Основой экстремизма является политика, а не религия
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20010922/4171-4-2_0.jpg)
Некоторые российские и украинские СМИ раскручивают свой маховик — активную антимусульманскую кампанию, категорически требуя раз и навсегда покончить с исламом (по крайней мере на нашей территории), покончить с «никому не нужным» разнообразием культур, а также искоренить из сознания нашего общества все упоминания о таком «чужом славянам понятии, как общечеловеческие ценности». Поэтому мы с большим удовольствием публикуем размышления протоиерея о. Николая Забуги, профессора, ректора Киевской духовной академии и семинарии УПЦ Московского патриархата, которыми он поделился с корреспондентом «Дня».
В первую очередь, хочу подчеркнуть, что наша церковь — Украинская православная церковь (МП) безусловно и категорически осудила акты терроризма 11 сентября в США. В храме Киево-Печерской лавры прошла панихида по всем погибшим — независимо от их религиозной или этнической принадлежности или гражданства. (До сих пор неизвестно, есть ли среди погибших украинцы, православные)
Терроризм — одно из самых страшных явлений современности — это тройная трагедия — трагедия мировоззрения, трагедия для его жертв и, безусловно, также для самих исполнителей терактов. Ведь кровь невиновных всегда вопиет к небу об отмщении. И оправданий терроризму нет никаких. Относительно него существует только одна задача — искоренить. Но как? Боюсь, что на этот вопрос сегодня или нет ответов, или даются такие ответы, которые только усугубляют противостояние. Исторический опыт свидетельствует, что как акты террора, так и месть за террор, никогда, по большому счету, не достигают поставленной цели. Но ведь чуть ли не каждый американец считает, что нельзя оставить такой акт безнаказанным, что нужно руководствоваться принципом — «Око за око!». И перед США стоит выбор худшего среди двух вариантов дальнейших действий — безжалостно покарать или же согласиться на то, что наказание ни к чему не приведет. Здесь стоило бы вспомнить британцев, утверждающих, что в таких случаях нужно вообще отказываться от выбора, не выбирать между двумя плохими возможностями.
Считаю, что терроризм мусульманских фундаменталистов не является явлением религиозным, не отражает противостояние христианство-ислам, т.е. противостояние двух мировоззрений или догматики. В Украине, например, христиане и мусульмане уже несколько лет вместе работают во Всеукраинском совете церквей, что может быть примером нормального спокойного диалога между, как теперь говорят, «двумя цивилизациями». Для религиозной вражды отсутствуют мировоззренческие основания — ведь мусульмане считают Иисуса Христа если не Сыном Божьим, то одним из великих пророков человечества. Они периодически посылались Богом (Аллахом) на землю для того, чтобы напомнить людям основы веры и праведности. Напомню, что корни догматики Ислама находятся в Святом Писании христиан.
Существует только одна действительная основа фундаментализма и терроризма. Это политика: мировая, региональная или локальная. А экстремисты любой религии всегда могут найти — и находят — оправдание своих целей и методов в религиозных доктринах, по-своему толкуя священные тексты. Так, считается, что джихад — священная война с немусульманами — позволяет применять любые средства. Между тем, многочисленные мусульманские страны уже давно стали частью мирового сообщества, и не в их государственных интересах ведение религиозных войн, как это было в средневековье.
Если послушать сегодня некоторые СМИ, то можно подумать, что мусульманский терроризм — это что-то новое и исключительное в этом мире. Но разве не политические террористы привели, в конце концов, к революции 1917 года? Не был ли терроризмом сталинский режим? Сколько людей уничтожили, сколько людей унизили и духовно покалечили! И никто даже не покаялся, не попросил прощения. Или вспомнить то, что делалось в Афганистане в течение целых десяти лет при советской власти. Мне пришлось там служить, приходилось обсуждать ситуацию с афганцами — теми, которые были, якобы, на стороне Союза. Запомнилось, как один из таких собеседников сказал по поводу того, что промосковская власть «раскрепощает» женщин Афганистана: «Заставлять мусульманских женщин снять чадру — это то же самое, что, например, заставлять русских мужчин бегать по Красной площади без трусов!» Десять лет проливали тогда в Афганистане свою и чужую кровь — чего достигли? То же самое ждет США. От их ударов пострадают, как всегда, только простые люди. Всем очевидно, что отплата, наказание будут и неэффективными и неадекватными, принимая во внимание военную мощь США. Хотя СМИ здесь весьма преувеличивают — война, конечно, будет, но не мировая, а местная. И безрезультатная.
С течением времени, по статистике СМИ, масштабы террора — не только мусульманского — растут. И люди, общество привыкают к этому. Как, например, российское общество привыкло к Чечне, где каждый день убивают. Говорят, что смерть одного человека — трагедия, смерть многих — статистика. Это очень опасно и страшно — привычка, адаптация людей к тому, что не является нормальным, но является повседневными реалиями. Опасно особенно для молодого поколения, которое часто в душе не противится этому, воспринимает это ужасное и ненормальное, как нормальное и обычное. Пока, конечно, оно не коснется лично. Сколько, например, анормальной будничности в сочетании слов «профессиональный киллер»! Одной из форм современного террора — психического террора — можно считать также те фильмы, которыми переполнено ТВ.
Рад тому, что в Украине уже 10 лет мир, отсутствие серьезных конфликтов. В этом можно видеть проявление глубинной — иногда и несознательной — мудрости как нашего народа, так и нашего государства. Мы, со своей стороны, пытаемся в наших семинарии и в академии соответственно воспитывать будущих священников и богословов. В частности, у нас в программе курс «История экуменизма», ориентируем студентов не на изоляцию, не на замыкание в своей конфессии, но на то, что каждый человек имеет право выбора, право свободы совести. Даже в такой традиционно православной стране, как Украина. Ибо, единство и покой нации основывается на праве каждого отличаться от других и на добровольном долге уважать других.
Выпуск газеты №:
№171, (2001)Section
Подробности