные проблемы. По словам второго человека в Соцпартии, первого секретаря политсовета СПУ Иосифа Винского, Виктор Ющенко до сих пор молчит по поводу якобы обещанной социалистам шестой части властных должностей в государстве. Этот вопрос социалисты планировали поднять вчера на встрече своего лидера с Президентом. Результаты встречи на момент верстки газеты были не известны, хотя тот факт, что Ющенко и его окружение не спешат удовлетворять требования, очевиден.
Но действительно ли у социалистов есть основания добиваться такого количества постов в исполнительной власти, учитывая результат господина Мороза в первом туре — около 6% голосов, — вопрос даже не политики, а политкорректности. Кстати, Иосиф Винский сам признает, что даже если бы с Виктором Ющенко не было заключено ни одного соглашения, социалисты все равно бы его поддерживали, потому что больше им поддерживать было некого. Сомнительно и то, сможет ли СПУ, которая никогда не была при власти, заполнить 5 тысяч (а именно такой является шестая часть должностей в исполнительной власти) руководящих вакансий действительно компетентными кадрами. Хотя социалисты уже не раз удивляли наблюдателей своим умением даже из небольшого политического капитала получать просто-таки огромные дивиденды — чего стоит только политреформа. Уйдет ли СПУ в оппозицию к новой власти и при каких условиях? Об этом — в интервью «Дню».
— На днях в интервью журналистам вы заявили, что, учитывая состояние переговоров между СПУ и Президентом Украины Виктором Ющенко, партия, скорее всего, не будет принимать участия в правительстве. Это окончательное решение СПУ?
— Окончательное решение пока не принято. В понедельник у нас состоялся политсовет, который поручил лидеру партии и политисполкому завершить переговорный процесс.
— В чем суть недоразумений?
— У нас нет недоразумений. У нас есть недоговоренности. С Виктором Ющенко перед выборами была договоренность, что каждую шестую должность в государстве будут занимать представители Соцпартии. Это главная проблема. Мы же с самого начала говорили, что готовы быть во власти, но как партия не собираемся идти на три или четыре должности.
— Если социалисты не будут принимать участия в формировании правительства, означает ли это, что СПУ будет в оппозиции?
— Социалисты никогда не сводили участие во власти к участию в правительстве. Ведь это всего-навсего три или пять лиц, для партии это мало что значит. Мы настаиваем на том, что у нас должна быть одна шестая должностей в Кабинете Министров, СНБО, руководстве госкомитетов, на уровне глав областных и районных администраций и их заместителей. То есть речь идет о всей вертикали власти. Это, согласно моим подсчетам, около 30 тысяч постов. 30 делим на 6 — выходит пять тысяч. Если мы эти должности получаем, то берем на себя реальную ответственность.
Наше определение относительно оппозиционности будет исходить только из того, что будет делать новая власть. Если она будет действовать на пользу народа Украины и будет реализовывать то, что отмечено в соглашении, которое мы подписали с Виктором Ющенко, мы не будем к этой власти в оппозиции. Даже если наших людей в ее структурах не будет. Но если власть будет действовать иначе, то, даже если там наши люди будут, мы все равно Президенту будем оппонировать. И своих людей начнем из властных органов отзывать. Мы приняли на политсовете решение о так называемом императивном мандате: люди идут во власть только по решению руководящих органов партии, и по их же решению отзываются оттуда. Если кто-то не будет подчиняться этому порядку, его ждет немедленное исключение из СПУ.
— А если вам предложат не шестую часть, а меньше должностей или должности меньшего веса?
— Безусловно, могут предложить такие должности, которые для СПУ не являются определяющими и принципиальными. Как известно, Соцпартия выступала против приватизации. А нам говорят: «берите» Фонд государственного имущества. Мы примем те предложения, которые нас удовлетворяют, и не примем те, которые нас не удовлетворяют.
— А почему, кстати, социалистов именно такие должности в правительстве интересуют — Минфин, Минтопэнерго и МВД?
— Это вытекает из нашего соглашения с Ющенко. Мы говорим, что нужно поднять зарплаты и пенсии. Пенсии, например, поднимает не Пенсионный фонд или Министерство соцобеспечения — эти ведомства только распределяют средства. Подъем зарплат определяется позицией Минфина и фискальной политикой государства. Если там будет наш человек, который обеспечит дополнительно 50 млрд. грн. в бюджет, делить будет что. Если такие поступления обеспечены не будут, нечего будет и делить. Также говорим о расследовании резонансных дел. Есть две должности, имеющие к этому отношение: Генпрокурор и министр внутренних дел.
— А энергетика?
— Энергетика — это та составляющая, которая дает доходы в бюджет — до 25%.
— Какие люди есть у вас на эти посты?
— Есть у нас люди.
— А фамилии?
— Мы не будем ни одной фамилии называть, пока не договоримся принципиально. Потому что это будет работой под конкретную фамилию. А мы говорим, что партнером в переговорах должна быть партия. Пусть скажут, что отдают нам эти должности, а мы потом определимся. Это может быть даже не член Соцпартии. Но человек, которому мы доверяем.
— Вы лично на какую-то должность претендуете?
— Я претендую на самые высокие должности. Но мне еще никто ничего не предлагал.
— Что вы думаете относительно предложенной Президентом Ющенко фигуры премьера — Юлии Тимошенко?
— В фильме «Ирония судьбы» есть такая фраза: «Поживем — увидим»...
— Вас не смущает непубличный характер договоренности между Ющенко и Тимошенко, благодаря которой госпожа Тимошенко и получила должность?
— Тайная дипломатия в политике всегда была, есть и останется.
— Вас это устраивает?
— Мне это не нравится. Но это — факт.
— Президент Ющенко обещал назвать кандидатуры министров еще до конца прошлой недели. Однако до сих пор они были не известны, их обещают обнародовать только после или во время голосования за премьера. С чем связана отсрочка?
— Если бы победила одна партия, было бы понятно, кто и куда идет. Но победила очень разновекторная политическая структура, там разные партии и различные люди. Была создана целая система обещаний. Сейчас идет процесс определения. Нет коалиционного правительства. Его и не будет, потому что нет провластной коалиции в Верховной Раде. Это переводит формирование Кабинета Министров в личностную плоскость. Учитывая то, что есть противоречия между отдельными лицами, — даже теми, кто представляет одну политическую силу, согласовать список правительства чрезвычайно тяжело. Я отлично осознаю всю сложность для Ющенко и Тимошенко выйти из этой кадровой ситуации. Но я бы им посоветовал одно — переговоры не должны вестись за кулисами. Нужно больше публичности и откровенности. К сожалению, избран другой механизм — двухсторонних стыковочных переговоров. Я до сих пор не знаю, что кому предлагается из социалистов, хотя я — первый секретарь Соцпартии...
— Нет большинства...
— Да, и не будет. Но я и не вижу потребности создания большинства в нынешней Верховной Раде. Потому что оно будет ненастоящим. Принять людей, которые работали в прокучмовском большинстве, в проющенковское — значит, опираться на «болото». Лучше пусть будет ситуативное большинство. Реальная работа между правительством и парламентом может начаться только после 2006 года.
Выпуск газеты №:
№18, (2005)Section
Подробности