«Острая памятная дата»
Эксперты — о ситуации в Одессе накануне 2 маяМеньше недели осталось до годовщины трагических событий 2 мая. Два года назад во время массовых столкновений и пожара в одесском Доме профсоюзов погибло 48 человек, а более 200 получили ранения. В этом году 2 мая в 14.00 на площади у Дома профсоюзов люди соберутся почтить память погибших. Чтобы избежать беспорядков, правоохранители начали подготовку к усиленному режиму работы. Пресс-служба ГУНП сообщает об усилении служебной деятельности подразделений полиции с 30 апреля по 3 мая. Кроме того, в сообщении говорится о развертывании работы Оперативного штаба ГУНП и его рабочей группы в круглосуточном режиме.
Однако в городе уже начали происходить события, порождающие опасения жителей относительно эскалации конфликта. В ночь на 26 апреля в шахте лифта админздания банка «Південний» произошел взрыв. Полицейские обнаружили через дорогу от банка РПГ-26, из которого до того произвели выстрелы в здании. А уже утром 26 апреля был разогнан «антитрухановский майдан» — группа неизвестных напала на палаточный городок. Также одесситы сообщают о распространении агитационной продукции антиукраинского характера.
«Главное: срежиссированная игра достигла поставленной на сегодня цели — к Одессе привлечено внимание не только в Украине. События этой ночи (обстрел из РПГ офиса банка и разгон акции в центре города под антимэровскими лозунгами) могут иметь негативное для города развитие в виде усиления межкланового политического противостояния и попыток дестабилизации военно-общественного характера, — утверждает журналист, координатор группы «Информационное Сопротивление — Юг» Сергей БРАТЧУК. — Как мы и предполагали, сценарий 10 апреля получает свое продолжение: Одессу пытаются «раскачивать». Причем «кукловоды» используют как внешние, так и внутренние факторы. К первым принадлежат попытки нагнетания накануне 2 мая паники среди населения усилиями антигосударственных сил, ко вторым — использование «втихую» сложившейся ситуации с прицелом на решение политических задач внутри страны».
О настроениях, господствующих в городе, на своей странице в «Фейсбуке» пишет медиа-эксперт Зоя КАЗАНЖИ: «Мы имеем две ярко выраженные стороны — участников процесса... Обе группы травмированы, им не нравится нынешнее положение дел. Каждому по-разному, но не нравится. В прошлом году, когда я работала в Одесской ОГА, мы получали массу критики по поводу того, что «бесконечно занимаемся безопасностью». По состоянию на сегодня можно констатировать, что уязвимая безопасность продолжает оставаться наибольшим вызовом и наибольшей проблемой. Тема безопасности пока что не сходит с наших радаров. По состоянию на сегодня город имеет несколько групп влияния и принятия решений. Все группы политически между собой конкурируют. Хорошо это или плохо? Хорошо, потому что большинство этих групп состоят из представителей финансово-политических кругов, и им точно не нужны здесь никакие качели. Плохо, потому что нет единого голоса, который нужен, когда возникают подобные ситуации».
«2 мая — это трагический день. Мы все должны хорошо подумать, что происходит с нами и с нашим городом. Это всегда будет нашей раной, и я считаю, что это не день для митингов, а траурная дата. Город нужно сшивать, а не разрывать, — рассказывает блогер Ирина МЕДУШЕВСКАЯ. — В Одессу должны приезжать туристы, мы должны на майские праздники встречать гостей. А сейчас около мэрии проходит «антитрухановский» митинг под партийными знаменами «Свободы». У нас свободная страна, и, конечно, каждый может выходить с протестами. Однако когда они проходят под партийными знаменами, то автоматически перестают быть народными. Этими акциями обесцениваются слова «патриотизм» и «майдан». Мэра же никто не назначал, его избрал город. Если хотят снять мэра — пусть подают в суд. Из-за этих событий мы упускаем момент, что в состав «Оппозиционного блока» вошел Сергей Кивалов, добивающийся для Одессы статуса «порто-франко». А особый статус Одессы — это то, о чем мечтал Медведчук, — федерализация Украины. Нашим регионом никто не занимается, и меня это пугает. А я повторяю: Одесса — это ключ к Украине. Одессу нужно беречь и любить».
«День» также спросил экспертов о ситуации в городе накануне годовщины 2 мая, а также о том, грозят ли городу провокации.
