Опять манит их Златоверхий Киев...
28 июля православные верующие отмечают 1028-ю годовщину Крещения Киевской Руси, которое Москва использует для «мягкой интервенции»![](/sites/default/files/main/articles/27072016/1photo.jpg)
Киев — как центр Руси и источник христианства на этих землях — ежегодно привлекает к себе внимание православных разных церквей. Но в этом году дата Крещения Руси стала по-особому окрашена массовой провокацией со стороны УПЦ МП, а именно так называемым крестным ходом, который имел не столько религиозный, сколько идеологический и политический подтекст. По всему видно, что УПЦ МП, которая де-факто является филиалом РПЦ, использовала священную для христиан дату для подмены понятий и пыталась продемонстрировать свое доминирование на украинских землях. При этом возможные эксцессы, с которыми могло быть связано шествие, их мало интересовали.
Подмена понятий заключается еще и в том, что Московский патриархат в Украине надевает рясу якобы украинской церкви, пытаясь присвоить и историческое, и христианское наследие в интересах Кремля. Киев, как ценностный и сакральный центр тяжести, в данном случае служит для агрессора объектом посягательств. Таким образом, Московия пытается попасть не просто в тыл, а в центр руськой культуры, в то время как на востоке Украины она уничтожает украинцев градами и пушками. Украинцы же, в свою очередь, должны не вестись на якобы «миролюбивые» призывы агрессора, выстраиваясь в покорные молитвенные очереди, а беречь и воевать за собственное наследие, которое у нас пытаются украсть на глазах.
В КЛЕТКЕ ИЛЛЮЗИЙ МОСКОВСКОГО ПРАВОСЛАВИЯ / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»
Итак, вчера в центре столицы молебном на Владимирской горе завершился «Крестный ход за мир», организованный Московским патриархатом. Как предупреждали ранее, в Киеве правоохранители организовали высокий уровень безопасности: чтобы попасть на Европейскую площадь, людям нужно было пройти через рамки металлодетекторов, а в целом для охраны порядка привлекли 6 тыс. силовиков. Напомним, во вторник стражи порядка нашли боевые гранаты, дымовые шашки и муляжи взрывных устройств на маршруте следования «крестного хода», поэтому министр внутренних дел Арсен Аваков распорядился заблокировать проход акции по Киеву, а верующих пересадить в автобусы.
У многих жителей города это вызвало возмущение, что из-за «крестного хода» был заблокирован центр города и перекрыты важные транспортные артерии. Но ввиду того, что любая массовая акция усложняет передвижение по Киеву, все же большее возмущение было из-за содержания хода Московского патриархата. Многие называют это российским сценарием нагнетания ситуации в Украине. Другие говорят, что это определенный ответ РПЦ на попытки украинской церкви получить автокефалию. Напомним, после Всеправославного собора на Крите в прошлом месяце, в Стамбуле состоялось заседание Священного Синода Константинопольского Патриархата, который рассмотрел обращение Верховной Рады к Вселенскому патриарху Варфоломею с призывом предоставить УПЦ автокефалию. Тогда Синод решил передать это обращение на рассмотрение спецкомиссии. Поэтому это некая демонстрация русской церковью своего влияния в Украине и готовности начать войну теперь уже между христианами.
Однако, если подойти ближе к месту проведения молебна, инфернальная атмосфера несколько развеивается. На асфальтированном разогретом до адской жары Крещатике спокойно и смиренно в очереди к металлодетекторам отстаивались верующие, направлявшиеся к Владимирской горе. Зато рядом появлялись радикальные ура-патриоты, которые выкрикивали оскорбительные слова в адрес участников шествия. Очевидно, именно таких, но более массовых инцидентов добивались российские кураторы этой акции — чтобы столкнуть два мировоззрения. Причем и одни и другие в равной степени правы и неправы.
Для искренних верующих данный «крестный ход» с его апогеем на Владимирской горе — это настоящий праздник их веры. А вот действия активных ура-патриотов с закидыванием участников акции яйцами, обидами в сторону христиан воспринимается последними как «беснование», «искушение дать ответ», что еще больше их объединяет и утверждает в «правильности» выбора в интересах Московского патриархата. Очевидно, именно так следует понимать религиозное сознание этих людей.
«Сегодня меня в Киев из Волыни привела вера и благодарность Богу, что он помог мне избавиться от моей болезни, из-за которой мне давали прожить три месяца, — с тех пор по великой вере моя жизнь изменилась, — рассказывает молодая девушка Валентина. — Поэтому политика для меня не имеет значения — я пришла молиться. Что же касается других верующих, то многие из них паниковали из-за того, что ситуацию вокруг «крестного хода» очень нагнетали. А мы хотели продемонстрировать христианскую любовь, потому что так можно помочь друг другу».
