ОПРОС «Дня»
Как Украине сохранить свою идентичность и в то же время не закрываться от остального мира?Владимир ШКОДА, философ (Харьков):
— Прежде, чем говорить о сохранении нашей идентичности, необходимо решить вопрос о ее существовании вообще. Могут ли люди, живущие в Украине, сказать «мы» с большой буквы? По моему мнению, украинское общество находится на пути установления своей идентичности. Наше общество многообразно, и это многообразие само по себе трактуется многими культурологами как ценность. Поэтому там, где можно зафиксировать традиционную однородность и гомогенность, многообразие создается искусственно.
Действительно, у нас есть то, что можно назвать политической нацией, мы имеем идеологов, которые считают, что Украина существовала чуть ли не вечно. Но я думаю, что для современного украинца важно осознать некую случайность образования того, что мы сейчас называем «Украиной». Сегодня нас объединяет историческое событие: мы, разные по крови, по вере, по мировоззренческим ориентациям, волей случая оказались вместе. Нужно данный факт осознать и начинать двигаться к тому, чтобы, в конце концов, можно было сказать о себе, что мы сформировались и что есть украинец. Украинец сегодня — это не «казак в вышиванке», это человек, живущий на территории страны, которая называется Украина. Сейчас всем гражданам этого государства, независимо от их этнического происхождения, нужно искать общие сущностные черты, чтобы прийти к идентичности, которая в данное время находится еще в процессе поиска.
Владимир ВОЙТЕНКО , профессор, доктор медицинских наук:
— Каждый человек, если он является психологически и психически нормальным, чувствует то, что мы называем патриотизмом или любовью к своей Родине, независимо от того, является ли она благополучной или нет. Но это первая стадия психологического созревания человека, которая является обязательной и без которой человек — калека. Далее идет вторая стадия психологического созревания, которая заключается в том, что человек осознает сверхнациональность, сверхгеографичность, сверхидентичные ценности. Нормальный патриот тогда является окончательно нормально сформированным человеком, когда он становится космополитом. Т. е. сначала стать патриотом, а потом — космополитом — это две нормальные стадии социально-психологического развития человека.
Сергей КРЫМСКИЙ, доктор философских наук:
— Мировой цивилизационный процесс является многоэтажным. Наличие разных этажей — верхних и нижних — происходит не по ценностной шкале, то есть верхний — не значит самый ценный, а нижний — не значит наименее важный. Если учесть эту особенность, окажется, что интеграционные процессы — глобализация, институты мирового сообщества — это верхний этаж цивилизационного процесса. Верхний в смысле более позднего времени его появления, а не в смысле фундаментальности, потому что при всей всеохватывающей силе этого процесса он не является всемогущим относительно культуры. Интеграционные процессы охватывают, главным образом, сферу производства, экономики, коммуникаций и науки. А в вопросах культуры остается фундаментальная дифференциация человечества. При всей мощности глобализационных процессов сохраняется и даже углубляется дифференциация культур Запада, Востока, Севера, Юга. При всей схожести геофизических условий, скажем, Швейцария и Тибет, Исландия и Цейлон производят впечатление разных миров. Поэтому здесь есть некоторое противоречие — при нарастании глобализации сохраняется этнический архипелаг человечества в смысле культурной дифференциации. Глобализация, скорее, касается массовой культуры. Массовая культура — вненациональна, но она, скорее, коммерческая, нежели та фундаментальная культура, которая характеризует развитие человечества.
Здесь необходимо сказать следующее: при всей необходимости включения в мировое сообщество, при всей необходимости учета интеграционных процессов в экономике и производстве важнейшим средством сохранения национальной самоидентификации является развитие культуры. Поскольку культура развивает личность человека, формирует людей, новые поколения. И в направлении именно культуры проходит главная магистраль национальной идентификации. Конечно, большое значение имеет государственный фактор — национальный суверенитет, национальная политика, но эти вопросы сейчас начинают уступать культурным процессам. Конечно, важным является значение национального государства как фактора национальной идентификации, но основное направление все-таки сохраняется за культурой и за способом развития человека и личности.
Я хотел бы также обратить внимание на то, что национальная идентификация связана с национальным сознанием и самосознанием. А национальное сознание имеет тоже многоступенчатую — культуру. Есть национальное сознание на уровне осознания общности типа малой родины, землячества, родного края; есть ступень национального сознания, связанная с регионом обитания людей, — это край, область; есть уровень национального сознания, связанный с страной в целом; есть уровень национального самосознания, связанный с более широкими этническими общностями, скажем, славянской или кавказской общностями; есть уровень, связанный с геополитическим фактором, скажем, европейцы, азиаты или африканцы; есть уровень сознания, связанный с приобщением себя к мировому сообществу, к тому, что мы все земляне и все пассажиры одного космического корабля, называемого планетой Земля. Если учесть эту многоступенчатость национального самосознания, то здесь, конечно, учет глобалистических процессов будет связан с повышением уровня национального самосознания, с движениям по ступеням национального сознания к интернациональным его срезам. Таким образом, развитие национальной идентификации не противоречит учету мировых факторов, интеграционным процессам. Но они должны рассматриваться не как нечто, противостоящее нации, а как общий человеческий сектор любой национальной общности. Ведь каждая национальная общность имеет не только единичные, не только особые, но и всеобщие аспекты. У каждой нации есть общечеловеческий сектор ее развития (к примеру, использование латинского языка для европейцев или персидского языка для Ближнего Востока). И если гармонически сочетать национальную специфику с учетом общечеловеческого уровня, то здесь не возникнет противоречия, хотя, конечно, в общей форме эти вопросы не решаются. Здесь очень много локальных проблем, потому что иногда мировое сообщество ведет себя не очень корректно, проявляет себя с точки зрения применения военной силы, как это было в Югославии или как это сейчас происходит в Афганистане. Применение военной силы всегда несет не меньшее зло, чем то зло, против которого оно направлено.
Владимир ДЕРГАЧЕВ, профессор, доктор географических наук (Одесса):
— Чтобы сохранить свою идентичность, необходимо, прежде всего, оставаться самими собою. То есть не слепо заимствовать либо имитировать чужой опыт, в том числе западный или восточный. Вместе с тем так как мы ощущаем себя европейской страной, то ответ на этот вопрос содержится уже в самой европейской традиции, европейской философии. Западная философия интерпретировала это следующим образом: пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не будем принадлежать тому, что будет. Поэтому если обратиться к десятилетнему опыту независимой Украины, то один из самых больших просчетов государственного строительства заключается в том, что в качестве фундамента построения украинского государства была взята лишь западноукраинская традиция как общенациональная. Вместо того, чтобы услышать многоголосье, на основе которого и строить украинскую государственность, власть пошла по наиболее простому пути.
На сегодняшний день можно констатировать межрегиональную специализацию в Украине. Западная Украина специализируется на национальной идее, в частности , на панукраинизме, а Восток отличается своим основательным вкладом в экономическую мощь государства. Конечно же, такое разделение функций просто недопустимо. Будущее нашей страны будет зависеть от умения власти услышать многоголосье современного украинского общества, которое проходит через призму многих традиций.
Выпуск газеты №:
№184, (2001)Section
Подробности