От «домашних заданий» — к системным реформам
— Для Украины определены критерии, выполнение которых приближает перспективу европейской интеграции: обеспечение политической стабильности, демократия, соблюдение прав и свобод граждан и, естественно, создание эффективно действующей экономики. Если валовый внутренний доход на душу населения по странам ЕС составляет $ 15 тысяч в год (конечно, с достаточно большим отличием между Люксембургом и Португалией или Грецией), то страна, которая хочет стать полноправным членом ЕС, должна иметь как минимум 50% от этого показателя. Возможно, страны, которые сейчас будут присоединяться, несколько снизят эту планку, но все же никак не до сегодняшнего украинского уровня ($600 в год на человека. — Ред. ). Чтобы обеспечить поступательное развитие Европы, нужно быть готовым не только брать, но и что-то вносить. А для этого стране необходим определенный уровень экономического развития. Вступление в ЕС — это не панацея. Швейцария не является членом ЕС. В Норвегии на референдуме также проголосовали против вступления. У швейцарцев — это своеобразный эгоизм. Они всегда проводили определенную политику изоляции. А сейчас они настолько богаты, что не понимают, зачем вносить деньги в общий бюджет ЕС и ничего оттуда не брать. То же самое касалось Люксембурга и Дании, экономическое развитие которых настолько успешно, что они не являются получателями общеевропейских ресурсов. Ну а страны послабей рассчитывают на помощь со стороны более богатых членов ЕС. Например, Испания, Греция, Португалия. Конечно, получение этих ресурсов — это большая ответственность по поводу их использования.
— Что означает для Украины Соглашение о партнерстве и сотрудничестве?
— СПС является сегодня базовым документом, который определяет наши взаимоотношения с ЕС. Кроме того, в нем заложены принципы международной торговли, которыми руководствуются все страны мира. Если мы хотим стать частью цивилизованного мира, мы также должны руководствоваться этими принципами. СПС охватывает наиболее важные области, в которых Украина должна выполнить требования европейской интеграции. Это и сотрудничество в сфере политики, налогового регулирования, таможни, культуры, науки, ядерной безопасности и т.д. Однако основное ядро СПС — это создание торгово-экономического режима, соответствующего нормам ЕС. Но это соглашение не является преференционным, как с нашей стороны по отношению к ЕС, так и наоборот. СПС закладывает режим наибольшего благоприятствования, но не режим свободной торговли. Документ предусматривает, что стороны могут рассмотреть в качестве следующего этапа возможность заключения соглашения о свободной торговле. Но только в том случае, если уровень развития нашей экономики достигнет рыночных параметров, которые позволят нам эффективно торговать уже в режиме свободной торговли.
— Может ли Украина защитить свой внутренний рынок, не нарушая условий СПС?
— На рынке действуют три оператора: государство, предприятия и население. Зачастую их интересы не совпадают. У потребителя цель — получить качественные товары по доступной цене, у государства — обеспечить сбор налогов, выполнение бюджета и развитие экономики в целом, производители хотят получить прибыль. Но вот с предприятиями и возникает сложность. С одной стороны, хотелось бы получать дешевый импорт, необходимый для собственного производства, с другой стороны — защититься от импорта. В этой ситуации сказывается то, что у нас с разными государствами и разные режимы торговли. Со странами СНГ у нас соглашения о свободной торговле, т.е. все таможенные ставки практически нулевые. Более того, если говорить о России, то на границе не взимается и НДС. То есть практически свободный поток товаров, хотя структура товаров, за исключением энергоносителей, симметрична. Что касается стран ЕС, то у нас есть определенные тарифы. К защите внутреннего рынка должен быть комплексный подход. Мы не можем для стран ЕС и СНГ устанавливать таможенные ставки, предусматривая при этом такое количество исключений, что вся торговля практически и проходит в режиме исключения. Делая исключения, мы создаем неконкурентные условия для своих производителей. Одним мы даем льготы, другим — нет. Элемент протекционизма должен дать возможность вырасти своим предприятиям. Если мы на своем рынке не способны создать условия для здоровой конкуренции, то невозможно говорить и о защите внутреннего рынка от внешних сил.
— Сейчас много говорят не только об интеграции в Европу, но и о дальнейшем сближении с Россией...
— Наши отношения с Россией должны строиться на мировых принципах торговли. Да, есть соглашение о свободной торговле. Но есть и мировые принципы таких соглашений. Если есть общие правила изымания косвенных налогов, то от этого никуда не денешься. Сегодня украинско-российские отношения осуществляются в режиме каких-то договоренностей и умолчаний, а это никак не способствует прозрачности торговли. Необходимо строить наше сотрудничество на принципах, удовлетворяющих принципы свободной торговли.
— Каков позитивный и негативный опыт приближения украинского законодательства к стандартам ЕС?
— Мы хотим интегрироваться в ЕС, где существует целый массив норм законодательства, часть из которых являются обязательными для членов ЕС, часть рекомендательными. В этом контексте необходим анализ нашего законодательства — насколько последнее сегодня отличается от европейского. Это длительный процесс, тем более с учетом наших экономических возможностей. Поэтому мы говорим именно о приближении, а не о гармонизации законодательства — это более высокая степень соответствия. Мы выбираем ключевые моменты европейского законодательства и стремимся «застолбить» их в нашем. Но главная проблема для Украины даже не в подготовке нового законодательства, а в его выполнении. Ведь у нас большое количество нормальных законов, которые на практике не срабатывают.
— Сейчас существует масса социологических опросов, которые показывают, что отношение населения к европейской интеграции неоднозначно...
— Для многих украинских граждан проще воспринимать сближение с Россией: нет языкового, образовательного барьеров, структура экономики во многом сходна. Люди уверены, что там найти рабочее место намного проще. Европа же — это другой язык, различие профессиональной конъюнктуры. Мы реально понимаем, что большинство нашего населения в европейских условиях может выступать лишь в качестве низкооплачиваемой рабочей силы. Но европейский рынок платежеспособный, это рынок с огромными возможностями. А с Россией нас роднит общая неплатежеспособность.
— Виктор Кальник подтвердил намерения Украины уже в этом году вступить во Всемирную организацию торговли. Как вы оцениваете этот шаг?
— Как известно, существует целый ряд вопросов, предъявляемых в этой связи к Украине. Сегодня объявлено о том, что уже решена их большая часть. Но наша проблема заключается в том, что мы как будто выполняем «домашние задания». Мы что-то решаем, не меняя саму систему. Например, мы отменили минимальные таможенные стоимости, но законодательно этот вопрос не урегулирован. Процесс изменений должен быть более глубоким и системным.
Выпуск газеты №:
№93, (2000)Section
Подробности