Однако справедливости ради следует отметить, что люди, которые выступили против «крестного хода», прекрасно понимают, что за его организацией и лозунгами стоят не подобные Валентине люди, а прокремлевские и антиукраинские силы. Свой «крестный ход» УПЦ МП назвала «За мир и единство Украины», тогда как проблема не в единстве, а во внешней российской агрессии. Эта амбивалентность, в свою очередь, передается священникам и прихожанам, которые также не могут четко выразить мнение, что Россия — это агрессор и нам нужно защищать свое государство от нее. Конечно, поговорить со всеми участниками «крестного хода» невозможно физически, однако ни один из них — от священника до прихожанина — не смог четко и ясно ответить, страдает ли Украина от российской агрессии и почему они молятся за единство государства, а не призывают православных россиян прекратить войну.
«В церкви нет границ и пределов — она одна для всех, — говорит «Дню» протоиерей Василий из Уманской епархии. — Поэтому нельзя разделять ее на какие-то территории или расы, потому что Господь — один для всех, и спасать он пришел не праведников, а грешников, даже убийц, пьяниц. Поэтому я не могу назвать кого-то плохим или хорошим — все в руках божьих, и Господь сам нас рассудит. Если есть какие-то слова или дела — это нам попустительство за наши грехи. Нам нужно размежевать государственность и церковность, потому что мы отделены друг от друга. Мы пришли в Киев не свергать власть или устраивать новый Майдан — мы пришли молиться, чтобы в Украине был мир, чтобы восток и запад страны были вместе. Сегодня они встретились, поклонились друг другу и вместе пошли на Владимирскую горку».
В общество на протяжении длительного времени внедрялись разъединительные императивы, которые провокационными «маячками» искусственно разделяли украинцев. Так что не удивительно, что очереди состоят не из тех, кто ищет, а кто заблудился. Поэтому нужно вести спокойный диалог внутри общества, который не допустит еще большего религиозного раскола, и в то же время бороться за предоставление УПЦ автокефалии.
«ЕСЛИ БЫ РУКОВОДСТВО УПЦ МП ОСОЗНАВАЛО СВОЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ТО ОНО БЫ ОТКАЗАЛОСЬ ОТ ТАКИХ АКЦИЙ»
Андрей ЮРАШ, директор департамента по делам религий и национальностей Министерства культуры:
— Для меня в ситуации с «крестным ходом» есть две очевидные вещи, которые никто не может отрицать. Этот ход уже второй год организует УПЦ МП не просто как молитву, а как демонстрацию своей силы. Когда социологи, общественные деятели, государственные органы, включая Президента, говорят о необходимости единой поместной церкви и о том, что у нас в Украине абсолютное большинство тех, кто хочет видеть эту поместную церковь, то УПЦ МП, демонстрируя последующую ориентированность на подчиненность Москве, хочет, наоборот, показать раздробленность, мол, они могут сами собирать такие большие шествия. То есть на самом деле это не столько молитвенное мероприятие, сколько идеологическая демонстрация влиятельности, численности и важности.
Второе, что касается организации этого хода. Когда местные Советы начали запрещать проход хода, его участники начали демонстрировать то, что они пренебрегают законом и местными предписаниями. Это то, что УПЦ МП демонстрирует в отношении к уставам. Все религиозные организации пытаются подать уставы, которые бы соответствовали законам Украины. А УПЦ МП, наоборот, делает все, чтобы продемонстрировать свое пренебрежение законами Украины. При этом они спекулятивным образом обращаются к премьер-министру, вопя что их не регистрируют.
Но на самом деле они и дальше хотят воплощать модели, которые были при Януковиче, когда не существовало закона, а существовала воля и интересы конкретных лиц. Эта воля представляет не украинское общественное большинство, а внешние концепты. Так же и касательно крестного хода — он должен проходить в рамках закона и желаний местных общин.
Когда ответственное церковное руководство понимает, что инициированные им акции могут вызывать конфликты или сопротивление, то логично было бы не открывать «второй внутренний фронт». На фронте погибают десятки людей. Кто в них стреляет? Это не прихожане Киевского Патриархата или любой другой украинской церкви. Это те, кто декларирует себя прихожанами УПЦ МП или РПЦ. УПЦ МП манипулирует тем, что они якобы есть во всех регионах и якобы способны объединять государство. Эта спекуляция по всем социологическим исследованиям не соответствует действительности. Не более 20% поддерживает УПЦ МП. Поэтому она не может быть объединяющим началом. Напротив, она делает все для дестабилизации, как видим по последним событиям. Если бы руководство УПЦ МП осознавало ответственность и действительно хотело консолидации, то оно бы или проводило эти ходы локальным образом, или вообще бы отказалось от таких акций.
Выпуск газеты №:
№132, (2016)Section
Подробности