«СЕЙЧАС НЕТ ТАКОГО МОБИЛИЗАЦИОННОГО РЕСУРСА, КОТОРЫЙ БЫЛ В 2014 ГОДУ»
Инна ТЕРЕЩЕНКО, конфликтолог:
— Некоторые памятные даты являются довольно острыми. Понятно, что поскольку страна еще пребывает в состоянии «гибридной войны», то такие дни могут быть использованы для провокаций с разных сторон. И даже опасение перед «возможной эскалацией конфликта» может стать своеобразным триггером. В ситуации конфликта часто бывают случаи, когда люди говорят не о себе, а о форме поведения, которую ожидают от других. Это нормально, с точки зрения конфликта. Однако в острых ситуациях вызывает эмоциональное волнение.
Я надеюсь, что в городе не будет открытого противостояния, невзирая на существование разных радикальных групп. Все исследования, проводившиеся до этого времени, говорят о том, что сейчас нет такого мобилизационного ресурса, который был в 2014 году. Единственное предостережение людям, которые будут отмечать памятные даты: нужно быть осторожными и постараться включать рациональное поведение. Поскольку такие ситуации могут быть использованы для поднятия эмоциональной волны.
Главное, чтобы все происходило в рамках закона. В прошлом году были серьезные опасения относительно столкновения двух эмоционально заряженных групп. Однако тогда милиция предупредила их пересечение. Думаю, что в этом году правоохранительные органы обеспечат параллельное существование людей, пребывающих в разных эмоциональных состояниях.
Я не исключаю, что когда говорят о «репетициях» какого-то «сценария», это является одним из видов нагнетания напряжения. Потому что «гибридная война» состоит и из информационного влияния, распространения слухов. А подобные «вбросы» — и есть одно из средств нагнетания, манипуляции нашими настроениями.
«НЕОБХОДИМО, ЧТОБЫ ЛЮДИ ВКЛЮЧАЛИСЬ В ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ТОГДА ОНИ НЕ БУДУТ ПЕРЕХОДИТЬ К УЛИЧНЫМ СТОЛКНОВЕНИЯМ»
Василий ПОПКОВ, политолог:
— Это, безусловно, трагический день и в истории нашего города, и Украины в целом. Одесситы относятся к этой дате с большим трагизмом, негативный осадок остался в памяти. Я думаю, что городские власти примут необходимые меры для поддержания правопорядка. Но это задача не только города или области, а всей страны. Нам нужно глубоко менять нашу психологическую атмосферу. Нужно формировать атмосферу заботы, внимания к людям. Здесь большую роль должны играть интеллигенция, люди, формирующие общественное мнение.
Серьезного анализа требует не только ситуация в Одессе, а вообще те духовные тенденции, которые происходят в мире. Принципиальный вопрос — это борьба тенденций Аристотеля и Макиавелли. Аристотелевское определение политики — это взаимное просвещение людей, их взаимодействие ради движения к общему благу. А главное в тенденции макиавеллизма — достижение власти любой ценой. К сожалению, практика новой и новейшей истории показывает, что мы живем по второй тенденции. И этот подход как раз порождает конфликты и войны. Анализируя события в Одессе, хочется сделать акцент на том, что в нашем обществе есть разные политические силы, которые хотят монополизировать право на насилие, поэтому появляются частные армии и группировки. Это должно быть исключено из практики любого государства, поскольку лишь государство должно иметь монополию на применение силы. И когда идет речь о процессуальном анализе событий 2 мая, очень важно сделать акцент на четкую, жесткую, правовую линию. Без политизирования и ставки на политические технологии.
В сложных политических процессах, особенно связанных с изменением общества, нельзя делать ставку на инстинкты массы, толпы. Это часто приводит к печальным последствиям. Лидером должна оставаться умная политическая элита. Чтобы общество успешно развивалось, нужно реализовать такие принципы: максимально учитывать интересы меньшинств, совмещать принципы представительской и прямой демократии. Необходимо, чтобы люди активно включались в политический процесс — не формально, а по-настоящему. Тогда они не будут переходить к уличным грубым столкновениям.
Существует три типа конфликтного взаимодействия: подавление конфликта, доведение конфликта до крайнего антагонизма и стремление к преодолению конфликта. Думаю, что наше общество, с учетом всего трагического опыта, должно выстраиваться в третьем режиме. Понимать, что конфликты не исчезнут из общественной жизни, однако стремиться к их решению, учету всех позиций и мнений.
Выпуск газеты №:
№75, (2016)Section
Подробности